Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".
методическая разработка (старшая группа) по теме
1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.
На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.
Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции РФ, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. В ст.2 Конституции РФ отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_odintsovoy_ov.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородский институт развития образования
Кафедра дошкольного образования
Формирование начал экологически
осознанного отношения к родному
краю – селу Пуреху детей старшего
дошкольного возраста средствами
игровой деятельности.
Ольга Владимировна
Одинцова
воспитатель ДОУ № 19 «Рябинка»
с. Пурех Чкаловского района
Научный консультант:
Ольга Владимировна Лещинская-Гурова
– старший преподаватель кафедры дошкольного образования
г. Нижнего Новгорода
2003 год.
Содержание.
№ страницы
I. 1. Актуальность проблемы экологического воспитания
дошкольников……………………………………………………… 3-4
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2.1. Понятие экологического воспитания дошкольников…………5-8
2.2.Место и роль игры в воспитании детей……………………… 8-12
II. Система работы по формированию начал экологически
осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху
детей старшего дошкольного возраста средствами
игровой деятельности.
2.1. Цель, задачи, принципы организации работы………………13-14 2.2. Характеристика основных этапов работы……………………14-27
2.3. Выводы………………………………………………………… 27-28
III. Библиография.……………………………………………………...29-30
IV. Приложения.
4.1. Перспективный план работы по проблеме: «Формирование
начал экологически осознанного отношения к родному
краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного
возраста средствами игровой деятельности…………………………….
4.2. Фрагменты работы педагога по формированию
начал экологически осознанного отношения к родному
краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного
возраста.…………………………………………………………………...
4.3. Рисунки детей старшей группы по теме: «Формирование
начал экологически осознанного отношения к родному краю –
селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста
средствами игровой деятельности………………………………………
1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.
На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.
Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции РФ, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. В ст.2 Конституции РФ отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Первым звеном системы образования рассматривается дошкольное образовательное учреждение. А это значит, что первым этапом экологического воспитания подрастающего поколения является реализация данного направления уже в условиях детского сада.
Главная цель экологического воспитания в детском саду – формирование начал экологической культуры.
Экологическое образование – одно из новационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь ДОУ.
Выбрать данное направление подтолкнули нас заинтересованность, увлеченность коллектива природоохранной деятельностью и богатое природное окружение: рядом с детским садом находится Фоминский лес, колхозные поля, Пуреховский пруд, что дает возможность близкого общения детей с природой.
Наш детский сад «Рябинка» является базовым по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста по Чкаловскому району. На базе учреждения ежегодно проходят методические объединения, семинары-практикумы и консультации для воспитателей.
Формируя у детей экологическое сознание как основу экологической культуры, мы способствуем становлению у ребенка ценностного отношения к собственному дому – Земле.
Таким образом, мы считаем, что экологическое воспитание и образование – одна из самых актуальных на сегодняшний день, уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, осмысленному отношению к миру (родной земле, людям, жизни и всему живому) как к ценности.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2.1. Понятие экологического воспитания дошкольников.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в период дошкольного детства закладываются основы личностной культуры.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики /Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли/, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии /Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др./ (28,15,29) считали, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
М.Монтессори высоко ценила воспитательное значение природы в развитии личности ребенка. Она находила, что наилучший способ укрепить силы ребенка состоит в том, чтобы погрузить его в природу посредством садоводства и огородничества.
В.А,Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю (27).
А.П.Усова, говоря о воспитательном значении русского народного творчества, подчеркивала, что: «Природа родного края – неиссякаемый источник для народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Надо стремиться приблизить детей к природе путем непосредственного общения с нею, а в ряде случаев получается так, что без метлы, грабель ребенок и не дотронется до опавшей листвы»(29).
