Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа предназначена для детей 4- 5 лет. Развивающее обучение идет по двум направлениям: математическое развитие и подготовка к обучению грамоте.
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.
Обучение ребенка родному языку очень важно. Язык - средство общения и познания. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayka_4-5.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка для детей 4-5 лет» носит социально-педагогическую направленность. Программа рассчитана на детей 4-5 лет. Она направлена на развитие речи, развитие интеллектуальных способностей, развитие произвольности, развитие познавательной активности детей. Предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью
Актуальность программы
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Очень важно помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для него начало очень важного периода - школьного детства. Приобретенные ребенком навыки и приемы могут благотворно проявиться в учебе, формируя интерес к ней
Развивающее обучение идет по двум направлениям: математическое развитие и подготовка к обучению грамоте.
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.
Обучение ребенка родному языку очень важно. Язык - средство общения и познания. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем миром.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала, ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка, это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники переживают как единое целое. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким-либо видам мыслительной деятельности.
У детей развиваются личностные качества, такие, как терпение, усердие, самостоятельность, аккуратность, т.е. происходит нравственное развитие. Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Адресат программы. Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы «Развивайка для детей 4-5 лет» - 1 год. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет соответственно 8 занятий в месяц. Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет – не более 20 минут.
Объем программы в учебном году составляет 72 часа.
Форма обучения и организации занятий: групповая, подгрупповая.
Главная цель программы – формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи программы по грамоте:
1. Формировать устную речь, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
Задачи программы по математике:
1. Развивать умственные способности детей, самостоятельность мышления.
2. Расширять математический кругозор, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Добиваться прочного усвоения счетных операций, ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, во времени, научить распознавать свойства предметов и геометрические фигуры.
Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие видов деятельности, где присутствует единый игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, проявляя свои индивидуальные способности, при этом к ребенку развивается умение адекватно оценивать свою деятельность.
Приоритетной формой занятий по всем видам деятельности выступает игра, поскольку все, что преподносится с помощью игровых методик, наиболее доступно для детей, позволяет им раскрыться и дает возможность для самореализации. Занятия проводятся с использованием занимательного материала (игры, занимательные упражнения, графические и подвижные игры). Используются также такие формы, как беседа, рассказ, практическая и самостоятельная работа, экскурсия, викторина и т.д.
Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование разделов | Общее количество часов | В том числе | |
теория | Практика | |||
Математика | ||||
1 | Форма | 8 | 3 | 5 |
2 | Величина | 8 | 3 | 5 |
3 | Счет | 14 | 5 | 9 |
4 | Ориентировка в пространстве | 8 | 4 | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 7 | 4 | 3 |
6 | открытое занятие | 1 | 5 мин | 15 мин |
Итого: | 48 | |||
Обучение грамоте | ||||
7 | Гласные звуки | 8 | 3 | 5 |
8 | Согласные звуки | 16 | 6 | 10 |
9 | Звуковой анализ | 12 | 6 | 6 |
10 | Слоговое чтение | 11 | 4 | 7 |
11 | открытое занятие | 1 | 5 мин | 15 мин |
Итого: | 48 |
Содержание учебного плана
