Образовательная деятельность по ФГОС Конспект занятия для детей старшей группы «В гостях у птиц».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гученко Светлана Владимировна

закрепление знаний детей о перелётных и зимующих птицах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелётных птиц;                                                                                                                              - закреплять знания о перелётных и зимующих птицах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - формировать умение выполнять упражнения в играх-имитациях;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - формировать умение устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения;                                                                                                                                                                                                                                                                              - развивать связную речь и способствовать, отвечая на вопросы давать развёрнутые объяснения;                                                                                                                                                                                                                                                                - развивать внимание, наблюдательность, способность примечать новое, необычное в привычных явлениях;                                                                                                                                                                                                                                            - развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного ( голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);                                                                                                                                                      - воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;                                                                                                                                                                                                                                                                                     - воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ptitsy.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по ФГОС

Конспект занятия

для детей старшей группы  «В гостях у птиц».

Цель: закрепление знаний детей о перелётных птицах.

Програмное содержание:                                                                                                                     - активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;                                                                                                                                                    - уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелётных птиц;                                                                                                 - закреплять знания о перелётных и зимующих птицах;                                                                                      - формировать умение выполнять упражнения в играх-имитациях;                                                      - формировать умение устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения;                                                                                                                          - развивать связную речь и способствовать, отвечая на вопросы давать развёрнутые объяснения;                                                                                                                                                                                  - развивать внимание, наблюдательность, способность примечать новое, необычное в привычных явлениях;                                                                                                                                                                                                      - развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного ( голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);                                                                                                                                                - воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;                                                                                                                                                         - воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.                                                                                                                         Предварительная работа:                                                                                                                                                        Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей весны в природе; Д/И «Выбери правильный ответ», «Запомни, назови»; игры и упражнения «Улетают - не улетают», «Кто, как и где зимует» (птицы); чтение книг, пословиц, стихов о весне; рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц. Разучивание стихотворения К.Д Ушинского «Пойманная птичка». Настольно-печатные и подвижные игры.                                                                                                           