Отечественные психологи / Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венге / (6, 15,10), изучая формирование детского мировоззрения, считали что в дошкольном возрасте закладываются общие представления о мире, о природе, об обществе, о самом себе.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. /С.Н.. Николаева/. (22)
Исходным звеном формирования осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерность живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями Игнаткиной.Л.С., Кондратьевой.Н.Н., Николаевой.С.Н., Плохий.З.П., Саморуковой.П.Г., Терентьевой.Е.Ф., Федотовой,А.М., Хайдуровой.И.А., Христовской.Т.В. Спецификой системы является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность построения таких систем знаний обоснована работами детских психологов (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).
Что понимают ученые под экологическим воспитанием?
Осознанно-правильное отношение к природе строится на:
1) понимании связи растений и животных с внешними условиями их приспособленности к среде обитания;
2) осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека;
3) понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. /Л.Н.Кондратьева/ (18).
Установление взаимосвязей человека и природы – основа экологического воспитания. /С.Н.Николаева/ (23).
Показателем сформированности экологической направленности личности на любом возрастном этапе можно считать самые различные осознанно-самостоятельные действия и акты поведения человека, направленные на сохранение природы или предотвращающие ее разрушение. Причем, не имеет значения масштаб этих действий – они в равной степени распространяются на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, на индивидуальное поведение взрослого. /Л.Н.Кондратьева/ (18).
Критерием сформированности осознанно-правильного отношения к природе, результатом «экологической» воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни. /Н.Н.Вересов/ (7).
В литературе исчерпывающе описаны методы экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание может быть осуществлено методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости в природных сообществах, связь человека с природой в результате воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдений, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, труд в природе.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.
В этой связи представляется целесообразно раскрыть место и роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
2.2. Место и роль игры в воспитании детей.
Видные отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин (10, 15,30), выделяя игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, отмечают, что в ней есть все условия для выражения жизненных позиций ребенка. Это дает возможность считать, что игра, будучи включенной в процесс обучения, делает его радостным, обуславливает легкость усвоения учебного содержания, не отрицая некоторые возрастные особенности детей, непроизвольность всех психических процессов, наглядно-образный и наглядно-действенный характер мышления, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания.
Последние десятилетия на игровую деятельность вновь обращено пристальное внимание всех ведущих психологов и педагогов. Д.Б.Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка, показано историческое происхождение игрушки, изменение ее функционального значения в зависимости от занимаемого ребенком места в обществе. Автор указывает на то, что не исследованы еще многие аспекты игровой деятельности, не выявлены возможности ее использования в педагогическом процессе (30).
Об этом же говорит видный детский психолог А.В.Запорожец: «В нашу эпоху научного и технического прогресса, когда возникает необходимость обогащать познавательное содержание дошкольных программ и добиваться более высоких результатов в интеллектуальном развитии детей, следует уделить особое внимание разработке психологических проблем…игры, как средства дошкольного обучения и воспитания»(15). Автор подчеркивает необходимость использования игровой деятельности для повышения уровня умственного и нравственного развития детей. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе, несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. Такие выводы можно найти и в исследованиях других ученых А.Н.Фроловой, Н.Я.Михайленко, Е.В.Зворыгиной, С.Л.Новоселовой.
В экологической работе с детьми по ознакомлению с природой воспитатели использовали дидактические игры, разработанные Е.И.Удальцовой, А.М.Сорокиной, А.К.Бондаренко, В.А.Дрязгуновой, С.Н.Николаевой (26,4,11), которые отмечали также важность игры для воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора.
Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Анализ исследований Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожеца, Д.Б.Эльконина, А.К.Бондаренко, С.Н.Николаевой, Кравцовой Е.Е. и др. показал, что экологические игры способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, формированию умения и желания активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Исследования С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Н.Н.Вересова доказывают целесообразность использования игры и экспериментирования в экологическом образовании дошкольников. Они обращают внимание на использовании в работе с детьми дидактических игр, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры экологического содержания чаще всего – это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и больше количества участников. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе.
