Перспективное планирование факультативной деятельности "Занимательная математика" с детьми старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме

Ярцева Татьяна Александровна

Перспективное планирование предназначено для развития математических способностей дошкольников , для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативная деятельность «Занимательная математика»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир  дошкольника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если основная образовательная область (познавательно – исследовательская область РЭМП) дополнится факультативной деятельностью «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию детей, способствующий формированию познавательно - исследовательских действий.  

Факультатив предназначен для развития математических способностей дошкольников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольников.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят детям реализовать

свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической  зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа факультатива предусматривает включение задач и заданий, трудность которых

определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и

необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Совместное с воспитателем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться  и самому найти выход – ответ.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение детей к обмену информацией в ходе свободного общения на

занятиях.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Материал: Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «палочки Кюизенера», «логические блоки Дьенеша», «кубики Никитина», шашки, счетные палочки, математический набор, дидактическое пособие «Математический коврик».

Настольно- печатные игры: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Найди пару», «Разгадывание лабиринтов» и д.р.

Развлечения: загадки, задачи –шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы.

Дидактические игры и упражнения: (с наглядным материалом, словесные игры).

Перспективное планирование факультативной деятельности «Занимательная математика» с детьми старшего дошкольного возраста.

месяц

тема

задачи

материал

источник

Сентябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

История математики: «Как люди научились считать?»

« Числовой ряд»

Составление  геометрических фигур из палочек.

Головоломки с палочками.

Дать детям представление о счете

Закрепить  знание последовательности чисел в натуральном ряду.    

Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно – осязательным способом.

 

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой. Развитие логического мышления, конструктивных способностей.

Счетные палочки (15-20 штук на ребенка), 2 толстые нитки длиной 25-30 см.

Счетные палочки на каждого

ребенка

В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» стр.8  

 

З.А.Михайлова с«Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.6

 З.А.Михайлова  «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.12, стр. 20

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»  стр. 13

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

     4-я неделя

Знакомство с блоками Дьенеша.  Игры с блоками Дьенеша: «Найди клад»

Игры с блоками Дьенеша: «Угадай-ка»

Игры с блока Дьенеша на сравнение, классификацию, обобщения: «В гости к трем поросятам»

Игра: «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению.

Логические блоки Дьенеша, круги из бумаги («клады»)

Логические блоки Дьенеша, игрушка Буратино.

Логические блоки Дьенеша, 3 домика (макеты или изображения), три поросенка (фигурки или изображения).

Карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.14

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.16

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.27

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.35

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Знакомство с набором палочек  Х.Кюизенера: «Аппликация из цветных палочек»

«Монгольская игра»

«Колумбово яйцо»

 «Веселые клеточки»

Развитие творческого воображения детей, освоение элементов художественного конструирования.

Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу.

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Палочки Х.Кюизенера, для рассматривания альбом «Дом с колокольчиком»

«Монгольская игра»

Игра «Колумбово

яйцо»

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.63

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.63, рис 75

З.А.Михайлова

«Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.63, рис 76

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

«Египетская пирамида». Правые и левые стенки – красные, передние и задние – желтые, «крыши» всех ярусов – синие.

«Занимательный Уникуб»

Игра «Танграм». Составление фигур.

«Вьетнамская игра»

Заинтересовать детей играми в «Уникуб», развивать логическое мышление, конструктивные способности.

 Продолжать заинтересовывать детей играми в «Уникуб», развивать логическое мышление, конструктивные способности.

Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образцы.

Воссоздание силуэтов забавных фигурок животных, птиц, насекомых по образцам или собственному замыслу.

Кубики «Уникуб»

Кубики «Уникуб»

Игра «Танграм», образцы

Наборы «Вьетнамской игры»

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр.65, у-19

Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

стр.65, у- 22-24

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

 стр 46-49.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.7, рис 82

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

«Волшебный круг»

Лабиринты: Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Логические задачи: «Какая фигура следующая», «Какая фигура здесь лишняя и почему», «Найди, чем отличается»

Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой

Развитие мыслительной деятельности детей при составлении силуэтов из 10 частей, не накладывая одну на другую.

Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, рассуждать.

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Наборы «Волшебного круга»

Разнообразные лабиринты нарисованные на листках бумаги, лабиринты из журналов, газет и т.д.

Таблицы с изображенными на них задачами.

Таблицы с изображенными на них задачами.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.74, рис.83

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.37, рис.49,1;рис.49,2.

