ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙКА»
методическая разработка (старшая группа)
Развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103»
(МДОУ «Детский сад №103»)
Принято: УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Заведующей «МДОУ
совета «Детский сад №103»
Протокол №1 от 31.08.2023г Ваганова И.Н.
Приказ №351 от «01»сентября 2023г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «РАЗВИВАЙКА»
2023-2024 учебный год
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Инчина М.И..
г.о.Саранск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19 |
6. | Список литературы | 20 |
7 | Приложения | 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории Инчина Мария Ивановна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 103» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Коваленко 62 |
Цель программы | Развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач. |
Направленность программы | познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Ребенок должен владеть основными логическими операциями:
Ребенок обучается считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; владеть способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов; У ребенка проявляется устойчивый интерес к познавательно - интеллектуальной деятельности и творчество в математических играх. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
- Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства к осознанному обучению в начальной школе посредством игровой деятельности.
- Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы
- Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в работе кружка, способствуют развитию познавательно - математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
- Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Ребенку старшего дошкольного возраста особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно - интеллектуальной сферы, которая поможет лучше подготовиться к школьному обучению. Запрос родителей о подготовке будущих первоклассников способствовал созданию кружка «Развивай-ка».
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Развивай-ка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Для того, чтобы дети легче воспринимали материал, подавать его надо не «сухой» теорией, а в виде сказок, игры. Центральным моментом игровой методики игрового обучения является то, что само обучающее содержание заключено в учебном материале, но оно скрыто от детей, то есть, дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Данная программа готовит переход от игровой к учебной деятельности; и готовит к системе школьного образования.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается непринуждённая игровая обстановка, когда возможность обучения возникает естественно, как бы, само собой. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно
При реализации программы учитываются следующие принципы:
принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.
связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.
принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества.
принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.
принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.
Цель программы:
развитие у детей 6-7 лет познавательно-интеллектуальных способностей, творчества в решении поставленных задач.
Задачи:
Обучающие:
способствовать освоению математического содержания; совершенствовать представления о составе числа, геометрических фигурах;
обучать простым комбинациям, теории и практике игр.
Развивающие:
развивать познавательные способности детей, логическое мышление, умения производить расчеты, образное и аналитическое мышление.
развивать навыки алгоритмической культуры, умение кодировать и декодировать информацию, «читать схемы»,
развивать интерес к математическим играм, умение решать и составлять арифметические задачи;
Воспитательные:
Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, умение работать в коллективе и помогать сверстникам, уверенность, трудолюбие.
Возраст детей.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации.
Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц. Общее количество занятий в год – 32.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 12-18 человек (кружок).
Формы организации занятий:
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня.
Ожидаемые результаты.
Ребенок должен владеть основными логическими операциями:
- самостоятельно составлять алгоритмы, пояснять свои действия;
- кодировать и декодировать графическую информацию.
Ребенок обучается считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; владеть способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;
У ребенка проявляется устойчивый интерес к познавательно - интеллектуальной деятельности и творчество в математических играх.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Развивай-ка» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во занятий | Общее кол-во часов | Кол-во часов (теория) | Кол- во часов (практика) |
1 | Диагностика | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
2 | Палочки Кюизнера | 7 | 3ч. 30 мин. | 30 мин. | 3 часа |
3 | Блоки Дьенеша | 7 | 3ч. 30 мин. | 30 мин. | 3 часа |
4 | «Уникуб» | 2 | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. |
5 | «Геоконт» | 3 | 1ч.30 мин. | 10 мин. | 1ч.20 мин. |
6 | «Геовизор» | 2 | 1 ч. | 10 мин. | 50 мин. |
7 | Логические задачи | 3 | 1ч.30 мин. | 10 мин. | 1ч.20 мин. |
8 | «Танграм» | 1 | 30 мин. | 5 мин. | 25 мин. |
9 | Шашки | 4 | 2 ч. | 20 мин. | 1 ч. 40 мин. |
10. | Наши любимые игры | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
11. | Мониторинг | 1 | 30 мин. | 30 мин. | |
Итого: | 32 | 16 ч. | 2 ч. 35 мин. | 13 ч. 25 мин. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Октябрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №1 | «Занимательные вопросы» Диагностика | Выявление знаний детей | Беседа, практическое занятие | Индивидуальная | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам интеллектуального развития дошкольников» |
