Конспект занятия НОД в старшей группе по ИЗО деятельности
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Наталья Александровна Пшеничная

Конспект занятия НОД в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti_2.docx270.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Осенняя береза»

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема занятия – «Осенняя береза».

Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель занятия – расширить представления детей об образе осенней березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве; сформировать интерес к изобразительной деятельности и ее результату.

Задачи:

  1. научить детей передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.
  2. сформировать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память; закрепить знания о строении дерева, передавая в рисунке характерные особенности строения дерева; расширить словарный запас детей;
  3. воспитать аккуратность усидчивость, неторопливость, воспитывать любовь к природе; создать условия для стимулирования накопления положительного эмоционального опыта.

Оборудование и материалы: краски, кисти, баночки с водой, салфетки, бумага А4, репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыкальный центр, аудиозапись «Во поле береза стояла», «Разбросала косы русые берёза».

Раздаточный материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, бумага А4, опорный рисунок-схема.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников об осени, внесение их в уголок рисования. Наблюдение за осенней берёзой.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: здравствуйте! Ребята, к нам сегодня пришел гость. Давайте поприветствуем его и согреем нашими улыбками.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Лесничок. Он живет там, где много деревьев – в лесу. Ребята, а какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

Лесничок хвалит ребят и говорит: много в лесу деревьев, но есть одно самое главное дерево в России. Его еще называют королевой леса. Догадались, о каком дереве идет речь? Отгадайте мою загадку:

«Загадка»

«Эта модница лесная, свой наряд меняет часто:

Зимой – в шубе белой, а весной вся в сережках,

Осенью в плащи одета,

А если ветер налетит, золотистый плащ шуршит».

Ответ: береза.

Воспитатель: правильно, ребята, это береза. Мы сегодня будем рисовать осеннюю березку, за один период она может сменить множество нарядов. Кто мне скажет, на какие периоды делится осень? (Ответ: раннюю, золотую, позднюю).

2. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые березки принес нам Лесничок. Найдите, где изображена березка в ранний период осени, как вы догадались? (ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение:

«Береза, моя березонька, береза моя белая.

Березка моя кудрявая.

Стоишь ты березонька посреди долинушки,

На тебе березонька - листья зеленые».

3. Организационный момент: Мотивация.

Воспитатель: Ребята кто-то бросил нам в окошко письмо, хотите узнать, кто его нам написал? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо

«Здравствуйте ребята!

В нашем волшебном лесу, скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем и вас принять участие в нашей выставке.

С уважением, ваш Лесничок»

Воспитатель: Ребята вы хотите, принять участие в выставке? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а где мы можем увидеть березу?

Ответы детей: (в лесу, на поляне, около дома).

Воспитатель: как называется лес, где растут одни березы.

Ответы детей: (березовая роща).

Воспитатель: Береза – символ русской красоты и природы, один из основных символов нашей страны. Берёзу называют «Русской красавицей», а нашу страну издавна называли березовый край. У березы есть защитный слой – береста, она защищает дерево от воды и вредного воздействия человека. В белой коре березы есть черные черточки – чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?

Ответы детей:

  1. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.
  2. В годы войны пекли из коры хлеб.
  3. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, лапти, шкатулки (показ изделий).
  4. Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.
  5. Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь.
  6. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
  7. В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
  8. Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.
  9. Березовыми листьями красят на Пасху яйца.
  10. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.

Воспитатель: Берёзка воспета в поэзии, музыке, живописи.

Стихотворение С. Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Многие художники изображали березу на своих полотнах. Воспитатель показывает детям картины: И. Левитан, «Золотая осень», «Березовая роща». И. Грабарь «Февральская лазурь».

Воспитатель: Ребята, давайте мы сравним березку с чем-то прекрасным, назовем ее красивым словом. Какая она, наша березка?

Дети: Белоствольная, Кудрявая, Стройная, Гибкая, Русская, Золотая, Весенняя, Серебристая, Изумрудная, Заснеженная.

Физкультминутка: «Берёзка».

Мы берёзку посадили, (дети выравниваются)

Мы водой её полили (дети сгибают руки к плечам, ладони вперёд)

Вот берёзка подросла (дети потянули руки наверх)

А потом наклонила ветки (дети опускают руки вниз, спина прямая)

И ребят поблагодарила (дети делают поклон).

Воспитатель: Ребята, смотрите как много мы сегодня узнали о нашей красивой березке, которую поэты воспевают в стихотворениях, художники в своих картинах, а также в музыке. Теперь предлагаю нам нарисовать нашу березку.

4. Вспоминаем приемы, необходимые для рисования дерева. Воспитатель объясняет и одновременно показывает:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево? Ответы детей.

Воспитатель: как рисуем ствол дерева? Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев? Ответы детей.

Воспитатель: посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна. А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые? Ответы детей.

Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие. Давайте, посмотрим, как мы будем рисовать изогнутые ветви березы: начинаем от ствола вверх, а затем закругляем их вниз. Рисуем кончиком кисти, основные ветви дополняем короткими боковыми веточками.

Воспитатель: а теперь давайте передохнем.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (дети выполняют плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (дети загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (дети спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

 5. Рисуем осеннее дерево.

Воспитатель: так, ребята, наши пальчики отдохнули, и мы дальше продолжаем рисовать. На листе бумаге будете рисовать березку, каждый рисует свою березку, какую захочет. Рисовать нужно покрупнее, на весь лист, чтобы березку было хорошо видно, а свои рисунки мы подарим Лесничку.

Дети под музыку начинают рисовать, воспитатель помогает детям с затруднениями.

Воспитатель: Ребята, мы с вами рисуем осеннюю березку, поэтому нам не хватает листопада. Для листопада у нас есть краски желтая и оранжевая. Чтобы у нас получились опавшие листочки, необходимо мокнуть кисточку в любую краску и методом примакивания украсить нашу березку опавшей листвой, создавая листопад.

6. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, какая красота у нас получилась! Вы нарисовали такие красивые березы. Береза – очень красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? Ответы детей.

  • Что нового вы сегодня узнали? ответы детей.
  • А что хотели бы еще узнать? ответы детей.

В конце работы дети берут свои листы и раскладывают на ковре вокруг Лесничка., он хвалит ребят за красивые рисунки. Ему очень понравилась березовая роща, которую нарисовали ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия(НОД)в старшей группе по ИЗО-деятельности рисование «Золотая осень»

Примерная основная общеобразовательная программа: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)Возрастная груп...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Образовательная деятельность по ФГОС Конспект занятия для детей старшей группы «В гостях у птиц».

закрепление знаний детей о перелётных и зимующих птицах.                                        ...

Конспект занятия для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности «Репка»

всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...

Конспект занятия для детей старшей группы по изобразительной деятельности (салфеточная аппликация). Тема: «Фигурист».

Конспект занятия для детей старшей группы по изобразительной деятельности (салфеточная аппликация), тема: «Фигурист».Научить детей созданию композиции в нетрадиционной технике са...