Экологический проект "Экологической тропой по родному краю"
проект (средняя группа)

Родионова Вера Олеговна

Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста с целью ознакомления с разнообразием живой природы и формирования осознанного отоношения к окружающему миру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №232»

Экологический проект в средней группе детского сада

Тема: «Экологической тропой по родному краю»

(Формирование у детей экологической культуры)

Руководители проекта:

                                  Родионова В.О., воспитатель

 Гнездилова Д.В., воспитатель

                             

2017 год

Ярославль

Актуальность проблемы

Задача раннего формирования экологической культуры  актуальна, своевременна и  сложна. Как научить ребёнка любить и сохранять природу вокруг нас? Каким образом способствовать формированию экологической культуры ребенка? Как привить навыки бережного отношения к миру растений и животных? Когда это надо начинать? В дошкольном возрасте идет интенсивное познавательное развитие , формирование морально-этических норм, кроме того закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому дошкольный возраст очень важен для  формирования основ экологической культуры, ответственного отношения к природе. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков экологического воспитания, осознанную потребность ребёнка беречь и сохранять природу.  

Экологическая культура  определяет, прежде всего, умение жить, не вредя окружающему миру, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами данного проекта являются формирование у детей представлений о человеке и природе как едином целом. Педагоги, совместно с родителями, должны научить ребенка правильному поведению в любой природной среде, бережному отношению ко всему живому, чувство ответственности за свои действия.

Концептуальное обоснование проекта

Проект предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений об экологии, о важности экологической культуры, о бережном отношении к природе. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной адаптации дошкольника.  

Проект раскрывает формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию экологической культуры воспитанников, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей.

          Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли центра пропаганды экологической культуры, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения природы.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об экологии, а способность ребенка осознавать себя частью природы, чувствовать ответственность за свои действия. Под экологической культурой  понимается общая сумма знаний о природе и взаимодействия человека с ней, способность и готовность  ребенка к деятельности по охране и бережному отношению к окружающему миру, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

На базе детского сада созданы условия для экологического воспитания детей. Для наблюдения за природой, формирования бережного отношения к ней в группе оборудован уголок природы: в нем есть комнатные растения, оборудование для посадки и ухода за растениями, дневник наблюдения за ростом растений, календарь природы. Накоплен материал: картотека стихов, рассказов, загадок о природе, атрибуты  для подвижных игр, настольные игры по теме, книжки-самоделки, гербарии, составленные детьми совместно с родителями. На прогулочном участке имеются кормушки для птиц, станция наблюдения за природой.

         Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении. Формы организации обучения: занятия (уроки экологии), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, конструирование, рисование, лепка и аппликация.

 В работе с семьей по формированию экологической культуры у детей используются такие формы работы с родителями, как информационные стенды, тематические выставки, проводятся консультации, совместные мероприятия с родителями. Родители принимают участие в создании гербариев, книжек-самоделок, в тематических конкурсах, проводимых в ДОУ.

Участники проекта: дошкольники 4 -5 лет, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат проекта:

 - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам;

- воспитать бережное отношение к природе;

 -привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми в рамках экологического воспитания.

Цель проекта : ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанного отношения к окружающему миру.

   

Задачи:

1. закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;

2. развивать логическое мышление, внимание в процессе игровой деятельности;

3. воспитывать любовь к природе, красоте окружающего мира.

4. прививать навыки правильного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный: постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап- основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3 этап- заключительный: проведение итогового мероприятия, оформление продукта проекта, анализ и обобщение результатов работы, обобщение опыта, планирование перспектив.

План мероприятий по реализации проекта

Проект краткосрочный (неделя). Каждый день отражал определённую тему здорового образа жизни.

Сроки

Мероприятие

Краткое описание деятельности

понедельник

Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Формирование целостной картины мира и лепка. Тема: «Путешествие в лес».

Формирование целостной картины мира и лепка. 

Тема: «Путешествие в лес».

Цель: расширять представления детей об окружающей природе, о значении леса в жизни человека, животного и растительного мира; закреплять правила поведения в природе, понимание того, что лес и его обитателей надо беречь и охранять.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Просмотр презентации «Путешествие в лес», беседа по содержанию. 

 Отгадывание загадок о лесе и его обитателях.

Коммуникативная. 

- Что такое лес?

- Что растёт в лесу? Кто живёт в лесу?

- Чем богат лес?

- Почему люди должны беречь лес?

- Как правильно вести себя в лесу?

Физкультминутка: «Прогулка в лес».

Продуктивная. Лепка «Дикие животные – жители леса».

Игровая. Развивающие игры: «Кто где живёт?», « Чей хвост?».

