ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙКА»
методическая разработка (старшая группа)
Развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivay-ka_2023-2024._inchina_m.i.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103»
(МДОУ «Детский сад №103»)
Принято: УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Заведующей «МДОУ
совета «Детский сад №103»
Протокол №1 от 31.08.2023г Ваганова И.Н.
Приказ №351 от «01»сентября 2023г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «РАЗВИВАЙКА»
2023-2024 учебный год
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Инчина М.И..
г.о.Саранск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19 |
6. | Список литературы | 20 |
7 | Приложения | 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории Инчина Мария Ивановна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 103» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Коваленко 62 |
Цель программы | Развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач. |
Направленность программы | познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Ребенок должен владеть основными логическими операциями:
Ребенок обучается считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; владеть способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов; У ребенка проявляется устойчивый интерес к познавательно - интеллектуальной деятельности и творчество в математических играх. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
- Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства к осознанному обучению в начальной школе посредством игровой деятельности.
- Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы
- Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в работе кружка, способствуют развитию познавательно - математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
- Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Ребенку старшего дошкольного возраста особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно - интеллектуальной сферы, которая поможет лучше подготовиться к школьному обучению. Запрос родителей о подготовке будущих первоклассников способствовал созданию кружка «Развивай-ка».
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Развивай-ка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Для того, чтобы дети легче воспринимали материал, подавать его надо не «сухой» теорией, а в виде сказок, игры. Центральным моментом игровой методики игрового обучения является то, что само обучающее содержание заключено в учебном материале, но оно скрыто от детей, то есть, дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Данная программа готовит переход от игровой к учебной деятельности; и готовит к системе школьного образования.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается непринуждённая игровая обстановка, когда возможность обучения возникает естественно, как бы, само собой. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно
При реализации программы учитываются следующие принципы:
принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.
связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.
принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества.
принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.
принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.
Цель программы:
развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач.
Задачи:
Обучающие:
способствовать освоению математического содержания; совершенствовать представления о составе числа, геометрических фигурах;
обучать простым комбинациям, теории и практике игр.
Развивающие:
развивать познавательные способности детей, логическое мышление, умения производить расчеты, образное и аналитическое мышление.
развивать навыки алгоритмической культуры, умение кодировать и декодировать информацию, «читать схемы»,
развивать интерес к математическим играм, умение решать и составлять арифметические задачи;
Воспитательные:
Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, умение работать в коллективе и помогать сверстникам, уверенность, трудолюбие.
Возраст детей.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации.
Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц. Общее количество занятий в год – 32.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 12-18 человек (кружок).
Формы организации занятий:
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня.
Ожидаемые результаты.
Ребенок должен владеть основными логическими операциями:
- самостоятельно составлять алгоритмы, пояснять свои действия;
- кодировать и декодировать графическую информацию.
Ребенок обучается считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; владеть способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;
У ребенка проявляется устойчивый интерес к познавательно - интеллектуальной деятельности и творчество в математических играх.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Развивай-ка» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во занятий | Общее кол-во часов | Кол-во часов (теория) | Кол- во часов (практика) |
1 | Диагностика | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
2 | Палочки Кюизнера | 7 | 3ч. 30 мин. | 30 мин. | 3 часа |
3 | Блоки Дьенеша | 7 | 3ч. 30 мин. | 30 мин. | 3 часа |
4 | «Уникуб» | 2 | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. |
5 | «Геоконт» | 3 | 1ч.30 мин. | 10 мин. | 1ч.20 мин. |
6 | «Геовизор» | 2 | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. |
7 | Логические задачи | 3 | 1ч.30 мин. | 10 мин. | 1ч.20 мин. |
8 | «Танграм» | 1 | 30 мин. | 5 мин. | 25 мин. |
9 | Шашки | 4 | 2 ч. | 20 мин. | 1 ч. 40 мин. |
10. | Наши любимые игры | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
11. | Мониторинг | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
Итого: | 32 | 16 ч. | 2 ч. 35 мин. | 13 ч. 25 мин. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Октябрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №1 | «Занимательные вопросы» Диагностика | Выявление знаний детей | Беседа, практическое занятие | Индивидуальная | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам интеллектуального развития дошкольников» |
Тема №2 | Палочки Кюизенера «Числа в цвете» | Формирование представлений о числах на основе счета и знаниях. На основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений с палочками Киюзнера. | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Рекомендации: «Как работать с палочками Киюзнера» |
Тема №3 | Палочки Киюзенера «Составь число» | Упражнять в образовании чисел; установлении связи между цветом, развивать представление о числах. | Объяснение, практическое занятие, игра «Засели домики» | Групповая, индивидуальная | |
Тема №4 | Палочки Киюзенера «Угадайка» | Закрепление знаний о составе числа, развивать умение составлять из палочек числа. Развивать внимание, сообразительность. | Практическое занятие, викторина «Угадайка» | Групповая |
Ноябрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №5 | Палочки Кюизенера «Найди палочку» | Освоение отношений длине, высоте, массе, объему. Развивать логическое мышление умение анализировать делать выводы | Объяснение, практическое занятие, игра «Составь коврик» | Групповая, индивидуальная | «Геоконт-игра будущих архитекторов» |
Тема №6 | Палочки Киюзенера «Строим многоквартирный дом» | Упражнять в строительстве 7 – ми этажного дома с 13 - ти квартирами; развивать умение соотносить цвет и число и наоборот; развивать творчество, интерес к игре | Практическое занятие, игра «Подбери ключ» | Индивидуальная | |
Тема №7 | Палочки Киюзенера «Кто в гости позвал» | Развивать умение в составлении фигур с опорой на схемы, развивать творчество | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №8 | Палочки Киюзенера «Умные детишки» | Упражнять в освоении состава числа, в решении примеров на «-», «+»; используя палочки; в составлении и решении задач | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Декабрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №9 | «Геоконт» | Познакомить с игрой В. Воскобовича; развивать интерес к игре; учить ориентированию по системе координат | Объяснение, показ, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Развивающие игры В. Воскобовича» |
Тема №10 | «Геоконт» | Учить строить усложненные схемы по заданному образцу; развивать умение анализировать, сравнивать | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №11 | «Геоконт» | Развивать навыки работы по схемам; упражнять в моделировании; развивать креативность | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №12 | «Геовизор» | Познакомить с игрой, развивать математические представления о пространственных отношениях; развивать интеллект (память, мышление, внимание воображение) | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Январь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №13 | «Геовизор» | Развивать знания о линиях симметрии, делению целого на части- равные и не равные; развивать воображение, творчество | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №14 | «Уникуб» | Познакомить с игрой. Н. Никитина; упражнять в моделировании; развивать усидчивость, память, внимание, креативный потенциал | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация: «Игры Н. Никитина» |
Тема №15 | «Уникуб» | Развивать конструктивные навыки, моделирование, творчество, логическое мышление самоконтроль | Практическое занятие | Индивидуальная |
Февраль
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №16 | Блоки Дьенеша «Выкладываем дорожки» | Продолжить знакомство с блоками; учить «читать схемы»; декодировать информацию; развивать навыки самоконтроля | Объяснение игры «Познакомимся» практическое действие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №17 | Блоки Дьенеша «Кошки - мышки» | Упражнять в умении «читать схемы»; развивать внимание; самоконтроль, умение работать в коллективе | Беседа, практическое действие | Групповая | |
Тема №18 | Блоки Дьенеша «Житейские истории» | Упражняться в декодировании – по знакам – символам выбирать нужные блоки; развивать логическое мышление; вызвать желание помогать малышам | Беседа, объяснение, практическое занятие, Игра «Я загадаю – вместе отгадаем» | Групповая, индивидуальная | Консультация «Разнообразие игр для интеллекта» |
Тема №19 | Блоки Дьенеша «Спасатели приходит на помощь» | Развивать умение анализировать, декодировать информацию, ориентироваться на плоскости, воспитывать взаимопомощь, коллективизм | Беседа, объяснение, практическое занятие игра «Транспорт к выезду готов» | Групповая, индивидуальная |
Март
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №20 | Блоки Дьенеша «Восстанавливаем разрушенный город» | Развивать навыки алгоритмической культуры; способность производить действия в уме; воссоздание сюжетных изображений; Самоконтроль, взаимопомощь | Беседа, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Страна блоков и палочек» |
Тема №21 | Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада» | Развивать умение кодировать и декодировать информацию; работать со схемами; самоконтроль, развивать память, мышление | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №22 | Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» | Развитие интеллектуальных способностей, умение работать в коллективе, соблюдать правила, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели | Интеллектуальный конкурс «КВН» | Групповая | |
Тема №23 | Логические задачи «Что не хватает» | Упражнять в поиске недостающих фигур и нахождении закономерностей, путем сопоставления и анализа | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Апрель
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №24 | Логические задачи «Головоломки» | Упражнять в поиске способа решения, продумывать свои действия произвольное внимание, память, логическое мышление | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №25 | Логические задачи «Соображайка» | Развивать нестандартное мышление; быстроту реакции, тренировка памяти | Практическое занятие, викторина | Групповая | |
Тема №26 | Таиграмм | Упражнять в воссоздании образных и сюжетных изображений; развивать творческое воображение, изобразительность, умение работать по схемам | Практическое занятие | Индивидуальная | |
Тема №27 | Шашки «Русские шашки» | Обучать «шашечной» игре, развивать умение анализировать, абстрактно и логически мыслить; интерес к игре | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Шашки – игра для всей семьи» |
Тема №28 | «Наши любимые игры» | Закрепить игровые умения и навыки, развивать творчество, интеллект | Практическое занятие, | Групповая, индивидуальная |
Май
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №29 | Шашки «Игра для двоих» | Упражнять в парной игре, развивать изобретательность, логическое мышление, самоконтроль, последовательность, логическое мышление, самоконтроль, последовательность рассуждений, взаимопомощь | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №30 | Шашки «Умный ход» | Развивать умение анализировать; применять ассоциативную фантазию, сосредоточенность | Объяснение, практическое занятие | Индивидуальная | |
Тема №31 | Шашки «Шашечный турнир» | Развивать соревновательный дух, соблюдать правила, умение работать в коллективе, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели | Практическое занятие | Групповая | Участие в игре «Шашечный турнир» |
Тема №32 | Мониторинг | Практическое занятие | Индивидуальная |
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма организации занятий
выставка,
игра, КВН,
круглый стол,
практическое занятие,
презентации.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ схем и работа с ними, рассматривание картинок, рисунков, плакатов, фотографий.
