Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
Система упражнений по формированию готовности к школе, а следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим компонентам: речь, общая осведомленность (знания об окружающем, память, способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве. Так же приоритетным является формирование мотивационной готовности к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк»
Система упражнений
по формированию готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста
п.Строитель 2020г.
Система упражнений по формированию готовности к школе, а следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим компонентам: речь, общая осведомленность (знания об окружающем, память, способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве. Так же приоритетным является формирование мотивационной готовности к школе.
Система упражнений осуществляется 4 недели, по 2 мероприятия в неделю, таким образом, общее количество мероприятий - 8.
Мероприятие I
Упражнение №1 - «Загадки про школу».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие логического мышления.
Описание:
- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья
Живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках,
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне,
Что творится в океане,
Чем питаются мартышки, -
Обо всех расскажут.. .
(книжки)
Для меня резинка, братцы, -
Лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко –
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь! -
Так во всю ругал резинку.. .
(карандаш)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. .
Что такое я?. .
(тетрадь)
Кусочек белый
На доске бегал.
Буквы, цифры он печатал,
Рисовал, чертил ребятам.
Маленьким кусочком стал,
А потом совсем пропал.
(мел)
Носят девчонки,
Носят мальчишки
В кожаном доме
Тетрадки и книжки.
(портфель)
Во всю стену в классе лист:
То исписан он, то чист.
(классная доска)
- Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Кто хочет идти в школу в первый класс?
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
Скоро вы все будете первоклассниками!
Упражнение №2 - «Пары слов».
Цели: развитие памяти, обучение запоминанию по ассоциации.
Описание:
Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов:
кошка – молоко
булка – масло
мальчик – машина
зима – гора
стол – пирог
зубы – щетка
река – мост.
Затем педагог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Педагог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
Упражнение №3 - «Кто что делает».
Цели: обогащение лексического запаса, развитие монологической речи.
Описание:
Педагог называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.
Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов.
Например, "ветер" — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
Упражнение №4 - «Помоги художнику дорисовать узор».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (незаконченный узор, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие II
Упражнение №1 – «Кто чему хочет научиться в школе».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие произвольной сферы, вербального мышления.
Оборудование: мяч.
Описание:
- Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".
Начинает игру ведущий: "Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов. Игру продолжает ребенок, у которого в руках мяч.)
Упражнение №2 - «Что бывает?»
Цели: развитие связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи (согласование существительного и прилагательного).
Описание:
К исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
Упражнение №3 - «Заучивание четверостиший».
Цели: развитие памяти, связной речи.
Оборудование: четверостишие из детского стихотворения, ранее не знакомое для детей.
Описание:
Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, постарайтесь его запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре.).
1). «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а вы потом его повторите.
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь, допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2). 3атем по аналогии заучивается вторая часть стихотворения:
3). Когда обе части стихотворения заучены, педагог говорит детям: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз вам его прочитаю, а вы потом его полностью повторите». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как при заучивании первой части.
Упражнение №4 - «Раскрась фигуры».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (шаблоны фигур, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие III
Упражнение №1 - «Школьное задание».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие мелкой моторики рук, развитие логического мышления.
Оборудование: заготовки (незаконченные рисунки школы и портфеля, цветные карандаши.
Описание:
- Сейчас мы будем с вами заниматься как настоящие школьники, приглашаю вас за стол. Первое задание «Дорисуй рисунок», а чтобы узнать, что мы будем дорисовывать отгадайте загадку.
Стоит высокий, светлый дом,
Ребят проворных много в нём:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
На готовых листочках (раздаются детям бланки с заданиями) дети дорисовывают рисунок с изображением школы.
- И ещё одна загадка.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный.. .
(ранец)
Дети дорисовывают на листочках изображение ранца.
Упражнение №2 - «Сюжетные картинки».