№ | Название темы | Количество часов, всего | Содержание занятий | Необходимые материалы | |
Раздел «Математика», «Обучение грамоте» | |||||
1 | Форма | 8 | Закрепить знания детей о геометрических фигурах и формах: круг, треугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр. Познакомить с фигурами: прямоугольник, овал, многоугольники. Учить видеть геометрическую аналогию; делить фигуры на две и четыре равные части | Наборы геометрических фигур, цветные карандаши, ножницы, работа на индивидуальных листочках «Преобразуй фигуру», «Найди лишнюю фигуру» | |
2 | Величина | 8 | Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте | Наборы демонстрационного материала, цветные карандаши, напольная мозаика «Лошарики» | |
3 | Счет | 14 | Закрепить знания цифр от 1 до 5.Познакомить с цифрами от 6 до 9.Продолжать учить счету и отсчету предметов в пределах 10. Учить сравнивать множества. | Математические наборы на каждого ребенка, пластилин, шнурки, палочки и т.д. Упражнение «Укрась цифру», «Назови следующее число» (с мячом) | |
4 | Ориентировка в пространстве | 8 | Закреплять знания слов, выражающих пространственное расположение предметов (на, под, перед, за, вверху-внизу). Учить ориентироваться на плоскости листа | Набор игрушек, индивидуальные задания на листиках, цветные карандаши, графическое упражнение «Лесенки», «Осенний ковер» | |
5 | Ориентировка во времени | 7 | Закреплять названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; понятий: вчера, сегодня, завтра,; учить называть время года, от текущего | Картинки, изображающие части суток, времена года. | |
6 | Гласные звуки | 8 | Закрепить знание звуков А,О,У,И. Познакомить со звуками и буквами Ы,Э; различать звуки по артикуляции, учить выделять заданный звук из ряда звуков хлопками | Цветные карандаши, пластилин, шнурочки, карточки с буквами, упражнения «Найди и обведи», детские прописи | |
7 | Согласные звуки | 16 | Закрепить знания букв М,П. Познакомить с буквами Б,Д, З-С, Ж-Ш, Г-К, С, Н. Учить писать буквы фломастерами, давать им характеристику, ввести понятие «согласный звук». | Фломастеры, карточки с буквами, индивид. Задания «Полубуковка» «Найди и раскрась», «Найди домик для звука» | |
9 | Звуковой анализ | 12 | Продолжать учить выделять заданный звук из ряда звуков и ряда слогов, узнавать буквы в названиях детских книг, придумывать слова с заданным звуком в начале слова и делить на слоги. | Детские книги, упражнения «Спой звук, как я», «Сколько звуков я спела», «Где я спела заданный звук», «Улавливай шепот» | |
10 | Слоговое чтение | 11 | Продолжать учить читать слоги, составлять из знакомых букв слова (мак, нос, сом…), составлять слова с заменой буквы (сом-сок, мак-бак…) | Упражнение «Буква догоняет буковку», «Кто в домике живет» «Телеграфисты», слоговые таблицы. | |
11 | Итоговая аттестация | 2 | Открытое занятие |
Содержание программы
Математика
Сентябрь
1.Повторение по программе II младшей группы: счет и отсчет предметов в пределах 10; счет на слух в пределах 5 и т.д.
2.Показывать и называть круг, шар; квадрат, куб; треугольник.
Упражнения:
- «Что справа (слева) от тебя?»;
- «Осенний ковер» (ориентироваться на плоскости).
3.Учить последовательность времен года, знать текущее время года.
4.Выкладывать из фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) узоры по словесным указаниям. В прописях и на листиках – графические задания с цифрами 1 и 2.
Октябрь
1.Познакомить с цифрой 4. Сравнивать множества в пределах 4.
2.Упражняться в порядковом и количественном счете в пределах 10; учить обратный счет от 5 до 1. Ориентироваться на плоскости, находить верхний правый, нижний левый и т.п. углы.
3.Правильно употреблять названия геометрических фигур и выкладывать узоры по словесным заданиям и по образцу. Находить круги в предметах вокруг себя (учиться видеть геометрическую аналогию).
4.Сравнивать предметы по длине. В прописях и на листиках – графические задания с цифрами 3 и 4.
Ноябрь
1.Сравнивать множества в пределах 5. Учить обратный счет в пределах 6.
2.Учить делить круги на две и четыре равные части, сравнивать часть и целое; ввести в словарь детей понятия; половина, четверть (просмотр видеофильма по сказке В. Сутеева «Мешок яблок», беседа по содержанию). Сравнивать круг и овал, различать по размеру.
3.Учить понимать прилагательные в сравнительной и превосходной степенях сравнения (большой – больше – самый большой). Сравнивать предметы по ширине.
4.В прописях и на листиках графические задания с цифрой 5. Логические задачи типа «Найди лишнюю фигуру»; графическое упражнение «Преобразуй квадрат» и т.д.
Декабрь
1.Сравнивать множества в пределах 6. Познакомить с цифрой 6. Находить ее в математическом лото, лепить из пластилина. Игровое упражнение «Циферка за циферкой» (выкладывать по порядку от1 до 6).
2. Закреплять знания о четырехугольниках, предложить самостоятельно объединить квадрат и прямоугольник общим названием. Находить четырехугольники в предметах вокруг себя.
3. Продолжать учить выкладывать узоры из геометрических фигур, ориентироваться на плоскости листа, сравнивать предметы по длине и высоте,
4. Продолжать учить употреблять в речи слова, выражающие пространственное расположение предметов: предлоги (перед, за, около), наречия (близко – далеко).
Январь
1.Познакомить с цифрой 7. Сравнивать множества в пределах 7. Выкладывать по порядку цифры от 1 до 7. Учить обратный счет в пределах 7. Нарисовать радугу.
2.Игровое упражнение «Назови следующее число» (с мячом). Учить счету до пяти, согласовывая числительные и существительные.
3.Познакомиться с многоугольниками (пяти-, шести-, восьмиугольник). Понятие «пара». (что обычно продают парами?).
4.Познакомиться с объемными фигурами: конусом и цилиндром, различать и называть их. Изготавливать конусы и цилиндры из бумаги в свободное время вместе с воспитателями.
Февраль
1.Познакомить с цифрой 8. Сравнивать множества в пределах 8. Упражнение «Раскрась цифру». Упражнять в выкладывании цифр от 1 до 8 (в виде соревнования). Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10, обратный счет от 5 до 1. Осуществлять сериацию до 8 предметов (по высоте, длине, ширине).
2.Иметь представление о такой фигуре, как пятиконечная звезда. Закреплять знания о геометрических фигурах; учиться употреблять в речи предлоги и наречия, выражающие пространственное расположение предметов.
3.Познакомить с линиями: прямые, кривые, ломаные, узнавать, показывать и называть их в предметах вокруг себя.
Март
1.Познакомить с цифрой 9. Сравнивать множества в пределах 9. Находить и раскрашивать соответствующим цветом цифры от 1 до 9 в картинках.
2.Познакомить со знаками «больше», «меньше», «равно», упражнять в правильном использовании этих знаков. Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
3.Работа в прописях с цифрами 7 и 8.
4.Характеристика треугольника. Учиться чертить треугольник при помощи линейки по трём заданным точкам. Нарисовать «Город треугольников». Логическая задача: как можно разделить квадрат при помощи одной линии на два треугольника?
Апрель
1.Сравнивать множества в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового, обратного счета в пределах 10, учить считать от названного числа.
2.Учить видеть геометрическую аналогию («Преобразуй круг»).
3.Учить делить квадрат и прямоугольник на 2 и 4 части, сравнивать целое и части.
Логические задачи с палочками на преобразование фигур.
4.Составлять узоры из кругов различной величины и цвета по образцу.
Май
1.Познакомить со знаками «+» и «-«, действиями сложения и вычитания. Учить прибавлять и вычитать в пределах 5.
2.По картинкам составлять и решать задачи в пределах 5.
Логическая задача: разделить квадрат на 2 и на 4 треугольника (с использованием палочек).
3.Закрепление пройденного материала.
4.Познакомить с последовательностью дней недели.
Итоговая аттестация: открытое занятие
Июнь, Июль, Август
Число 5 – морские звезды, по 5 пальцев на руках и ногах человека, 5 лепестков у фиалки.
Число 6 – шесть ножек у паука и др. насекомых, соты в форме шестиугольника.
Число 7 – радуга.