С.Н. Николаева в работе с родителями предлагает больше использовать словесные игры и описательные загадки, т.к. они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые могут предложить ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы. В доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Все вышесказанное доказывает целесообразность использования игры в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Основное содержание экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста определено требованиями Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания.
Данное содержание может быть реализовано в процессе специально организованной деятельности детей в природе, которая способствует формированию образа мира ребенка и построению взаимоотношений с ним.
В настоящее время существует достаточно много программ экологического образования дошкольников. Среди них достаточно широкую известность получили программы:
«Юный эколог»: С.Н Николаева. М., 1999 г.;
«Мы»: Л.Н. Кондратьева. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002 г.;
«Мы - земляне». Н.Н.Вересов. М., 1995 г.
Раскрывая особенности каждой из вышеназванных программ, необходимо отметить, что С.Н. Николаева уделяет большое внимание разнообразным формам и методам работы с детьми (наблюдениям, календарям природы, занятиям, играм, прогулкам, экскурсиям и т.д.).
Н.Н. Кондратьева отмечает значение познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее – к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.
Н.Н. Вересов указывает на необходимость создания условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников.
Анализ программ позволил отметить, что
- в литературе практически нет исследований, посвященных изучению закономерностей и особенностей формирования личности дошкольника с экоцентрическим экологическим сознанием;
- ощущается нехватка методик, способствующих освоению детьми не только системы знаний, но и средств их получения, развитию личности ребенка, как субъекта природоведческой деятельности;
- отсутствие дидактических игр и пособий;
- методик сформированности развития личности ребенка, как субъекта природоведческой деятельности и измерения степени сформированности начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому мы и решили обратиться к разработке углубленной системы работы и апробирование в практике по формированию начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста.
II. Система работы по формированию начал экологически
осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху
детей старшего дошкольного возраста средствами
игровой деятельности.
2.1. Цель, задачи, принципы организации педагогической деятельности.
Целью нашей системы работы стало:
- формирование у детей основ экологического сознания как основы экологической культуры.
В соответствии с поставленной целью мы определили задачи работы:
— учить детей организовать свое собственное пространство в зависимости от задач природоведческой деятельности;
- учить детей ориентироваться во времени, умению разворачивать, строить последовательность своих действий, планировать;
- учить детей действовать с разными материалами, пользоваться их свойствами и особенностями в собственной деятельности;
— развивать способности анализировать собственную природоведческую деятельность, осмыслять себя субъектом этой деятельности;
- пробуждать у детей чувство любви к родному краю.
В работе по реализации поставленных задач мы придерживались следующих принципов:
— целостности педагогического процесса, в соответствии с которым мы использовали различные виды и формы природоведческой деятельности детей по формированию у них обобщенных представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы (занятия, наблюдения, игры и пр.);
— цикличности и сезонности, которые предполагают, что организация жизни группы в течение года определяется сменой сезонов. Весь материал, предусмотренный для изучения с детьми, мы разместили в перспективном плане по месяцам года;
— краеведческого, который предполагает использование природы родного края, его хозяйственных особенностей в работе.
2.2. Характеристика основных этапов работы.
Работа по формированию начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста проходила в 3 этапа:
На первом этапе мы поставили следующие задачи:
— выявить уровни воспитанности и образованности детей старшего дошкольного возраста.
На I этапе работа была посвящена диагностическим наблюдениям за детьми, беседам с родителями и детьми. Для определения у детей ориентировки в пространстве, во времени, умения действовать с различными материалами, рефлексировать использовались различные методы: игровые, практические. Для определения экологической образованности использовали модернизированные показатели, взятые из программы Г.Г.Кравцова и Е.Кравцовой «Золотой ключик».
Результаты детской деятельности отслеживались длительное время в играх, в практико-экспериментальной деятельности по следующим направлениям:
1. Умение составлять карту, схему, модель.