Цели: формирование умения составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, развитие словесно-логического мышления, развитие памяти, связной речи.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Описание:
Ребенка просят рассказать историю по трем картинкам, которые последовательно раскладывают перед ним. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему, задавая наводящие вопросы. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
Мероприятие IV
Упражнение №1 - «Медвежонок на прогулке».
Цели: формирование умения составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, формирование знаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, воспитание умения внимательно слушать рассказ товарищей, развитие внимания и памяти.
Оборудование: таблички с миникроссвордами, сюжетные картинки, фишки.
Описание:
- Сегодня мы будем составлять рассказ по картинкам. А кто станет героями рассказ, вы узнаете, когда отгадаете миникроссворд.
• Животное, впадающее в спячку зимой.
_ е _ в _ д ь
• Лесной зверёк.
_ _
• Полосатое, мохнатое насекомое.
ш _ е _ _
• Дом для зверей, птиц, насекомых.
_ е _
- Ёж, медведь, пчела станут героями рассказа. У меня набор картинок с их изображением. Посмотрите на них внимательно и разложите в правильном порядке так, чтобы можно было понять, что произошло, и одним предложением скажите об этом.
- Теперь картинки расположены в нужном порядке. Давайте внимательнее рассмотрим их и поиграем в игру "Скажи по-другому". На первой картинке изображён густой лес. Каким словом близким по значению можно сказать про лес? (дремучий, непроходимый, тёмный). Что делает медвежонок? (идёт). Как сказать по другому? (подбирается, крадётся).
- Каким здесь изображён медвежонок? (доверчивым). Как ещё можно сказать про медвежонка? (маленький, несмышлёный, глупый). Посмотрите, что сделала пчела? (укусила). Как сказать по- другому? (ужалила, поранила).Что можно о ней сказать? (пчела злая). А ещё как? (сердитая, страшная, разъярённая). Что делает ёж? (прикладывает листок к раненному носу медвежонка). Что можно сказать о еже? Какой он? (добрый). А как сказать по другому? (внимательный, умный, ласковый, жалостливый).
- Теперь давайте вспомним, какие слова мы подобрали о лесе? О еже? Медвежонке? Пчеле?
- Мы рассмотрели картинки очень внимательно. Я каждому из вас раздам по одной. Тот, чья очередь подошла, выходит, поворачивается лицом к остальным детям, показывает картинку и рассказывает по ней. Будьте очень внимательны, следите за рассказом (задание повторяется 2-3 раза; каждый раз воспитатель настраивает детей на то, чтобы дети употребляли разные слова при описании характеров, эмоционального состояния героев).
- Вы придумали интересные рассказы, долго смотрели на картинки, а теперь интересно узнать, как работала ваша память. Пожалуйста, сами разделитесь на две команды. Игра так и называется "Тренировка памяти". Я уберу все картинки, а вы должны вспомнить как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках. Каждая команда по очереди даёт ответ, за каждый правильный – получаете фишку. У какой команды таких фишек будет больше, значит, у членов этой команды память работала лучше, и, значит, они выиграли.
Упражнение №2 - «Нарисуй так же».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (шаблоны фигур, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие V
Упражнение №1 - «Кошка с котятами».
Цели: формирование умения составлять рассказ по картинке, формированиезнаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, чувства коллективизма, развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинка, листы размером А4, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.
Описание:
- Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
- Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
- Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные.
- Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
- Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будетеподбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
- Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
• Кто изображён на картине? Где происходит действие?
• Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
• Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.
Мероприятие VI
Упражнение №1 - «Кролики».
Цели: формирование умения составлять рассказ по, картинке, формированиезнаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, чувства коллективизма, формирование умения анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы, развитие внимания и памяти.
Оборудование: картина, мяч, песочные часы.
Описание:
- Сегодня снова будем составлять рассказ по картине. Кто будет изображён, и о ком будете придумывать рассказ, узнаете, когда отгадаете загадку, в которой всё наоборот. Я говорю фразу, а вы смысл этой фразы меняете наоборот. Помните, мы играли в слова-антонимы. Вот наша сегодняшняя игра очень напоминает игру в слова с противоположным значением. Загадка моя о животном. Итак, слушайте фразы.
• Дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? Слушайте следующую фразу.
• Хвост очень длинный (короткий хвост).
• Очень любит варёные фрукты (сырые овощи).
Кто это?
- Правильно, это кролик. Наша картина называется "Кролики". Что изображено на картине? (клетка с кроликами, овощи, трава). Расскажите о крольчихе. Какая она? (большая, пушистая). А крольчата? (маленькие, тоже пушистые). Что делает крольчиха? (ест капусту). Что делает этот крольчонок? (наклонился к миске с кормом и ест). А этот крольчонок? (ест морковку). А тот, который сидит рядом с ним? (повернулся к маме и вместе с ней ест капусту). Мы сказали, что они едят. А как ещё можно сказать? (лакомятся, лопают, грызут, угощаются, обедают). Что делает этот кролик? (лежит). Как ещё можно сказать? (разлёгся, развалился, валяется, отдыхает). Почему он лежит? Как вы думаете? (уже наелся). Посмотрите, какой у него большой живот и довольный вид! Как вы думаете, откуда в клетке у кроликов столько овощей и почему?
- Я предлагаю вам встать в круг. Я по очереди бросаю вам мяч, а вы должны вспомнить, что умеют делать кролики.
- Занимайте свои места. Сейчас вы будете составлять рассказ по цепочке. Послушайте план.
• Кто изображён на картине? Где происходит действие?
• Кто мог положить в клетку столько овощей и почему?
• Что делают крольчиха и кролики?
- Каждый из вас говорит только одно предложение. Вы должны быть очень внимательными во время выполнения такого задания, чтобы суметь продолжить мысль своего товарища и сообща составить интересный рассказ. (2-3 раза).
- Теперь я предлагаю проверить вашу память. Посмотрите все внимательно на картину в течение одной минуты, постарайтесь запомнить всё, что на ней изображено (картина накрывается или убирается). А теперь, пожалуйста, ответьте на мои вопросы.
• Сколько крольчих изобразил художник?
• Сколько крольчат?
• Уши у всех у них подняты или опущены?
• Какого цвета хвост у крольчихи?
• Сколько свёкол было изображено на картине?
• Сколько морковей?
• Сколько крольчат отдыхало после вкусного обеда?
Посчитаем правильные ответы и проверим себя.
Упражнение №2 - «Заполни все клеточки».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой.
Оборудование: заготовки, ручка.
Мероприятие VII
Упражнение №1 - «Девочка и ёж».
Цели: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных, картинок, формирование знаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, памяти, воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.
Описание:
- Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.
У неё косички,
Длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
Мальчик или девочка? (Девочка).
Как догадались?
Пока дети -
Каждый в берете.
Повзрослели -
Шляпы надели. (Грибы).
Почему решили, что грибы?
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая.
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Докажите, что это ёж.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню - земляникой,
Аню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
А Васю - хворостинкой. (Лес).
- Почему решили, что это лес. Докажите.
- Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ?
Педагог показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).
Педагог показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).
Педагог показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).
- Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца, но постарайтесь каждый додумать, что могли бы сказать друг другу герои на прощание, и что могло произойти с ними дальше (4-5 рассказов).
- Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему "Лес". На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним, какая команда знает больше слов на тему "Лес".
- Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).
Упражнение №2 - «Про школу».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, формированиезнаний об окружающем.
Оборудование: презентация (см. диск)
Описание:
Педагог демонстрирует слайды, комментируя их.
Мероприятие VIII
Упражнение №1 - «Что за день - 1 сентября?»
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, формированиезнаний об окружающем.
Оборудование: презентация (см. диск).
Описание:
Педагог демонстрирует слайды, комментируя их.
Упражнение №2 - «Что мы думаем о школе?»
Цели: формирование положительного отношения к школе, развитие связной речи.
Описание:
Дети делятся на 2 группы. Педагог задает вопрос:
«Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».[11, 15, 23, 27, 28, 34]
Список литературы
1. Безруких М. М. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться: учебное пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. Г. Князева. - М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович - М.: Просвещение,1998. - 156 с.
3. Н. С. Варенцова Готовность к школе /Варенцова Н. С. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№5.-76-63.
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе.
Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / Под науч. ред. Б. С. Волкова - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось -89», 2004. – 192 с.
5. Логопедия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой. -М: Гуманит изд. центр Владос, 2003, - 480 с.
6. Волкова Л. С, Исмаилова С. Р. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией/ Л. С. Волкова, С. Р. Исмаилова// Дети с проблемами в развитии. 2004. - № 1. – с. 3-14.
7. Выготский Л. С. Детская психология: Собр. Соч/ Л. С. Выготский. - В 6 т. М.: Педагогика, 1984.—Т. 4
8. Голохова Т. Д. Пять компонентов готовности к школе: учебное пособие/ Т. Д.
Голохова// Обруч. -2000. - №.2.- с. 16-18.
9. Гуткина Н. М. Психологическая готовность к школе. / Н. М. Гуткина. - М.: НПО «Образование», 1996 г. - 160 с.
10. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под. ред. Н. В. Дубровиной. 2-е издание - М.: 1998. – 528 с.
11. Дурова Н. В. Двести упражнений для подготовки детей к школе: учеб. пособие для пособие для воспитателей и методистов/ Н. В. Дурова, В. П. Новикова. – М.: Аст, 2000. – 80 с.
12. Подготовительная к школе группа в детском саду/ Под
ред. М. В. Залужской. изд. 2-е., перераб. и доп. М.: «Просвещение», 1975. - 383 с.
13. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 4. - С. 56-57
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи/ Г. А. Каше. – М., 1985, с. 3-5.
15. Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: учеб. пособие для пособие для воспитателей и методистов/ Е. П. Климова. –М.: Владос, 2003.
16. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: из. центр Академия, 2006. – 416 с.
17. Калягин В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студ., пед., лог. и психол. / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – Спб.: КАРО, 2004 – 232 с.
18. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста: учебное пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М.:Просвещение, 1988.
19. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е. Е. Кравцова. — М.: Педагогика, 1991.
20. В. И. Кулаковская Ребенок и школа/ Кулаковская В. И. // Ребенок в детском саду. -2008.-№5
21. Лалаева Р. И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи/ Р. И. Лалаева, А. Гермаковска// Дефектология. 2000. № 4. – с. 3-12.
22. Лисина М. И. Развитие общения дошкольника со сверстниками: учебное пособие / М. И. Лисина., А. Г. Рузская. - М.: Педагогика, 1989г.
23. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка: книга для педагогов и родителей/ И. Ю. Матюгин. – М.: Эйдос, 1994. – 120 с.
24. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя / B.C. Мухина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. -175 с.
25. Мухина B.C. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. / B.C. Мухина/ Под. Ред. Л. А. Венгера. М., Просвещение» 1975г, 324 с.
26. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: учебное пособие/ Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. - М.: Владос, 2002г., 256 с.
27. Овечкина А. Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. Организация и содержание образовательного процесса. тематическое планирование занятий. - М: Школьная Пресса, 2008
28. Останкова Ю. В. Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе/ авт. –сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 130 с.
29. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
30. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология»/[Денисова О. А. и др. ]: под редакцией В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 175с.
31. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / Е. О. Смирнова. - М.: Владос, 2003.
32. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
33. Трубайчук Л. Дошколное образовательное учреждение как окрытая образовательная система/ Л. Трубайчук // Детский сад от А до Я. - 2008.-№5
34. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей : книга для педагогов и родителей/ Л. В. Черемошкина. - М.: Просвещение, 1993. – 120 с.
35. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 214 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....
Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...
Будущий первоклассник - конспект занятия по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия для подготовительной к школе группы ,проводит педагог – психолог Аджигирей Н.В. ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1....
Формирование готовности руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством развития мелкой моторики
План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 уч.год...