                                               Ход занятия:                                                                                                                                       Под музыку (звуки леса) дети входят в группу и здороваются с гостями.                                                   В - ль: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей! Мы очень рады всех видеть. А как ещё можно выразить радость? Улыбнуться. Давайте улыбнёмся гостям и друг - другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече. ( Дети исполняют песню «Мои птицы»).                                                                                                                                                                В - ль: - Вы хотите со мной поиграть и наши знания гостям показать?                                                                                          Дети: - Да!                                                                                                                                                                                                          В - ль: - Давайте поиграем в игру « Ловишки с птичкой ». Кто считалку мне расскажет и водящего покажет? Хорошо, скорей считай и игру нашу начинай.                                                                                                              Дети: - Голубь, соловей и галка…  Вот и вся считалка.                                                                                                         В - ль: - Замечательно ( ….. ) у нас будет птичкой (одевается маска птички и крылышки).                                                                                                   Инсценировка стихотворения К.Д Ушинского « Пойманная птичка». Трое детей: птичка и два птицелова.                                                                                                                                                                         ( Тихо звучит тревожная музыка ).                                                                                                                                                                                 1 – птицелов:                                                                                                                                                                    Ах, попалась птичка, стой!                                                                                                                                                    Не уйдёшь из сети.                                                                                                                                                             Не расстанемся с тобой                                                                                                                                                                                                               Ни за что на свете.                                                                                                                                                                                                  Птичка:                                                                                                                                                                          Ах, зачем, зачем я вам,                                                                                                                                                    Миленькие дети?                                                                                                                                                         Отпустите погулять,                                                                                                                                                                  Развяжите сети.                                                                                                                                                                                                         2 – птицелов:                                                                                                                                                       Нет, не пустим птичка, нет,                                                                                                                                                                        Оставайся с нами:                                                                                                                                                                             Мы дадим тебе конфет,                                                                                                                                                  Чаю с сухарями.                                                                                                                                                                            Птичка:                                                                                                                                                                       Ах, конфет я не клюю,                                                                                                                                                Не люблю я чаю.                                                                                                                                                               В поле мошек я ловлю,                                                                                                                                                               Зёрнышки сбираю.                                                                                                                                                            1 – птицелов:                                                                                                                                                                   Там замёрзнешь ты зимой,                                                                                                                                          Где – ни будь на ветке,                                                                                                                                                                            А у нас – то в золотой, будешь,                                                                                                                                                           Жить ты клетке!                                                                                                                                                                        Птичка:                                                                                                                                                                                            О! Не бойтесь, в тёплый край                                                                                                                                                                                                                 Улечу зимою,                                                                                                                                                                                А в неволе – светлый рай                                                                                                                                      Будет мне тюрьмою.                                                                                                                                                    2 – птицелов:                                                                                                                                                                   Птичка, птичка, как любить                                                                                                                                             Мы тебя бы стали!                                                                                                                                                Не позволили б грустить,                                                                                                                                               Всё б тебя ласкали.                                                                                                                                                      Птичка:                                                                                                                                                                                          Верю, детки, но для нас                                                                                                                                              Вредны ваши ласки.                                                                                                                                                                    С них закрыла бы как раз                                                                                                                                                             Я навеки глазки.                                                                                                                                                                                                                    Птицеловы ( вместе ):                                                                                                                                                                                                                            Правда, правда, птичка!                                                                                                                                                                                        Ты не снесёшь неволи.                                                                                                                                                              Ну, так  Бог с тобой, лети,                                                                                                                                                            И живи на воле!                                                                                                                                       ( Птицеловы убирают сеть и отпускают « птичку», которая радостно «улетает». Снимают маски, крылья и возвращаются к детям).                                                                                                                                                                        Вос - ль: - Ребята, мне нужна ваша помощь. Смотрите, чей – то след! Но я не пойму, кто его оставил? Вы мне поможете?                                                                                                                                                   Дети: - Да! ( Дети под музыку « А может быть ворона…») идут по следам, воспитатель читает загадку:                                                                                                                                                                                                           Снится ночью червяку,                                                                                                                                                 Чудо - Юдо на суку:                                                                                                                                                         Длинный клюв и два крыла…                                                                                                                                                                                                 Прилетит – плохи дела!                                                                                                                                                 А кого червяк боится?                                                                                                                                                                                                Угадали? Это - … ( птица) .                                                                                                                                                                                                                   Вос - ль: - Так вот, кто след оставил! ( Из – за ёлки вылетает птичка – ворона).                                                                                                                      Здравствуй, Каркуша! ( Дети здороваются ). Добро пожаловать!                                                                                                                                               Каркуша: - Кар – кар! И вы будьте здоровы! Давненько я вас не видела и в лесу заскучала.                                                                                                 Спасибо вам, ребятишки, что подружку мою от неволи избавили и на волю жить отправили. Только вышел у нас с ней спор, который не можем решить до сих пор. Кто мы, животные?                                                                                                                                                                                                                        Дети: - Да! (все).                                                                                                                                                                               Каркуша: - Какие, домашние или дикие?                                                                                                                                                      Дети: - Дикие, потому что живёте в лесу на деревьях…                                                                                                           Каркуша: - И как мы зовёмся друзья, помочь нам можно или нельзя?                                                          В – ль: - Конечно можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверно рыба!                                                                  Дети: - Птица.                                                                                                                                                               В – ль: - Наверно ласточка?                                                                                                                                                           