Дополнительная общеразвивающая программа "Развивайка" в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)
Программа направлена на использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; - систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 282.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев." В.А.Сухомлински.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Адресная направленность.
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Новизна опыта: использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; - систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Технологии опыта.
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Учебный план
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в год | 28 |
Структура занятий :
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Занятия проводятся по 25-30 минут, во второй половине дня, количество детей – 16.
Задачи:
- развитие логики и логического мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку, линейку
Цели:
- подготовка руки ребёнка к письму;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
- воспитание творческой активности;
- развитие зрительного восприятия.
Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Формы обучения:
- специально организованные занятия;
-совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Перспективный план кружка с использованием рабочих тетрадей
по письму «Солнечные ступеньки»
№ | Тема занятий по обучению письму | Количество часов | Формы контроля | Стр | ||
Всего | Теория | Практик | ||||
1. | Белка | 2 | 0,5 | 1,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 2 |
2 | Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать карандаш. Раскрашивание узора «Петушок». | 1 | 0,5 | 0,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 3 |
3 | Письмо прямых линий. Раскрашивание узора «Снеговик». | 1 | 0,5 | 1 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 4 |
4. | Письмо наклонных палочек. Раскрашивание узора «Футболист». | 1 | 0,5 | 1 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 5 |
5 | Дом | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 6 |
6,7 | Пароход | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 7 |
8,9. | Игрушки | 2 | 0,5 | 1,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 8 |
10,11 | Действуй по инструкции | 2 | 0,5 | 1,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 8=9 |
12,13 | Краски. Цвета и оттенки | 2 | 0,5 | 1,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 8-9 |
14 | Действуй по инструкции | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 10 |
15-16 | Широкая строка | 2 | 0,5 | 1,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 11-12 |
17-18 | Широкая строка | 2 | 0,5 | 1,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 13-14 |
19 | Межстрочное пространство | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 15 |
20-21 | Овалы | 2 | 0,5 | 1,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 16=17 |
22 | Зигзаги | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 18 |
23 | Наклоны | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 19 |
24 | Паровозик | 1 | 0,5 | 1 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 4 |
25 | Наклонные зигзаги | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 20 |
26 | Петля | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 21 |
28-29 | Узкая строка | 2 | 0,5 | 1,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 22-23 |
30 | Узкая строка | 1 | 0,5 | 1 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 24 |
31 | Узкая строка Волна | 1 | 0,5 | 1 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 25 |
32-33 | Узкая строка Петля | 2 | 0,5 | 1,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 26-27 |
34-35 | Пишу от заданной точки | 2 | 0,5 | 1,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 28-29 |
36-38 | Пишу от заданной точки. Работаю по инструкции | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 30-1 |
39-41 | Штриховка. Прямая. Наклонная | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 3-5 |
42-44 | Штриховка Прямые наклонные | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 6-8 |
45-47 | Прямая наклонная | 3 | 0,5 | 2,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 9-11 |
48-50 | Наклонная с закруглением вверху и внизу. | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение за детьми; - беседы индивидуальные и групповые; -взаимодействие в коллективе: игры; | 12-14 |
51-53 | Овалы | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 15-17 |
54-56 | Петля, наклонные | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 18-20 |
57-59 | Овалы | 3 | 0,5 | 2,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 21-23 |
Петля | 3 | 0,5 | 2,5 | -скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; | 24-26 | |
63-66 | Элементы букв. Повторение | 4 | 0,5 | 3,5 | -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 27-30 |
67-76 | Письмо элементов букв. Повторение пройденного материала. | 10 | 2 | 8 | скрытое тестирование; -наблюдение в ходе занятий; -беседы с родителями; | 31-32 |
Содержание курса «Обучение письму»:
Белка. Петушок. Снеговик.
Футболист. Дом. Пароход. Игрушки.
Действуй по инструкции.
Краски. Цвета и оттенки.
Действуй по инструкции.
Широкая строка. Межстрочное пространство.
ОВАЛЫ.ЗИГЗАКИ
Наклонные. Паровозик.
Петля. Узкая строка.
Волна. Узкая строка.
Петля. Пишу от заданной точки.
Пишу от заданной точки. Работаю по инструкции.
Штриховка. Прямая наклонная.
Прямые наклонные
Наклонная с закруглением вверху и внизу.
Овалы. Петля, наклонные.
Элементы букв. Повторение
Письмо элементов букв. Повторение пройденного материала.
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные
координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в
пространстве - на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять
словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа Танцевальная группа «Карамелька» для детей 5-6 лет
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...
перспективное планированию по дополнительному образованию в старшей группе
Квиллинг - искусство скручивания бумаги....
Дополнительное образование (кружок старшая группа)
Рабочая программа бесплатных дополнительных образовательных услуг...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовительная группа (6-7 лет) «Разноцветная палитра»
Дополнительная общеразвивающая программа подготовительная группа (6-7 лет) «Разноцветная палитра»...
Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...
Рабочая программа общеразвивающей направленности старшей группы «Солнышко»
Рабочая программа старшей группы «Солнышко» ГБОУ ООШ № 17 СП «Детский сад «Аленушка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возра...
Комплексы общеразвивающих упражнений. Старшая группа
Комплексы общеразвивающих упражнений. Старшая группа...