Число 8 – щупальца осьминога и т.д. Различные наблюдения, игры
Грамота
Сентябрь
1.2. Дать детям понятие «звука», то, что мы слышим и произносим. Учить различать звуки, издаваемые различными предметами. Развивать слуховое внимание. Имитировать голосом звуки, произносимые различными животными. Активизировать словарь детей (упражнение «Кто как голос подает?»: корова мычит, собака лает……).
3.4. Познакомить со звуками – «певцами» А, О, У, Ы. Различать их по артикуляции. Выделять заданный звук из ряда звуков (хлопками).
Игры на развитие слухового внимания
- «Где позвонили?» - определять направление звука;
- «Узнай инструмент» - определять силу звука.
Октябрь
1.Развивать слуховую память: упражнение «Повтори песенку за мной» (из 2-3 звуков); слуховое внимание «Где я спела заданный звук?» - в начале или в конце.
Различать звуки А, О, У, Ы по артикуляции, выделять заданный звук
2.Находить буквы в слоговых таблицах, выкладывать из палочек буквы А, У.; рисовать цветными фломастерами буквы О, Ы.
3,4. Упражнения на формирование грамматического строя речи:
- «Он, она, оно» - отработка в речи существительных мужского, женского, среднего рода;
- «Мой, моя, моё, мои» согласование притяжательного местоимения с существительными (мой мишка, моя игрушка, моё зеркало, мои кубики…). Беседа об осени.
Ноябрь
1.Выбирать картинки со звуками А, О,У в начале слова. Делить 2-3 сложные слова на слоги (части) хлопками.
2.Познакомить со звуками М, П; давать им характеристику. Различать твердые и мягкие звуки М – МЬ, П – ПЬ; выделять их из ряда звуков хлопками.
3.Упражнение «Буква догоняет букву»: читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, ПА, ПО, ПУ, ПЫ в слоговых таблицах.
4.В детских прописях раскрашивать, штриховать и обводить буквы А, О, У, Ы, М, П. Беседа о дарах осени (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Декабрь
1.Познакомить с буквой Б давать им характеристику
2.Познакомить с буквой Д., дать характеристику.
Читать слоги открытые и закрытые с согласными Б, Д, М, П.
Выбирать картинки со звуками Б, Д в начале слова. Делить 2-3 сложные слова на слоги (части) хлопками.
3.Придумывать слова со звуком А в начале слова и делить эти слова на слоги.
4.Упражняться в подборе прилагательных к существительным (елка какая? высокая, зеленая, пушистая…)
Упражнение на формирование грамматического строя речи:
- «Чьё перо, чей хвост, чьи лапы»
- «Какой компот (варенье)?» - образование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего рода;
- «Из чего компот (пирог)?» - употребление существительных в родительном падеже с предлогом ИЗ.
Игры на развитие речевого слуха:
- «Улавливай шепот».
Беседа о зиме: об изменении в поведении людей, животных, птиц.
Январь
1, 2. Познакомить с буквами З-С, Ж-Ш (сказка «Лесная история»), давать им характеристику.
3.Упражнение «Буква догоняет букву»: читать слоги открытые и закрытые с согласными З-С, Ж-Ш. Раскрашивать их в детских прописях.
4.Придумывать слова со звуком О в начале слова и делить эти слова на слоги.
Ввести понятие «гласные» звуки, их обозначение – красным цветом.
Разучивание стиха «Однажды в лес пошли гулять…» с одновременным прорисовыванием картинки.
Дидактическая игра «Паровозик» - учит определять место звука в цепочке из трех звуков.
Упражнение на формирование грамматического строя речи:
- образование глаголов от существительных (бег – бежит, смех – смеётся…);
- образование прилагательных от существительных (хлеб – хлебный, вода – водяной…);
- образование существительных множественного числа от единственного (упражнение «Один-много»: стол – столы, книга – книги…).
Беседы о зиме: о зимующих птицах; о зимних забавах.