Тема №2 | Палочки Кюизенера «Числа в цвете» | Формирование представлений о числах на основе счета и знаниях. На основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений с палочками Киюзнера. | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Рекомендации: «Как работать с палочками Киюзнера» |
Тема №3 | Палочки Киюзенера «Составь число» | Упражнять в образовании чисел; установлении связи между цветом, развивать представление о числах. | Объяснение, практическое занятие, игра «Засели домики» | Групповая, индивидуальная | |
Тема №4 | Палочки Киюзенера «Угадайка» | Закрепление знаний о составе числа, развивать умение составлять из палочек числа. Развивать внимание, сообразительность. | Практическое занятие, викторина «Угадайка» | Групповая |
Ноябрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №5 | Палочки Кюизенера «Найди палочку» | Освоение отношений длине, высоте, массе, объему. Развивать логическое мышление умение анализировать делать выводы | Объяснение, практическое занятие, игра «Составь коврик» | Групповая, индивидуальная | «Геоконт-игра будущих архитекторов» |
Тема №6 | Палочки Киюзенера «Строим многоквартирный дом» | Упражнять в строительстве 7 – ми этажного дома с 13 - ти квартирами; развивать умение соотносить цвет и число и наоборот; развивать творчество, интерес к игре | Практическое занятие, игра «Подбери ключ» | Индивидуальная | |
Тема №7 | Палочки Киюзенера «Кто в гости позвал» | Развивать умение в составлении фигур с опорой на схемы, развивать творчество | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №8 | Палочки Киюзенера «Умные детишки» | Упражнять в освоении состава числа, в решении примеров на «-», «+»; используя палочки; в составлении и решении задач | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Декабрь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №9 | «Геоконт» | Познакомить с игрой В. Воскобовича; развивать интерес к игре; учить ориентированию по системе координат | Объяснение, показ, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Развивающие игры В. Воскобовича» |
Тема №10 | «Геоконт» | Учить строить усложненные схемы по заданному образцу; развивать умение анализировать, сравнивать | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №11 | «Геоконт» | Развивать навыки работы по схемам; упражнять в моделировании; развивать креативность | Практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №12 | «Геовизор» | Познакомить с игрой, развивать математические представления о пространственных отношениях; развивать интеллект (память, мышление, внимание воображение) | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Январь
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №13 | «Геовизор» | Развивать знания о линиях симметрии, делению целого на части- равные и не равные; развивать воображение, творчество | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №14 | «Уникуб» | Познакомить с игрой. Н. Никитина; упражнять в моделировании; развивать усидчивость, память, внимание, креативный потенциал | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация: «Игры Н. Никитина» |
Тема №15 | «Уникуб» | Развивать конструктивные навыки, моделирование, творчество, логическое мышление самоконтроль | Практическое занятие | Индивидуальная |
Февраль
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №16 | Блоки Дьенеша «Выкладываем дорожки» | Продолжить знакомство с блоками; учить «читать схемы»; декодировать информацию; развивать навыки самоконтроля | Объяснение игры «Познакомимся» практическое действие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №17 | Блоки Дьенеша «Кошки - мышки» | Упражнять в умении «читать схемы»; развивать внимание; самоконтроль, умение работать в коллективе | Беседа, практическое действие | Групповая | |
Тема №18 | Блоки Дьенеша «Житейские истории» | Упражняться в декодировании – по знакам – символам выбирать нужные блоки; развивать логическое мышление; вызвать желание помогать малышам | Беседа, объяснение, практическое занятие, Игра «Я загадаю – вместе отгадаем» | Групповая, индивидуальная | Консультация «Разнообразие игр для интеллекта» |
Тема №19 | Блоки Дьенеша «Спасатели приходит на помощь» | Развивать умение анализировать, декодировать информацию, ориентироваться на плоскости, воспитывать взаимопомощь, коллективизм | Беседа, объяснение, практическое занятие игра «Транспорт к выезду готов» | Групповая, индивидуальная |
Март
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №20 | Блоки Дьенеша «Восстанавливаем разрушенный город» | Развивать навыки алгоритмической культуры; способность производить действия в уме; воссоздание сюжетных изображений; Самоконтроль, взаимопомощь | Беседа, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Страна блоков и палочек» |
Тема №21 | Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада» | Развивать умение кодировать и декодировать информацию; работать со схемами; самоконтроль, развивать память, мышление | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №22 | Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» | Развитие интеллектуальных способностей, умение работать в коллективе, соблюдать правила, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели | Интеллектуальный конкурс «КВН» | Групповая | |
Тема №23 | Логические задачи «Что не хватает» | Упражнять в поиске недостающих фигур и нахождении закономерностей, путем сопоставления и анализа | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная |
Апрель
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №24 | Логические задачи «Головоломки» | Упражнять в поиске способа решения, продумывать свои действия произвольное внимание, память, логическое мышление | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №25 | Логические задачи «Соображайка» | Развивать нестандартное мышление; быстроту реакции, тренировка памяти | Практическое занятие, викторина | Групповая | |