Дети: - Нет, ворона!                                                                                                                                                                    В – ль: - Наверно домашняя птица?                                                                                                                                                                                                          Дети: - Нет, дикая птица.                                                                                                                                                                                                                          Каркуша: - Кар – кар! Докажите что я птица, а то ответ такой совсем не годится!                                                                                                                 Дети: (рассказывают и показывают) – Ты - птица ворона, у тебя, как и у других птиц есть крылья, ты можешь летать. Твоё тело покрыто перьями – этим птицы отличаются от других животных.                                                                                                                                                ( играет музыка – щебетание птиц ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Каркуша: - Слышите, Кар – кар! Как громко зазвенели голоса! Значит, вы правильно сказали. Что за чудеса!                                                                                                                                                   В – ль: - И точно. Птицы шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чём ребята поют птицы весной? Как вы думаете?                                                                                                                                                                                                              Дети: - О весне! О солнышке! О гнёздах!                                                                                                                                                                                                                             Каркуша: - Весна. Кар – кар! А какая она? Я по лесу летала и что – то такой птицы не видела!                                                                                                                                                В – ль: - Ребята, разве весна это птица?                                                                                                                                     Дети: - Весна – это время года: нежная, радостная, звонкая.                                                                                                                                                                                                В – ль: - Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко?                                                                           Дети: - Всё вокруг просыпается, тает снег, бегут ручьи, травка зеленеет, почки распускаются.                                                                                                                                                                        В – ль: - А кто весну на крыльях приносит?                                                                                                                                                                                                                                         Дети: - Птицы.                                                                                                                                                                                                           В – ль: Как называются эти птицы?                                                                                                                             Дети: - Перелётные.                                                                                                                                                                                                             Каркуша: - Кар – кар! А почему это их называют перелётными?                                                                                                                                                       Дети: - Потому что они улетают в тёплые края.                                                                                                                                    В – ль: - Правильно, такие птицы, которые каждый год на зиму перелетают в тёплые края, а весной возвращаются, называются – перелётными. А как называют птиц, которые остаются зимовать?                                                                                                                                                 Дети: - Зимующие.                                                                                                                                                                                                                В – ль: - Молодцы ребята. Говорит таинственно: - а вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я  подсмотрела как они играли, Хотите я вас научу? Каркуша, давай играть с нами!                                                                                                                                                                                                               Физкультминутка                                                                                                                                                                                          Хоровод « Воробей»                                                                                                                                                                                                                                                                           Среди белых голубей, скачет шустрый воробей. ( Дети идут по кругу изображая голубей. В центре один ребёнок скачет как воробей ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Воробушек – пташка, серая рубашка. Откликайся воробей, вылетай – ка, не робей! ( Дети встают лицом в круг, идут приставными шагами. Воробей пытается « вылететь» из круга. Голуби, взявшись за руки не пускают его).                                                                                                                                                                                                                                                                     Каркуша: - Как – кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично. Ребята, а мы у одного куста собираемся, и всё время друг с другом общаемся. Хотите я вам его покажу?                                                                                                                         Дети: - Да.                                                                                                                                                                                                                                                    Каркуша: - Ну, тогда, за мной летите и ничего не пропустите. ( Дети идут за вороной «махая» крыльями).                                                                                                                                                                                                                                                                        ( Звучит музыка – щебетание птиц ).                                                                                                                                                                                                                                         В – ль: - Посмотрите – ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать, где перелётные, а где зимующие. Давайте их разделим: на снежинку надо поместить зимующих птиц, а на весеннюю проталинку – перелётных птиц. (Два мольберта. На одном – снежинка, на другом – проталинка). Под музыку делят птиц.                                                                                                    Каркуша: - Молодцы! Кар – кар! Каких птиц ты узнал (а ? А ты? (Каркуша спрашивает у детей, какие птицы расположены на снежинке и проталинке).                                                                          Каркуша: - Правильно. Молодцы! А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может и меню наше, птичье угадаете?                                                                                                                             В – ль: - Что же, это не сложная задача, правда, ребята?                                            Воспитатель определяет кто будет « кормить» птиц….. , накормит своих птичек (перелётных) , а ……, своих (зимующих): Проходят к столу, выбирают корм для перелётных и зимующих птиц и ставят муляжи насекомых на -  проталинку, а тарелочку с семечками, крошками и т,п – на снежинку.  Обосновывают свой выбор ).                                                                                                                  Каркуша: - Кар – кар! Ну – ка, ну – ка, чем это мы здесь питаемся? Зимующие – хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом. Перелётные - насекомыми.                                                                                                                                                                    В – ль: Ребята, скажите, пожалуйста, так почему же перелётные птицы улетают в тёплые края?                                                                                                                                                                 Дети: - Потому что становится холодно, и насекомые пропадают. Птицам нечего есть.                                                                                                            Каркуша: - Молодцы! Как – кар! А я ещё одну игру знаю. Вы хотите со мной поиграть, да или нет? Только слушайте внимательно и не перебивайте меня – это обязательно!                                                                                                Каркуша: - После какого времени года наступает весна?                                                                                                                         Дети: - После зимы.                                                                                                                                                         Каркуша: - Кто плачет только весной?                                                                                                                     Дети: - Сосульки.                                                                                                                                                                                                                                     Каркуша: - Во что превращается снег на солнце?                                                                                                                                             Дети: - В талую воду.                                                                                                                                                                                                                                               Каркуша: - Что появляется на полях, когда тает снег?                                                                                                                                                 Дети: - Проталинки.                                                                                                                                                                                                                       Каркуша: - Какие птицы прилетают зимой первыми?                                                                                                                                       Дети: - Грачи.                                                                                                                                                                                                Каркуша: - Я просто диву даюсь, ну что за дети, знают про всё на свете!                                  В – ль: - Ребята, вам понравилось играть с Каркушей?                                                                                            Дети: - Да! (Воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали? Что больше всего понравилось?).                                                                                                                                                                      Каркуша: - А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, как здесь живёт замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от милой подруги. Дарю на память свой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (раздаёт раскраски).                                                                                                В – ль: - Конечно, Каркуша, ты самая красивая птица на свете, правда дети?                                               Дети: - Да, спасибо Каркуша.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В – ль: - Вот, нашему занятию наступил конец, а кто хорошо занимался, тот …  - молодец! А на прощание, скажем всем – до свидания и спасибо за внимание!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы "В гости к королеве"

В гости к  королеве.Цель : Познакомить детей со значение имени для человека. Объяснить, как важно иметь всем свое имя. Воспитывать умение вежливо обращаться к товарищам....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"

Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тема: « В стране удивительной птицы»

Задачи:1) Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичнос...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края» Игра «Что? Где? Когда?».

Образовательные задачи: Формировать  у воспитанников умение работать в команде,  взаимодействовать друг с другом.  Расширять знания   о птицах родного края. Мотивировать детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Пчёлки» на тему «Перелётные птицы»

Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагате...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми с ТНР в старшей группе «В гостях у Дедушки Лесника»

Занятие составлено для детей 5-6 лет с тяжелым нарушением речи с опорой на лексические темы и в соответствии с Рабочей программой. Занятие комплексное, проводится в ноябре, как закрепление полученных ...