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Ребусы

Задачи – шутки.

Дидактическое пособие «Математический коврик»

Варианты игр:

а) «Посчитай не ошибись» (Прыжки на одной ноге). Ребенку дается задание попрыгать на одной ноге, наступая последовательно:

-на цифры от 0 до 10;

-на цифры от 10 до 0;

-только на цифры, обозначающие четные числа;

-только на цифры обозначающие нечетные числа.

б) «Ловкий математик» (Прыжки на двух ногах). Ребенку дается задание:

-подобрать число, состоящее из двух меньших чисел. Например, 5. Он должен прыгнуть так, чтобы закрыть стопами сразу две цифры, дающие в сумме число 5 (1 и 4; 5 и 0 и т.д.)

-прыгнуть так, чтобы стопы закрывали цифры, обозначающие числа 18, 27 и т.д., например 1 и 8, 2 и 7.

в) «Мяч математик» (с мячом), играют двое детей.

Ведущий дает задание набрать число, например 8, состоящее из двух меньших чисел. Первый ребенок отбивает мяч об пол второму ребенку так, чтобы попасть на цифру, например, 2. Второй ребенок возвращает мяч первому, стараясь попасть на цифру 6, и.д.

 «Игры на внимательность»

Познакомить детей с ребусами, учить детей отгадывать ребусы.

Развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формирование поисковых подходов к решению любой задачи.

Развивать зрительное восприятие детей, ловкость, глазомер, координацию движений, внимание, мышление; упражнять в прыжках, в счете, решении простых примеров.

Развитие внимательности и усидчивости детей.

Картинки с ребусами.

Дидактическое пособие «Математический коврик»,

которое состоит из 10 секторов, на которых изображены цифры от 0 до 10 в хаотичном порядке, мяч.

Пособие с картинками на каждого ребенка.

Например: найди правильную тень, крокодил- штангист (найди семь отличий) и тд.

З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» стр.111, рис.15

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.55

Март

1-я неделя

2-я неделя

3-я

неделя

4-я неделя

«Путешествие точки»

Дидактическое  пособие «Математический коврик»

«Задачи в стихах»

Палочки Х.Кюизенера.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Развивать зрительное восприятие детей, ловкость, глазомер, координацию движений, внимание, мышление; упражнять в прыжках, в счете, решении простых примеров.

Развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формирование поисковых подходов к решению любой задачи.

Развитие творческого воображения детей, освоение элементов художественного конструирования.

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

Дидактическое  пособие «Математический коврик»

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

Палочки Х.Кюизенера.

В.Волина «Праздник числа» занимательная математика для детей.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.71, №47,48,49.

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Подготовка детей к играм в шашки. Игра «Волк и овцы»

«Шашки – поддавки»

Шашки «Уголки»

Развлечение «Турнир по шашкам»

Развивать у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход.

Формировать у детей заинтересованность и умение играть  в настольную  игру шашки. Научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и  активное участие.

переместить все свои шашки на исходные поля противника.

1. Оценить умения детей играть в шашечную игру. Формировать умения детей планировать очередной ход.

 2. Развивать у детей логического мышления, сообразительность, смекалку.

 3. Воспитание  коллективизма, дружеских отношений.

Шашки

Шашки

Шашки

Май

1-я неделя

2-я

неделя

   3-я неделя

   4-я неделя

Чтение математической сказки: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок»

Чтение математической сказки: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок»

Дидактическое  пособие «Математический коврик»

«Веселые клеточки»

Увлечь детей в увлекательную историю со сказочным сюжетом и рядом проблемных ситуаций. В ходе чтения упражнять детей в решении математических задач, делать зарисовки, учить рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Продолжать увлекать  детей в увлекательную историю со сказочным сюжетом и рядом проблемных ситуаций. В ходе чтения упражнять детей в решении математических задач, делать зарисовки, учить рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Развивать зрительное восприятие детей, ловкость, глазомер, координацию движений, внимание, мышление; упражнять в прыжках, в счете, решении простых примеров.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Листы бумаги, карандаши на каждого ребенка

Листы бумаги, карандаши на каждого ребенка

Дидактическое  пособие «Математический коврик»

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова «Математика для дошкольника» стр.126-130.

Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова «Математика для дошкольника» стр.130-135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое перспективное планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»

Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и  направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению зна...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Перспективное планирование игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

В данной разработке представлен перечень игр и их названия на год....