2.Умение самостоятельно строить и читать планы знакомого помещения.
3.Интерес и внимание к живым растениям, к цветам, травам, создавать
условия для их хорошего роста.
4.Умение рассказывать о своем селе Пурех.
5. Умение работать с различным материалом и использовать его свойства
в деятельности.
6. Умение планировать свою деятельность по уходу за растениями,
животными, намечать последовательность действий.
В качестве диагностических методов использовали беседы, наблюдения за детьми, игры и др.
Например, воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру, где ведущий изображает какое-либо животное. Марина долго вспоминает, как называется игра и говорит: «Мы будем играть в игру «Гуси, гуси…», но при этом ребенок затрудняется четко назвать правила игры. Это показывает, что дети мало знают подвижных игр природоведческого характера, затрудняются в четком обговаривании правил.
Или, как видно, из другого примера, воспитатель предлагает поиграть детям в путешествие по детскому саду, а чтобы быстро найти нужное помещение, нужна карта-схема. Саша К. предлагает нарисовать ее всем вместе, но говорит: «Я знаю, как нарисовать нашу группу, но забыл, как нарисовать лестницу и вход в другую группу». Дети знают, что такое план, но затрудняются в самостоятельном их составлении.
Результаты наблюдений были зафиксированы в таблицы.
Уровни экологической образованности.
Ф.И. ребенка | Критерии | |||||
№ вопроса 1 | № вопроса 2 | № вопроса 3 | № вопроса 4 | № вопроса 5 | № вопроса 6 | |
1.Клементьева Вика | + | + | - | + | + | + |
2.Кулагин Илья | - | - | - | + | + | - |
3.Моторин Алеша | - | - | + | + | - | + |
4.Скородумова Даша | - | + | + | + | + | - |
5.Курочкина женя | - | - | - | - | + | + |
6. Королев Дима | + | + | + | + | + | - |
7. Киселев Саша | - | - | - | + | + | + |
8.Ходокова Наташа | - | + | - | + | + | + |
9. Бородин Ваня | + | + | - | + | + | + |
10. Юрасова Аня | + | - | + | + | + | - |
11.Кузнецова Наташа | + | - | - | - | + | + |
12.Безносюк Коля | - | + | + | + | - | + |
13.Бачаев Денис | - | - | - | + | + | + |
14. Мартынова Маша | + | - | + | - | + | + |
15.Тюрина Яна | + | + | + | + | + | - |
7 | 7 | 7 | 12 | 13 | 10 |
Условные обозначения:
«+» - да,
«-» - нет.
Анализ результатов показал, что:
— большинство детей группы (7 человек) испытывают трудности в ориентировке в пространстве здания детского сада, участка, прилегающей местности, затрудняются графически изображать на схеме комнату;
— в определении обобщенных понятий: поселок, горожане, сельчане, т.к. пассивный и активный словарь у детей был очень скуден, чувствовалась нехватка информации по этим вопросам;
— не умеют связно и достаточно подробно рассказывать о прошедших событиях, описывать события со своей собственной точки зрения;
— скудно используют различный материал в природоведческой деятельности;
— строить последовательность своих действий, планировать;
— отношение детей к объектам природы носит не всегда осмысленный характер, что приводит к затруднениям по уходу за растениями и животными.
Определяя уровни экологической воспитанности каждого ребенка и группы в целом, мы использовали методику Н.Н.Кондратьевой (18; 74).
Она предлагает такие критерии оценки деятельности детей в природе.
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Анализ работы позволил каждого ребенка отнести к одному из трех уровней экологической воспитанности.
Высокий уровень экологической воспитанности – 4 человека (27%).
Средний уровень – 9 человек (60%).
Низкий уровень – 2 человека (13%).
Проанализировав диагностические данные, мы выявили такую картину, что затруднения в умении организовывать свое пространство, ориентироваться во времени, экспериментировать и способность анализировать собственную деятельность, обусловлены:
— отсутствием системности в работе с детьми;
— неумением пользоваться свойствами материалов;
— отсутствие сформированности способов ухода за растениями и животными;
— неумение рефлексировать (анализировать) результаты поведения и деятельности.
Результаты I этапа работы позволили нам наметить последовательность работы по формированию начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и экспериментирования. Последовательность этой работы отражена в перспективном плане работы воспитателя по данной теме (приложение 4.2).
На II этапе работы, опираясь на результаты диагностики, мы поставили перед собой следующие задачи:
— учить детей самостоятельно строить индивидуальную деятельность с экологическим содержанием;
— учить самостоятельно заниматься чем-либо индивидуально (игра, конструирование, рисование и др.) не менее чем 25-30 минут;
— дать представление о том, что такое географическая карта, зачем она нужна, научить детей ориентироваться по ней;
— дать представление о том, что такое план помещения, села, зачем люди их составляют. Узнавать на плане (макете), который составлен в группе в присутствии и при посильном участии всех детей, некоторые объекты, относящиеся лично к ребенку;
— учить ориентироваться во времени. Знать последовательность смен времен года, порядок месяцев в году, порядок дней недели;
— учить пользоваться материалами для продуктивной деятельности: ножницами, клеем, картоном, нитками, цветной бумагой. Уметь находить необходимые подручные материалы – пробки, деревяшки, катушки, камешки, вату, лоскутки и др.;
— учить отражать все впечатления, события, переживания в продуктивной деятельности – рисовании, лепке, конструировании, переходящей в игру.
Содержание работы по реализации поставленных задач было распределено нами по месяцам, где оно взаимопроникает и дополняет друг друга и содержит элементы игры и экспериментирование. Для удобства работы с детьми и системности восприятия материала, все содержание было подобрано по формам работы с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Игровая деятельность.
2. Моделирующая деятельность.
3. Опытническая деятельность.
4.. Природоведческая работа на экологической тропе.
В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: игры экологического содержания, экспериментирование, моделирование, систематические наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, чтение художественной литературы и др.
Например, дети идут на экскурсию к памятнику Д.Пожарского и потом, вернувшись, составляют большой план-макет своего пути, отмечая на нем с помощью разнообразных подручных материалов свой путь, дома, заборы, деревья, место, где кто упал, нашел красивый камушек. Наряду с существованием этого плана появляются планы и схемы поменьше. Ребята приглашают гостей из другой группы и прикладывают план, как пройти к ним в группу. Затем в группу вносится карта, и дети устраивают игры-путешествия по карте.
Также на целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие – в лесу; меньше световой день исчезновение насекомых отлет птиц и т.д.).
На занятиях по изодеятельности и конструированию детям предоставлялась возможность работать с природным и бросовым материалом по их выбору с цель совершенствования умения самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки (рисунка), развития воображения и творчества. Например, изготовление игрушек из природного материала для детей младшей группы.
Использование экологических игр и речевых логических задач как одного из средств закрепления полученных детьми знаний, позволило развить у детей умение владеть разнообразными формами общения, адекватно оценивать себя и свою деятельность. Например, используя игру «Что мы делали - не скажем…», учили детей договариваться о совместных действиях, изображать действия, которые они называют.
В процессе работы мы убедились, что эффективное решение задач в природоведческой деятельности во многом определяется наличием тесной связи занятий с различными формами совместной деятельности взрослых и детей. Причем мы старались включить игру и экспериментирование в разные формы совместной природоведческой деятельности. Так, после проведения путешествия по разным странам совместно с детьми были изготовлены макеты «Африка», «Северный полюс», «село Пурех».
Широко использовалась в работе природоведческая деятельность на экологической тропе, труд в уголке природы и на участке, сбор семян, камней, осенних листьев и пр. Именно здесь дети могли использовать основанный на экспериментировании опыт взаимодействия с природными объектами.
