Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов
материал (подготовительная группа) на тему
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способствующая психологической готовности к школе. Разработанная система поможет педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений в формировании психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №7 «Теремок»
г. Коряжма, Архангельская обл.
Опыт работы по теме:
«Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов»
Подготовила:
Педагог-психолог
Ирина Владимировна Чухломина
Введение
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом знания – залог надёжности и качества будущей постройки.
Оптимальными условиями, способствующие психологической готовности к школе, являются
- Система занятий, характеризующаяся развивающими играми;
- Активное включение родителей в работу по формированию психологической готовности к школе;
- Сотрудничество с педагогами и специалистами, направленная психологической готовности к школе.
Научная новизна:
Разработана и экспериментально проверена система работы, способствующая психологической готовности к школе:
- Система занятий, характеризующаяся развивающими играми;
- Активное включение родителей в работу по формированию психологической готовности к школе;
- Сотрудничество с педагогами и специалистами, направленное на формирование психологической готовности к школе.
Практическая значимость:
Разработанная система работы поможет педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений в формировании психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Перспективность:
Результаты работы могут быть полезны для дальнейших исследований в вопросах психологической готовности к школе.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе —
готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой — как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.
Можно выделить несколько параметров психического развития ребёнка, влияющих на успешное обучение в школе:
- Определённый уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
- Достаточное развитие произвольного поведения;
- Определённый уровень развития интеллектуальной сферы.
В структуре психологической готовности к школе выделяют пять блоков учебно-важных качеств:
I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.
П. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
- Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
- Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
- Управление деятельностью. Учебно-важные качества обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Познавательная деятельность ребёнка характеризуется развитием восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения этих процессов, из непроизвольных они становятся произвольными.
Изучив материал по данной теме, я поставила для себя следующие
задачи:
- Организация деятельности детей таким образом, чтобы они стали активными субъектами учения;
- Формирование познавательной мотивации и на её основе развитие детей в целом.
1. Развивающая работа, способствующая психологической готовности к школе, через развитие познавательных процессов
1.1. Задачи, содержание и методика проведения констатирующего этапа исследования:
Цель:
Выявить уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Определить уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе диагностики.
- Проанализировать результаты диагностики.
- Выделить группу детей с низкими показателями развития познавательных процессов для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
- Довести до сведения родителей результаты диагностики познавательных процессов в ходе индивидуальных консультаций, дать рекомендации по развитию того или иного процесса.
Эксперимент проводился в Муниципальном Дошкольном Образовательном учреждении №7 «Детский сад «Теремок» г. Коряжма Архангельской области, в течение двух лет на детях старшей, а далее подготовительной группы. Эксперимент позволил получить целостную картину, отражающую уровень развития познавательных процессов у старших дошкольников.
В октябре 2007 с детьми старшей групп проведена диагностика познавательных процессов, с целью выявления детей с низким уровнем развития психических процессов и формированием коррекционных групп для индивидуальной работы. Чтобы определить уровень развития познавательных процессов детям были предложены следующие задания:
1. Исследование развития восприятия :
- Методика «Разрезные картинки»;
- Тест «Коробочка форм»;
- Тест «Бусы».
2. Исследование развития внимания:
- Методика «Лабиринты»;
- Тест «Найди такой же».
3. Исследование развития памяти:
- Методика «10 предметов»;
- Тест «10 слов».
4. Исследование развития мышления:
- Тест «Нахождение недостающих деталей»;
- Тест Равенна;
- Тест «Исключение четвёртого»;
- Тест «Последовательные картинки».
Критерии оценки ответов детей:
3 балла (высокий уровень) - ребенок дает полный, точный ответ.
2 балла (средний уровень) - ребенок дает неполный, неточный ответ.
1балла (низкий уровень) - ребенок не дает ответ на вопрос.
Характеристика уровней развития познавательных процессов у детей:
Высокий уровень - Ребёнок легко справляется с заданием, быстро узнаёт нарисованный предмет, собирает картинку; легко определяет цвет, ориентируется и интериоризирует форму. Может запомнить более шести предметов и слов. Правильно находит предмет, такой же, как образец, легко справляется с лабиринтом. Определяет все недостающие детали, уровень интеллектуального развития свыше 95%. Правильно раскладывает картинки, логично повествует содержание. Легко определяет лишний из предложенных предметов, грамотно анализирует.
Средний уровень - Ребёнок быстро узнаёт нарисованный предмет, но при сборке картинки возникают затруднения; путает названия некоторых оттенков цвета, ориентируется и интериоризирует форму, но задание выполняет медленно, допуская ошибки. Воспроизводит 4-6 предметов, слов. Делает одну ошибку при нахождении предмета, такого же, как на образце, справляется с лабиринтом частично, только после дополнительных объяснений. Определяет правильно 10-11 недостающих деталей из 14 предложенных, уровень интеллектуального развития от 25% до 94%. Нарушает последовательность, но когда начинает рассказ сюжета ошибку исправляет. Легко определяет лишний из предложенных предметов, но классифицируя, делает ошибки.