Февраль
1, 2. Познакомить с буквами Г - К, (сказка «Паровозик из Ромашково»), дать им характеристику; сравнить по звучанию (Г-звонко, К-глухо). Игра «Скажи наоборот» – различать твердые и мягкие согласные. Ввести понятие «согласные» звуки, их обозначение – синим цветом (твердые) и зеленым (мягкие). Выделять звуки Г - К из ряда звуков, из ряда слогов. Придумывать слова с этими звуками в начале слова. Делить слова на слоги.
Упражнение «Раздели картинки» - определять наличие или отсутствие заданного звука в словах.
3,4. Вылепить из пластилина буквы Г - К, украшать их. Стимулировать эстетическое отношение к буквам и интерес к дизайну.
Упражнение «Буква догоняет букву»: читать слоги открытые и закрытые с согласными Г-К. раскрашивать их в детских прописях.
Разучивать стихотворение «лежебока – рыжий кот».
Упражнения на формирование грамматического строя речи:
- «Кто где сидит (стоит)» - употребление существительных в творительном падеже с предлогами «с, за» (Катя сидит за Васей, Коля сидит с Аней…).
- «Что делают птицы?» - активизация глагольного словаря (сидят, клюют, скачут…).
Игры на развитее слуховые внимания:
- «Звери» - учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, двигаться в соответствии с указаниями педагога («зайцы» - прыжки на двух ногах, «лошадки» - поскоки приставным шагом, «раки» - пятится назад…);
- «Жмурки с колокольчиком».
Игры на развитие речевого слуха:
- «Жмурки с голосом»;
- «Лягушка» - узнавать товарища по голосу.
Беседа об одежде и обуви людей в различное время года. Употребление в речи глаголов «одевать – надевать».
Март
1.2. Познакомить с гласными буквами и звуками Э, И. Выделять эти звуки из ряда слогов, слов. Придумать слова со звуками Э, И в начале слова. Делить слова на слоги.
3.4. Из Знакомых букв составить слова МАК, БАК, БОК, БЫК, БУК, определять какая буква (звук) на каком месте стоит. Чтение слоговых таблиц.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Скажи наоборот» - учить различать мягкие и твердые согласные звуки;
- «Найти картинку с заданным знаком»;
- «Сколько звуков я сказала?»
Игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос»;
- «Угадай, кто это» - дети имитируют голоса домашних животных, надо назвать животное и того, кто произнес это.
Игры на формирование грамматического строя речи:
- «Чего не стало» - практическое усвоение имен существительных без предлогов в родительном падеже; «кому нужны эти вещи?» - употребление слов в дательном падеже без предлогов; закреплять знание профессий людей.
Разучить скороговорку «У ёлки иголки колки».
Апрель
1.Согласный звук С (С′).
Выделять звук С из ряда слогов, в словах; придумывать слова со звуком С в начале; делить слова на слоги. Читать слоги «Буква догоняет букву» в слоговых таблицах.
2.3. Составлять из знакомых букв слова: САМ, СОМ, СОК, СУК, КОМ, ОСА, УСЫ.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Кто запомнит больше слов со звуком С»;
- «Кто в домике живет» - находить слова, где есть звук С;
- «Скажи наоборот» - учить различать мягкие и твёрдые согласные звуки;
- «Сколько звуков я сказала».
Игры на формирование грамматического строя речи:
- «Кто за кем летит» - обработка пространственных наречий, предлогов и падежей существительных (с картинками птиц);
- «посчитай зверюшек» - согласование числительных с существительными;
- «Один – много» - образование существительных множественного числа от единственного (и наоборот);
- «Без чего остался Вова?» - употребление существительных в родительном падеже с предлогом БЕЗ (без сапог, без рубашки…);
- «Скажи по-разному» - образование существительных в уменьшительно-ласкательной и превосходной степени (форме) (кот – котенок – котище…);
- «Чего не стало» - практическое усвоение имен существительных без предлогов в родительном падеже;
- «Кому нужны эти вещи» - употребление слов в дательном падеже без предлогов, закрепление знаний профессий людей.
Загадывание загадок, в отгадках которых есть звук С. Выучить наизусть «Са-са-са. Вышли дети со двора…»
Май
1.Согласный звук Н (Н′). Буква Н.
Характеристика звука. Определение твердого и мягкого звуков в словах.
2.Индивидуальное чтение слоговых таблиц, «Зубочисток», «Букваря» Жуковой.
3.Составление слов: с наращиванием НОС – НОСЫ, СОМ – СОМЫ, САМ – САМА, УМ – УМНА; с добавлением буквы УМ – КУМ, ОН – СОН, ОСА – КОСА;
с заменой буквы МАК – КАК, СОН – КОН, ОСА – ОСЫ, СУК – СУП.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Паровозик»,
- «Пирамидка» - нахождение слов с заданным звуком в начале слова;
- «Телеграфисты» - деление слов на слоги;
- «Закончи слово» - дополнять слог до слова, различать эти понятия (ли…, но…, ко…);
- «Кто в домике живет» - выбирать картинки на заданный звук.
4.Игры на формирование грамматического строя речи:
- «Кто за кем летит» - обработка пространственных наречий, предлогов, падежей, существительных (с картинками птиц);
- «Посчитай зверюшек» - согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; «Один – много) – образование существительных множественного числа от единственного (и наоборот). Выучить наизусть скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
Итоговая аттестация: открытое занятие
Июнь, Июль, Август
Игры на формирование грамматического строя речи:
- «С чем пирог?» - употребление существительных в творительном падеже;
- «Из чего компот?» - употребление существительных в родительном падеже;
- «Сказки по-разному» - образование существительных в уменьшительно-ласкательной и превосходной степени (форме): рука – ручка – ручища;
- «Кто где сидит?» - употребление существительных в творительном падеже с предлогами С, ЗА;
- «Что делают птицы?» - активация предикативного словаря (клюют, скачут, летают…)
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Паровозик»,
- «Пирамидка» - нахождение слов с заданным звуком в начале слова;
- «Телеграфисты» - деление слов на слоги;
- «Закончи слово» - дополнять слог до слова, различать эти понятия (ба-бушка, ба-тон, ба-ран, му-ха, му-сор…);
- «Кто в домике живет» - выбирать картинки на заданный звук.
Игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос» - узнавание детей по голосам;
- «Угадай, кто это» - дети, имитирующие голоса домашних животных и птиц, должны назвать животное и того, кто его изобразил;
- «Жмурки с голосом».
Разучить стихотворение К.Чуковского «Закаляка» с опорой на иллюстрации. Самостоятельно проиллюстрировать это стихотворение.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы ребенок 4-5 лет должен: знать геометрические фигуры, цифры до 10, гласные и согласные звуки и буквы; уметь ориентироваться в пространстве и во времени, уметь решать и составлять простейшие математические задачи, читать слоги и составлять из них слова.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для проверки результативности проводится педагогическое наблюдение, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
Формы контроля:
Контроль уровня знаний, умений и навыков детей проводится устно. Устный контроль может проводиться в форме игры. Основным способом оценки детей в конце каждого занятия является устная похвала.
Формы подведения итогов: открытые занятия.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК МАДОУ ЦРР д/с № 110 НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на учебный год с 2 сентября 2019 года по 29 мая 2020 года (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа 2020 года (внеаудиторные занятия).
2. Продолжительность учебного года в МАДОУ ЦРР д/с № 110
Начало учебного года - 2 сентября 2019 года
Окончание учебного года – 29 мая 2020 года
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 36 недель
3. Продолжительность летнего периода
Начало периода - 1 июня 2020 года
Окончание периода - 31 августа 2020 года
Продолжительность летнего периода (внеаудиторные занятия) – 12 недель
4. Комплектование групп – с 2 сентября по 1октября 2019 г.