Тема №26 | Таиграмм | Упражнять в воссоздании образных и сюжетных изображений; развивать творческое воображение, изобразительность, умение работать по схемам | Практическое занятие | Индивидуальная | |
Тема №27 | Шашки «Русские шашки» | Обучать «шашечной» игре, развивать умение анализировать, абстрактно и логически мыслить; интерес к игре | Беседа, объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | Консультация «Шашки – игра для всей семьи» |
Тема №28 | «Наши любимые игры» | Закрепить игровые умения и навыки, развивать творчество, интеллект | Практическое занятие, | Групповая, индивидуальная |
Май
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Форма работы | Работа с родителями |
Тема №29 | Шашки «Игра для двоих» | Упражнять в парной игре, развивать изобретательность, логическое мышление, самоконтроль, последовательность, логическое мышление, самоконтроль, последовательность рассуждений, взаимопомощь | Объяснение, практическое занятие | Групповая, индивидуальная | |
Тема №30 | Шашки «Умный ход» | Развивать умение анализировать; применять ассоциативную фантазию, сосредоточенность | Объяснение, практическое занятие | Индивидуальная | |
Тема №31 | Шашки «Шашечный турнир» | Развивать соревновательный дух, соблюдать правила, умение работать в коллективе, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели | Практическое занятие | Групповая | Участие в игре «Шашечный турнир» |
Тема №32 | Мониторинг | Практическое занятие | Индивидуальная |
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма организации занятий
выставка,
игра, КВН,
круглый стол,
практическое занятие,
презентации.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ схем и работа с ними, рассматривание картинок, рисунков, плакатов, фотографий.
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические: выполнение работы по схемам, инструкциям и др.
Дидактический материал:
Палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша (объемные и плоские).
Игры Н.Никитина: «Уникуб».
Игры В.Воскобовича: «Геовизор», «Геоконт»
Развивающая игра: «Танграм».
Счетный материал (палочки, мелкие геометрические фигуры).
Трафареты.
Наборы силуэтов для развивающих игр.
Тетради, простые и цветные карандаши.
Альбомы схем, плакаты.
Шашки.
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, ноутбук, магнитофон, доска.
6. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 124 с.
2. Гаврилина, С.Е. Большая книга тестов/ С.Е. Гаврилова, Н.Е. Кутягина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербикина. – М.: Росмен – Пресс, 2013. – 132 с.
3. Генденштейн, Л.Э. Энциклопедия развивающих игр для детей/ Л.Э.Гендентейн, Е.Л. Мадышева. – М.: Илекса, 2004. – 192 с.
4. Давайте поиграем/Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение,1991.- 80 с.
5. Золотарева, А.В. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ/ А.В.Золотарева, М.Н.Терещук. – М.: Аркти,2008. – 117 с.
6. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? / Л.Д.Комарова. – М.: Гном, 2008. – 64 с.
7. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А.Михайлова. – С.-П.: Детство - Пресс, 2016. – 144 с.
8. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества/ Б.П.Никитин. – М.: Просвещение, 1990. -160 с.
9. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет/ Ю.А.Соколова. –М.: Эксмо, 2013. – 64 с.
Список литературы для детей
1. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи/ Е.В. Колесникова// Рабочая тетрадь 5-7 лет/М.: Сфера, 2011. – 48 с.
2. Финкельштейн, Б.Б. Спасатели приходят на помощь/ Б.Б. Финкельштейн// Альбом для детей 5-8 лет/С.-П.: Корвет, 2010 . – 14 с.
3. Финкельштейн, Б.Б. Праздник в стране блоков/ Б.Б. Финкельштейн, Л. Лабутина// Альбом для детей 5-8 лет/С.-П.: Корвет, 2010 . – 18 с.
В процессе используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Совместная деятельность
Методы:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Уровни оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
владеет основными логическими операциями;
считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение;
ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия;
имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации;
легко кодирует и декодирует графическую информацию;
владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;
проявляет интерес и творчество в математических играх.
Средний уровень:
владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
испытывает трудности при решении простых задач;
самостоятельно составляет алгоритмы, выполняет заданные им действия;
затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации;
декодирует графическую информацию, при кодировании иногда испытывает трудности;
испытывает трудности при воссоздании геометрических фигур, но с помощью взрослого справляется с заданием;
результаты деятельности носят в основном нетворческий характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Развивайка"
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях ...

Дополнительная общеразвивающая программа “ Развивайка “
Пояснительная записка Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, р...

Программа "Развивайка" для детей младшего дошкольного возраста
Программа «Развивайка» по развитию интеллектуального и личностного потенциала детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа «Развивайка»
В работе с детьми раннего и младшего возраста одним из необходимых условий успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся...

Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"
Авторская дополнительная образовательная программа "Развивайка"...
Итоговое занятие по программе "Развивайка"
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков,познавательной активности детей раннего возраста....