Низкий уровень - Ребёнок не может узнать картинку, самостоятельно собрать её; не различает и не называет цвет, не ориентируется и не интериоризирует форму, с заданием не справляется. Воспроизводит менее четырёх предметов, слов или вспоминает их неправильно. Предмет, такой же, как на образце найти не может или показывает не правильно, с лабиринтом не справляется. Определяет правильно менее 10 недостающих деталей из 14 предложенных, уровень интеллектуального развития ниже 24%. Нарушает последовательность картинок. Не может определить какой предмет из предложенных лишний или определяет неправильно.
Анализ полученных данных, позволил сделать следующие выводы: основная часть обследуемых детей 85% - имеет средний результат, то есть - дети быстро узнают нарисованный предмет, но при сборке картинки возникают затруднения; путают названия некоторых оттенков цвета, ориентируются и интериоризируют форму, но задание выполняют медленно, допуская ошибки. Воспроизводят 4-6 предметов, слов. Делают одну ошибку при нахождении предмета, такого же, как на образце, справляются с лабиринтом частично, или только после дополнительных объяснений. Определяют правильно 10-11 недостающих деталей из 14 предложенных, уровень интеллектуального развития от 25% до 94%. Нарушают последовательность, но когда начинают рассказ сюжета ошибку исправляют. Легко определяют лишний из предложенных предметов, но классифицируя, делают ошибки. Кроме того, среди данной категории были выявлены дети с низкими показателями того или иного познавательного процесса (Н-р: низкий уровень развития словесно-логического мышления).
Также в ходе диагностики были выявлены дети с низким уровнем развития познавательных процессов. Они не могут узнать картинку, самостоятельно собрать её; не различают и не называют цвет, не ориентируются и не интериоризируют форму, с заданием не справляются. Воспроизводят менее четырёх предметов, слов или вспоминают их неправильно. Предмет, такой же, как на образце найти не могут или показывает не правильно, с лабиринтом не справляются. Определяют правильно менее 10 недостающих деталей из 14 предложенных, уровень интеллектуального развития ниже 24%. Нарушают последовательность картинок. Не могут определить какой предмет из предложенных лишний или определяют неправильно.
1.2 Задачи, содержание формирующего этапа исследования
Цель:
Обосновать эффективность развивающей работы по формированию психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста, через развитие познавательных процессов.
Задачи:
1. Разработать и экспериментально проверить систему работы, включающую в себя систему занятий, характеризующуюся развивающими играми
2. Реализовать разнообразные формы работы с родителями по теме: «Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста, через развитие познавательных процессов».
3. Организовать взаимодействие с педагогами и специалистами, направленное на формирование психологической готовности к школе, через развитие познавательных процессов.
Для реализации поставленных задач мною проводилась работа по нескольким направлениям:
- Проведение занятий
- Работа с родителями.
- Сотрудничество с педагогами.
Планируя работу с детьми по подгруппам я использовала цикл занятий, разработанный Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». Занятия проводились один раз в неделю. Для проведения занятий были подготовлены предметные картинки с изображением различных групп предметов, карточки к играм и упражнениям. Целью этого цикла занятий являлось комплексное развитие познавательных процессов: развитие логического, образного мышления, пространственной ориентации, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, выдержки и волевого усилия, развитие воображения и эмоционально-выразительных движений, стимуляция и развитие внимания, умения точно реагировать на сигнал, зрительной и слуховой памяти, мелкой моторики.
Индивидуальную коррекционно-развивающую работу планировала по программе Е.О. Севостьяновой «Хочу всё знать!». Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции памяти, внимания, мышления и восприятия детей старшего дошкольного возраста, включающая игровые занятия, психологические элементы логоритмических упражнений и др.
Целью этой программы является:
- обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов; обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, развитие активного внимания; обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.
- развитие зрительной памяти, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, объема кратковременной слуховой памяти, развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти, обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени, развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и припоминания; вербальной памяти.
- улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения, развитие целостности восприятия, улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие наблюдательности, ориентирования на форму.
- развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении, развитие умения декодировать информацию, развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать,
развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Принципы моей развивающей работы:
- Развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;
- Субъективное отношение к ребёнку;
- Развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития ребенка;
- Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;
- Отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
- Ребёнок должен иметь право на ошибку;
- Успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;
- большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Работа с родителями строилась через:
- Индивидуальные консультации (результаты диагностики, рекомендации по развитию того или иного познавательного процесса).