Цель: закрепить знания детей о диких животных.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк»

Цель: развивать двигательные навыки и умения, наблюдательность, сообразительность; закрепить знания о повадках диких животных.

вторник

Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Формирование целостной картины мира и рисование (кляксография).

Тема: «Путешествие на луг».

Формирование целостной картины мира и рисование (кляксография). 

Тема: «Путешествие на луг».

Цель: расширять представления детей об окружающей природе, о значении лугов в жизни человека, животного и растительного мира; закреплять правила поведения в природе, понимание того, что луг и его обитателей надо беречь и охранять.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Просмотр презентации «Путешествие на луг», беседа по содержанию. 

 Отгадывание загадок о растениях  и  обитателях луга.

Коммуникативная. 

- Что такое луг?

- Что растёт на лугу? Кто живёт на лугу?

- Чем богат луг?

- Почему люди должны беречь луга?

- Как правильно вести себя на лугу?

Физкультминутка: «На лугу».

Продуктивная. Рисование (кляксография) «Бабочка».

Игровая. Развивающие игры: «Кто летит (бежит, прыгает)?», «Бабочка и цветок», «Один-много»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, закрепить знания детей о насекомых, цветах.

Подвижные игры: «Незабудка», «Цветы-медоносы», «Кузнечики, бабочки, травы, цветы»

Цель: развивать двигательные навыки и умения, наблюдательность, сообразительность; закрепить знания о насекомых и растениях.

среда

Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Формирование целостной картины мира и аппликация.

Тема: «Путешествие на реку».

Формирование целостной картины мира и аппликация. 

Тема: «Путешествие на реку».

Цель: расширять представления детей об окружающей природе, о значении реки в жизни человека, животного и растительного мира; закреплять правила поведения в природе, понимание того, что реку и её обитателей надо беречь и охранять.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Просмотр презентации «Путешествие на реку», беседа по содержанию. 

 Отгадывание загадок о реке и её обитателях.

Коммуникативная. 

- Что такое река?

- Для каких растений и животных река – родной дом?

- Чем богата река?

- Почему люди должны беречь реку?

- Как правильно вести себя на реке?

Физкультминутка: «Идём на речку».

Продуктивная. Аппликация  «Рыбка».

Игровая. Развивающие игры: «Сравни рыбок и посчитай», «Расставь по величине», «Можно - нельзя»

Цель: закрепить знания детей об обитателях водоёмов, упражнять в счете, учить сравнивать, совершенствовать грамматический строй речи

Подвижные игры: «Рыбки и рыбаки», «Щука и рыбки»

Цель: формировать согласованность движений, развивать двигательные навыки и умения, закрепить знания о повадках насекомых.

четверг

Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Формирование целостной картины мира и конструирование.

Тема: «Путешествие по родному городу».

Формирование целостной картины мира и конструирование. 

Тема: «Путешествие по родному городу».

Цель: расширять представления детей о городской природе, о значении природы в жизни города и его жителей; закреплять правила поведения в городской среде, понимание того, что природу города надо беречь, охранять и приумножать.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Просмотр презентации «Путешествие по родному городу», беседа по содержанию. 

 Отгадывание загадок о городе и транспорте.

Коммуникативная. 

- Что такое город?

- Какие растения и животные обитают рядом с нами?

- Зачем мы сажаем деревья, поддерживаем чистоту улиц?

- Почему люди должны беречь природу родного города?

- Как правильно вести себя в городской среде?

Физкультминутка: «Мы по городу идём».

Продуктивная. Конструирование  «Город мечты».

Игровая. Развивающие игры: «Разрезные картинки», «Доскажи словечко».

Цель: закрепить знания детей о родном городе и правила поведения в нём.

Подвижные игры: «Перебеги в город», «Почта»

Цель: развивать двигательные навыки и умения, игровую фантазию, умение соблюдать правила игры, действовать по сигналу.

пятница

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровье».

Проведение  мероприятия с участием родителей и воспитанников по теме «Путешествие в страну Здоровье».

Цель: закрепление у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни, формирование положительной самооценки;

включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Продукт проекта:

- для детей:

  • выставка детского творчества: лепка «Обитатели леса»; аппликация «Рыбка»; рисование (кляксография) «Бабочка»
  • итоговое мероприятие «Незнайка в гостях у ребят»

- для педагогов: создание проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Экологический проект «Хвойные деревья родного края»

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями....

Экологический мини - проект «Природа родного края». .

Экологический мини - проект «Природа родного края». ...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных набл...

Проект по экологическому воспитанию"Осень в родном краю"

Цель: формирование знаний детей дошкольного возраста о родном крае средствами экологического воспитания....

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих ...