Конспект занятия для детей старшей группы детского сада по познавательно-исследовательской деятельности по украинской народной сказке "Колосок"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель занятия: сформировать у детей исследовательский тип мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности для детей
старшей группы детского сада
по познавательно - исследовательской деятельности
По сказке "Колосок"
Цель: сформировать исследовательский тип мышления
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.
Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес; творческие способности - волю; эмоции; познавательные способности – речь, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к хлеборобу, его труду; бережное отношение к хлебу.
Коррекционные:
1.Закрепление речевых навыков.
2. Развитие словарного запаса, связной речи, выражать в речи признаки сходства и различия объектов, формулировать и задавать вопрос, обогащать речь именами прилагательными.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Средства обучения
1. Наглядный материал:
-картина И. Шишкина «Рожь»; иллюстрации, фотографии хлебобулочных изделий;
-колоски пшеницы (можно картинки) ;
-игрушки петушок, мышата – Круть и Верть;
- 3 кофемолки.
2. Раздаточный материал:
-на каждого ребёнка картинки с изображением различных работ в поле;
-на подносах зёрна ржи и пшеницы, лупы, камни;
- фартуки, колпаки, салфетки.
Предварительная работа: беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся (результат труду хлеборобов) ; рассматривание зёрен пшеницы и ржи; приготовление из теста печенья; художественное творчество на тему «Колосок»; чтение рассказов Л. Кон «Как хлеб растёт», М. Глинской Прости меня, хлеб», сказки «Колосок», пословиц о хлебе; проведение акции «Хлеб – всему голова! » с распространением рисунков «Берегите хлеб! » в магазинах и столовой; игры в «Каравай».
Ход:
1. Мотивационная (вводная) часть
Появляется Петушок с колоском, ищет Круть и Верть.
Ребята здороваются с Петушком, рассматривают колосок:
- Весь из золота отлит, на соломинке стоит; на соломинке дом, сто ребяток в нём?
-Как вы думаете, что это за ребята? (Предположения детей.)
-Где растут колоски? (Ответы детей.)
- Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое.
Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей). Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны.
-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожки, печенье, различные пирожные.
-Ребята, назовите, какие вы любите хлебобулочные изделия? (Ответы детей.)
-А кто знает, из чего всё это получают? (Из муки).
А что такое мука, их чего её получают? (Предположения детей) .
-Муку получают из зерен, которые созревают в колосках.
- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда. Давайте вспомним, как этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа».
Дидактическая игра «Разложи по картинкам».
(Воспитатель предлагает каждому ребёнку разложить по порядку картинки с изображениями процесса выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб).
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом!
Психогимнастика «Колос растёт»
Воспитатель:
- Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.
- Какие замечательные колоски у нас выросли!
- Как много муки из них получится!
Проблема:
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какой хлеб получают из зёрен пшеницы, а какой из ржи? Давайте подумаем, а как можно нам дома сделать муку из зёрен? (Предположения детей) .
2. Основная часть (продуктивная деятельность) .
Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают.
Петушок с колоском говорит:
- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?
- Мы здесь.
- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Его надо обмолотить, а чтобы тесто замесить, пирогов напечь нужно муку сделать. Кто это будет делать?
- Только не мы. Мы не умеем.
Воспитатель
- Ну, это не беда! Ребята научим наших мышат.
Физкульминутка
Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
Дождинки пляшут, как живые
(Потряхивают руками, топают ногами.)
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
(Наклоняются, садятся.)
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки вытянуты, ладоши вниз.)
Проведём эксперимент.
Воспитатель:
-Ребята, приглашаю вас в нашу лабораторию, для этого наденем фартуки.
Воспитатель:
- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи, которые лежат у вас на подносах на столах.
- Давайте рассмотрим «спинки» и «брюшки» у зёрнышек. На «брюшках» найдите бороздки.
-Чем отличаются зёрна пшеницы от ржи. (Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные) .
Дети рассматривают зёрна, используют лупы, трогают их руками,
- Когда – то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. (Можно попробовать зёрнышко) .
-Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сегодня. (Ребята камнями растирают зёрна).
- С помощью мельницы попробуйте сделать муку из зёрен пшеницы и ржи.
(Воспитатель предлагает работать по подгруппам: одна подгруппа делает муку из зёрен ржи, другая из пшеницы.)
- Какая мука у нас получилась? (Ржаная и пшеничная.)
-Покажите нашим гостям, из какой муки пекут черный хлеб, а из какой белый хлеб, булки, печенье….
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
- «Хлеб – всему голова! » Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
3. Заключительная часть (итог) : рефлексия (осмысление) .
Петушок, Круть и Верть просят ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Что было самым сложным? Что легко получалось? Понравился ли вам эксперимент? Хотите ли вы исследовать ёщё что – нибудь, узнать новое о зёрнах, хлебе?
Петушок:
- Ну, что Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.
Круть:
- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи! »
Верть:
-«Без хлеба – нет обеда! »
Ребята прощаются с гостями, воспитатель напоминает детям, как нужно относиться к хлебу: «Хлеб – драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери! » и читает стихотворение:
«Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной
Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной!
Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы – люди, научитесь хлеб беречь! »
Под музыку песни «Колоски отличные, колоски пшеничные» ребята угощаются румяными баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок» с переходом в аппликацию «Пирог»
Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д...
Конспект КОД в компенсирующей группе ТНР с 4 -6 лет рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
В этом конспекте раскрыто работа по рассказыванию украинской сказке "Рукавичка" для детей старшей компенсирующей группы....
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...