- Письменные консультации в родительские уголки («Скоро в школу», «Как развить память ребёнка», «Подготовка к школе» и т.п.).
- Памятки («Что необходимо знать поступающему в школу», «Первые шаги по выбору школы», памятки для родителей и педагогов по развитию того или иного познавательного процесса)
- Родительские собрания. В октябре 2008 г в подготовительной группе было проведено родительское собрание «Скоро в школу».
- Анкетирование. В конце апреля проведено анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?», с целью изучения объективного отношения родителей к знаниям своего ребёнка и сопоставлением полученных данных с данными диагностики. Обработав анкеты родителей и сравнив их с результатами диагностики детей, были сделаны следующие выводы: родители адекватно относятся к способностям своего ребёнка.
- Разработана картотека игр по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.
Параллельно работе с родителями в МДОУ была организована работа с педагогами.
- Проводились консультации по результатам диагностики с детьми;
- Были заведены тетради взаимосвязи педагога-психолога с воспитателями;
- Разработана картотека игр по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.
Также мною было подготовлено выступление для педагогов города по теме: «Развивающая работа, способствующая формированию психологической готовности ребёнка к школе» (совместное заседание ГМО педагогов-психологов и учителей-логопедов 30.01 2009 на базе МОУ ДОД «ДДТ»).
1.3 Задачи, содержание, методика проведения контрольного этапа исследования
Цель:
Выявить итоговый уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Выявить итоговый уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для выполнения сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента детям были предложены задания, аналогичные заданиям и ситуациям констатирующего эксперимента.
Обработав результаты итоговой диагностики, можно сделать следующие выводы: основная часть обследуемых детей 76% - имеет результат выше среднего, т.е. дети легко справляется с заданием, быстро узнают нарисованный предмет, собирает картинку; легко определяет цвет, ориентируется и интериоризирует форму. Могут запомнить более шести предметов и слов. Правильно находят предмет, такой же, как образец, легко справляются с лабиринтом. Определяют все недостающие детали, уровень интеллектуального развития 75-94%. Некоторые нарушают последовательность, но когда начинают рассказ сюжета ошибку исправляют. Легко определяют лишний из предложенных предметов, грамотно анализирует.
Анализируя результаты начальной и итоговой диагностики, можно сделать следующие выводы: развивающая работа имеет положительные результаты.
Заключение:
Проблеме психологической готовности к школе посвящено немало книг и статей. Необходимо понимать связь психологической готовности к школе с возрастными закономерностями психического развития ребенка и ту роль, которую играет данное явление в общем развитии детей.
Современная подготовка детей к школе, основанная на принципиально иной трактовке готовности к школьному обучению, приводит к тому, что большинство первоклассников оказываются не готовы к школьным будням.
Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
Выдвинутая гипотеза оказалась достоверной.
Оптимальными условиями, способствующие психологической готовности к школе, являются:
- Система занятий, характеризующаяся развивающими играми;
- Активное включение родителей в работу по формированию психологической готовности к школе;
- Сотрудничество с педагогами и специалистами, направленная психологической готовности к школе.
Подводя итоги проделанной работы мы пришли к выводу, что:
- Педагог, работающий по данной проблеме должен быть знаком с передовыми достижениями по изучаемому вопросу.
- Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школе должна вестись целенаправленно и систематично.
- В работе должны использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школе.
- Создавать для детей атмосферу эмоциональной захваченности деятельностью, вселять уверенность в своих силах.
Разработанная система работы поможет педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений в формировании психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Результаты работы могут быть полезны для дальнейших исследований в вопросах психологической готовности к школе.
Использованная литература:
- Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет/ В.Г. Гоголева - М: «Детство-Пресс», 2008.-80с.
- Григорьева, М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / М.Р. Григорьева – изд. Учитель, 2009.- 139с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина - 4-е изд., - СПб.: «Питер», 2004.- 208с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина - СПб.: «Питер», 2006. - 205с.
- Катаевой, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий / Л.И. Катаевой - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.
- Кувашова, Н.Г. Методика для подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения) / Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова - Волгоград: Учитель, 2008. - 40с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001- 256 с.
- Петлякова, Э.Н. Логика и счёт/ пособие для будущих первоклассников и их родителей/ Э.Н.Петлякова, С.Н. Подгорная - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. - 431 с.
- Севостьянова, Е.О Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5—7 лет: Индивидуальные занятия игры упражнения / Е.О. Севостьянова – М.: Сфера, 2006.-80с.
- Интернет-ресурсы (http://nsportal.ru/detskiy-sad, http://www.prodlenka.org)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов....
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания развивающей предметно-пространственной среды
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс созданияразвивающей предметно-пространственной среды...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки) "Сёксень вастовома"
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие их мелкой моторики рук.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку...
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру "Что?Где?Когда?".
Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быт...