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические: выполнение работы по схемам, инструкциям и др.
Дидактический материал:
Палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша (объемные и плоские).
Игры Н.Никитина: «Уникуб».
Игры В.Воскобовича: «Геовизор», «Геоконт»
Развивающая игра: «Танграм».
Счетный материал (палочки, мелкие геометрические фигуры).
Трафареты.
Наборы силуэтов для развивающих игр.
Тетради, простые и цветные карандаши.
Альбомы схем, плакаты.
Шашки.
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, ноутбук, магнитофон, доска.
6. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 124 с.
2. Гаврилина, С.Е. Большая книга тестов/ С.Е. Гаврилова, Н.Е. Кутягина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербикина. – М.: Росмен – Пресс, 2013. – 132 с.
3. Генденштейн, Л.Э. Энциклопедия развивающих игр для детей/ Л.Э.Гендентейн, Е.Л. Мадышева. – М.: Илекса, 2004. – 192 с.
4. Давайте поиграем/Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение,1991.- 80 с.
5. Золотарева, А.В. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ/ А.В.Золотарева, М.Н.Терещук. – М.: Аркти,2008. – 117 с.
6. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? / Л.Д.Комарова. – М.: Гном, 2008. – 64 с.
7. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А.Михайлова. – С.-П.: Детство - Пресс, 2016. – 144 с.
8. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества/ Б.П.Никитин. – М.: Просвещение, 1990. -160 с.
9. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет/ Ю.А.Соколова. –М.: Эксмо, 2013. – 64 с.
Список литературы для детей
1. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи/ Е.В. Колесникова// Рабочая тетрадь 5-7 лет/М.: Сфера, 2011. – 48 с.
2. Финкельштейн, Б.Б. Спасатели приходят на помощь/ Б.Б. Финкельштейн// Альбом для детей 5-8 лет/С.-П.: Корвет, 2010 . – 14 с.
3. Финкельштейн, Б.Б. Праздник в стране блоков/ Б.Б. Финкельштейн, Л. Лабутина// Альбом для детей 5-8 лет/С.-П.: Корвет, 2010 . – 18 с.
В процессе используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Совместная деятельность
Методы:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Уровни оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
владеет основными логическими операциями;
считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение;
ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия;
имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации;
легко кодирует и декодирует графическую информацию;
владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;
проявляет интерес и творчество в математических играх.
Средний уровень:
владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
испытывает трудности при решении простых задач;
самостоятельно составляет алгоритмы, выполняет заданные им действия;
затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации;
декодирует графическую информацию, при кодировании иногда испытывает трудности;
испытывает трудности при воссоздании геометрических фигур, но с помощью взрослого справляется с заданием;
результаты деятельности носят в основном нетворческий характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Развивайка"
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях ...
Дополнительная общеразвивающая программа “ Развивайка “
Пояснительная записка Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, р...
Программа "Развивайка" для детей младшего дошкольного возраста
Программа «Развивайка» по развитию интеллектуального и личностного потенциала детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа «Развивайка»
В работе с детьми раннего и младшего возраста одним из необходимых условий успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся...
Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"
Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"...
Итоговое занятие по программе "Развивайка"
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков,познавательной активности детей раннего возраста....
Дополнительная программ "Развивайка"
Программ по кружковой работе по логическому мышлению....