Тематическое планирование совместной деятельности «Занимательная математика»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovm._deyat_dlya_programmy.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по познавательному направлению
для детей от 4 до 5 лет
«Занимательная математика».
Актуальность
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 4 до 7 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Математическая грамотность, развитое логическое мышление - это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель совместной деятельности - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.
1. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
2. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов - заместителей.
3. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
5. Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
6. Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
7. Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
8. Развитие психических процессов: абстрактно - логического и наглядно - образного мышления, памяти, внимания.
9. Развитие любознательности: формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
10. Формирование наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
11. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Перспективный план совместной деятельности
«Занимательная математика»
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь 1 неделя | «Путешествие в осенний парк» | Выявить уровень математических представлений; закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих. |
2 неделя | «Сравнение множества» | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения; совершенствовать умение группировать предметы; совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании; закреплять умение сравнивать множества; упражнять в различении цветов и оттенков предметов. |
3 неделя | «Знакомимся с цифрами 1и 2» | Познакомить с цифрами 1 и 2; закрепить знания о геометрических фигурах; развивать воображение детей. |
4 неделя | «Собери из частей» | Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук. |
Октябрь 1 неделя | «Ориентировка в пространстве» | Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад; познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; развивать внимание, творческое воображение. |
2 неделя | «Цифра 3» «Счет в пределах трех» | Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой; закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр. |
3 неделя | «Нарисуй картинку палочками» «Цифра 4» | Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; развивать мыслительные операции; учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой. |
4 неделя | «Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой» «Время года. Сезоны» | Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов; закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр; учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4; закреплять навыки конструирования; познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько есть времен года. |
Ноябрь 1 неделя | «Пара» «Интересные слова «между», «за», «перед»» | Уточнить понимание детей значения слова «пара»; продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку; уметь называть своё местоположение. |
2 неделя | «Знакомство с цифрой 5» «Игры с камешками» | Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой; познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение составлять узор из них; закреплять знание цвета, формы, размера; развивать творческое воображение. |
3 неделя | «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой» | Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой; продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой; закрепить умение сравнивать и уравнивать множества. |
4 неделя | «Сравнение по толщине, высоте» | Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще - тоньше, выше - ниже. |
Декабрь 1 неделя | «Знакомство с цифрой 6» « Счет в пределах 6. | Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6; учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество; закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. |
2 неделя | «Разрезанные картинки» «Образование числа 7» | Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу; познакомить детей с образованием числа 7; закрепить представления детей о прямоугольнике. |
3 неделя | Знакомство с прямоугольником» | Познакомить более углубленно с геометрической фигурой. |
4 неделя | «Цифра 7» «Дни недели» | Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве; познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня; объяснить, почему именно так. |
Январь 1 неделя | «Образование числа 8. Цифра 8» | Познакомить с образованием числа 8; учить обозначать число цифрой. |
2 неделя | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах; учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. |
3 неделя | «Счет до 8. Знакомство с овалом» | Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой; познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. |
4 неделя | «Знакомство с понятием «сутки»» | Познакомить с понятием сутки. |
Февраль 1 неделя | «Слева, справа» «Рисование фигур по точкам» | Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине», формировать представление о положении предмета справа и слева от себя; развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах; формировать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 неделя | «Образование числа 9. Цифра 9» «Закрепление умения считать до 9» | Учить детей считать в пределах 9; показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой; продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур. Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные. |
3 неделя | «Число 10» | Учить детей считать в пределах 10; обозначать число соответствующей цифрой. |
4 неделя | «Близко - далеко. | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. |
Март 1 неделя | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. |
2 неделя | «Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10» | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. |
3 неделя | «Цифры заблудились» | Учить выстраивать последовательный числовой ряд. |
4 неделя | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. |
Апрель 1 неделя | «Знакомство с понятием «симметрия»» «Закрепление знаний о симметричных фигурах. | Познакомить детей с понятием симметрия; закрепить знания о геометрических фигурах; закреплять знания о симметричных фигурах; совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур. |
2 неделя | «Какие бывают линейки» «Рисуем по линейке» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении; формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке; развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. |
3 неделя | «Найди не достающую» «Знакомство с фигурами - шар, куб, конус, цилиндр» | Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность; знакомить детей с объёмными фигурами |
4 неделя | «Математическое домино «Задачи на смекалку» | Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Развивать логику, находчивость, внимательность. |
Май 1 неделя | «В городе геометрических фигур» | Закреплять знания о геометрических фигурах; закреплять умение закрашивать замкнутые области. |
2 неделя | «Когда это бывает?» 2.«Путешествие по комнате» | Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня; закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.; развивать логику, находчивость, внимательность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование совместной деятельности (изо) с использованием р.н.ф.
планирование изодеятельности с использованием р.н.ф. с детьми раннего возраста...
разработка совместной деятельности "Занимательная математика"
Представлен конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование факультативной деятельности "Занимательная математика" с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование предназначено для развития математических способностей дошкольников , для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольнико...
Комплексно-тематическое планирование совместной деятельности педагога с детьми 2 младшей группы на летний период.
Комплексно-тематическое планирование на летний период (июль-август)...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте".
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте"....
Комплексно – тематическое планирование совместной деятельности в младшей группе
Комплексно – тематическое планирование совместной деятельности в режимных моментах...