Тематическое планирование совместной деятельности «Занимательная математика»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Диасамидзе Любовь Викторовна

Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovm._deyat_dlya_programmy.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по познавательному направлению

 для детей от 4 до 5 лет

«Занимательная математика».

 

 

Актуальность

 

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 4 до 7 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией  развития мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, так как  полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и  обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Математическая грамотность, развитое логическое мышление - это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Цель совместной деятельности - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.

1. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.

2. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов - заместителей.

3. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).  

5. Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

6. Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.

7. Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

8. Развитие психических процессов: абстрактно - логического и наглядно - образного мышления,  памяти, внимания.

9. Развитие любознательности:  формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

10. Формирование  наблюдательности, замечая новые  объекты, изменения в ближайшем окружении.

11. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Перспективный  план совместной деятельности

«Занимательная математика»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1 неделя

«Путешествие в осенний парк»

Выявить уровень математических представлений; закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих.

2 неделя

 «Сравнение множества»

Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения; совершенствовать умение группировать предметы; совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании; закреплять умение сравнивать множества; упражнять в различении цветов и оттенков предметов.

3 неделя

«Знакомимся с цифрами    1и 2»

Познакомить с цифрами 1 и 2;

закрепить знания о геометрических фигурах; развивать воображение детей.

4 неделя

«Собери из частей»

Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Октябрь

1 неделя

 «Ориентировка в пространстве»

Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад; познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; развивать внимание, творческое воображение.

2 неделя

«Цифра 3» «Счет в пределах трех»

Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой; закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр.

3 неделя

«Нарисуй картинку палочками» «Цифра 4»

Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; развивать мыслительные операции; учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой.

4 неделя

«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»

«Время года. Сезоны»

Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов; закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр; учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4; закреплять навыки конструирования; познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько есть времен года.

Ноябрь

1 неделя

«Пара» «Интересные слова «между», «за», «перед»»

Уточнить понимание детей значения слова «пара»; продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку; уметь называть своё местоположение.

2 неделя

«Знакомство с цифрой 5» «Игры с камешками»

Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой; познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение составлять  узор из них; закреплять знание цвета, формы, размера; развивать творческое воображение.

3 неделя

«Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой»

Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой; продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек; закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой; закрепить умение сравнивать и уравнивать множества.

4 неделя

«Сравнение по толщине, высоте»

Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще - тоньше, выше - ниже.

Декабрь

1 неделя

«Знакомство с цифрой 6» « Счет в пределах 6.

Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6; учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество; закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6.

2 неделя

«Разрезанные картинки»

«Образование числа 7»

Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу; познакомить детей с образованием числа 7; закрепить представления детей о прямоугольнике.

3 неделя

Знакомство с прямоугольником»

Познакомить более углубленно с геометрической фигурой.

4 неделя

«Цифра 7»

«Дни недели»

Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве; познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня; объяснить, почему именно так.

Январь

1 неделя

«Образование числа 8.

Цифра 8»

Познакомить с образованием числа 8; учить обозначать число цифрой.

2 неделя

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах; учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

3 неделя

«Счет до 8. Знакомство с овалом»

Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой; познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.

4 неделя

«Знакомство с понятием «сутки»»

Познакомить с понятием сутки.

Февраль 1 неделя

«Слева, справа»

«Рисование фигур по точкам»

Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине»,

формировать представление о положении предмета справа и слева от себя; развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

2 неделя

«Образование числа 9.

Цифра 9»

«Закрепление умения считать до 9»

Учить детей считать в пределах 9; показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой; продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур.

Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные.

3 неделя

«Число  10»

Учить детей считать в пределах 10; обозначать число соответствующей цифрой.

4 неделя

«Близко - далеко.

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Март

1 неделя

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

2 неделя

«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

3 неделя

«Цифры заблудились»

Учить выстраивать последовательный числовой ряд.

4 неделя

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

Апрель

1 неделя

«Знакомство с понятием «симметрия»» «Закрепление знаний о симметричных фигурах.

Познакомить детей с понятием симметрия; закрепить знания о геометрических фигурах; закреплять знания о симметричных фигурах; совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур.

2 неделя

«Какие бывают линейки»

«Рисуем по линейке»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении; формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке; развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

3 неделя

«Найди не достающую»

«Знакомство с фигурами - шар, куб, конус, цилиндр»

Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность; знакомить детей с объёмными фигурами

4 неделя

«Математическое домино

«Задачи на смекалку»

Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать

внимание, воображение, наблюдательность.

Развивать логику, находчивость, внимательность.

Май

 1 неделя

«В городе геометрических фигур»

Закреплять знания о геометрических фигурах; закреплять умение закрашивать замкнутые области.

2 неделя

«Когда это бывает?»

2.«Путешествие по комнате»

Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня; закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под

и т.д.; развивать логику, находчивость, внимательность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование совместной деятельности (изо) с использованием р.н.ф.

планирование изодеятельности с использованием р.н.ф. с детьми раннего возраста...

разработка совместной деятельности "Занимательная математика"

Представлен конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование факультативной деятельности "Занимательная математика" с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование предназначено для развития математических способностей дошкольников , для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольнико...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте".

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте"....

Комплексно – тематическое планирование совместной деятельности в младшей группе

Комплексно – тематическое планирование совместной деятельности в режимных моментах...