5. Календарь аудиторных и внеаудиторных занятий
1 полугодие | Мониторинг на начало учебного года | Зимние праздники | 2 полугодие | Мониторинг на конец учебного года | Всего аудиторных недель | Летний период | Всего внеаудиторных недель | |||
По мере комплектования групп | 16 недель | 01.10-31.10.2019 | 30.12.2019 – 08.01.2020 | 09.01.2020–31.05.2020 | 20 недель | 13.05. -31.05.2020 | 36 недель | 01.06.2020 - 31.08.2020 | 12 недель |
6. Объем образовательной нагрузки
Количество максимальной аудиторной нагрузки на одну группу 1 час в неделю, что составляет 36 часов в год. Занятия проводятся по подгруппам в соответствии с расписанием, утвержденным заведующим МАДОУ ЦРР д/с № 110.
7. Режим работы в летний период (внеаудиторные занятия).
В летний период занятия детей проводятся в разных видах и формах: целевые прогулки (счет и отсчет предметов, сколько цветов одного цвета, а сколько другого), игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие речевого слуха
8. Родительские собрания проводятся в группах не реже двух раз в год.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательного процесса необходимо светлое, просторное помещение с мебелью, соответствующий возрастным особенностям ребенка. Должно быть, место для проведения подвижных игр. В кабинете должна быть доска с мелом, шкафы для хранения методических пособий, дидактического материала, игрушки, календарь, часы.
Информационно-методическое обеспечение реализации программы
- Интерактивная доска
- Мультимедийные презентации по каждой теме раздела «Учимся родному языку» и раздела «Математика и логика».
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методическое обеспечение
Все занятия строятся по принципу «От простого к более сложному».
1 часть - Повторение пройденного материала где дети восстанавливают при помощи педагога ранее изученный материал.
2 часть - Новый материал
3 часть - Закрепление пройденного материала.
Обучение грамоте
1 часть - речетворчество - формирование устной речи. (Дети придумывают окончания к сказкам, изменяют характеры героев, придумывают продолжение историй и т.д.)
2 часть - знакомство детей с новым звуком, буквой.
Игры и упражнения со словами.
- «Звуковые» игры («Кто внимательный?» - на определение и выделение определенного звука, «Кто больше?» на составление с изученным звуком и т.д.) развивают фонематический слух ребенка, формируют умения сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность.
3 часть - написание буквы с использованием игровых методов стимулирования. Для лучшего запоминания предлагается пофантазировать, на что похожа буква. Игры
- «Поставь буквы правильно»,
- «Буквенный конструктор»,
- «Полубуковка» и т.д.
Учимся читать прямые и обратные слоги, знакомимся с гласными и согласными.
Математика
1 часть - повторение пройденного материала. Игры и упражнения на запоминание цифр. (развитие слухового и зрительного внимания, развитие мелкой моторики).
2 часть - знакомство с новым материалом (цифры, математические знаки, ориентировка в пространстве и т.д.) «Волшебный мешочек», «Покажи нужную цифру», «Помоги художнику», «Поставь цифры правильно» и т.д.
3 часть - закрепление пройденного материала. Работа в индивидуальных тетрадях или выполнение индивидуальных заданий, решение логических задач.
Для занятий используется наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.
Список литературы
- Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»
Москва, Просвещение 2001.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» Москва, Просвещение
- Ушакова О.С. «Придумай слово» Москва, Просвещение 2008
- Граб Л.М. «Творческое рассказывание» Волгоград «Учитель» 2010
- Коротовских Л.Н. «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста» СПб ООО «Детство-пресс» 2010
- Черенкова Е.Ф. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» ООО Издательство «ДОМ. ХХI век» 2006
- Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» СПб ООО» Детство-пресс» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...
- Мне нравится (1)