Играя, моделируя, экспериментируя, дети имели возможность свободно действовать в пространстве, которое их окружает; работать с календарем природы, делать выводы и умозаключения, планировать свою деятельность по уходу за растениями в уголке природы. Например, проведение опыта по испаряемости воды помогло детям сделать вывод о создании условий для влаголюбивых растений. После этого дети всегда проверяли, достаточно ли воды в горшке у пассифлоры голубой. (Женя К.: «Чтобы листья не желтели и не опадали).
В зимнее время никогда не забывали о подкормке птиц, приносили из дома корм для них, после еды собирали кусочки хлеба. После наблюдений отмечали в календаре природы прилетевших птиц.
Важным компонентом системы нашей работы стала самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей (разные виды игр с элементами моделирования; экспериментирование, уход за растениями уголка природы, самостоятельное изготовление схем, макетов, экологических игр, поделок из природного материала и т.д.)
Как мы убедились, возможность самостоятельной деятельности детей в природе обусловлена созданием в группе и на участке детского сада условий для экологического воспитания детей. В помещении это уголок природы, на участке ДОУ – экологическая тропа, которая помогла реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание её беречь и сохранять. Экологическая тропинка состояла из видовых точек, или объектов: естественных и специально созданных на территории ДОУ. Так появились видовые точки: «Садовые деревья и кустарники», «Зеленая аптека», «Наши друзья деревья» (игра «Узнай по описанию»), «Жгучая трава», «Птичий городок» и др. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняли задания педагога. (У рябины рассмотреть листья и ягоды, определить, почему ягоды красные и кто ими питается и др.) В качестве видовых точек экологических тропинок на территории ДОУ выбраны рябина, береза, кусты можжевельника, молодые елочки, садовые деревья и кустарники: яблоня, вишня, смородина, малина. Детям предлагалось сравнить культурное и дикорастущее дерево, ответить на вопрос, для чего нужны культурные растения. На примере яблони изучались явления листопада: как изменили цвет листья осенью, где их больше – на дереве или под ним. Дошкольникам предлагалось сравнить живые и опавшие листики, рассмотреть их плоды. Дети делали выводы о влиянии человека (как положительного, так и отрицательного) на окружающую природу: на растения и животных. Также детям предлагалось пройти по видовым точкам разными маршрутами, что способствовало развитию у них умения ориентироваться в пространстве и на местности, составлении карт маршрута.
В условиях группы был создан экологический центр для пополнения и обогащения предметной среды. Структурными компонентами данного центра стали: - комнатные растения с разными экологическими условиями произрастания (из пустынь, влажного тропического леса, субтропиков); с разными типами стеблей (вьющимися, утолщенными, ребристыми и др.); с разными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности) и т.д.;
- сезонные растительные объекты (зимний огород, экспериментальные посадки);
- аквариум;
- лабораторные материалы (лупы, весы, термометры, фонарики, магниты, материалы для исследования, воронки);
- календарь природы;
- макеты (Африки, Арктики и др.);
- музейные коллекционные материалы (шишки, камни, семена и др.).
Для изучения природы родного края, села Пурех, его хозяйства, экологических проблем, особенности населения, истории и культуры был создан центр краеведения в старшей группе. Изучая культурное наследие разных эпох и народов, у детей развивали потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, пробуждали чувство любви к своему селу, уважение к его традициям и обычаям. В своей работе использовали методы и приемы, разработанные Рыжаковой Н.А. (26): приобщали детей к истории родного края, быту, традициям, культуру людей; создавали игровые мотивации, соответствующих проблематичности; использовали музыкально-театрализованную деятельность; самостоятельную элементарно-поисковую деятельность и др. Работу в центре краеведения использовали для развития у дошкольников речи, воображения, мышления, расширения кругозора, для расширения области социально-нравственных ориентаций и чувств, пробуждения любви к родному краю. Вместе с детьми был создан уголок в группе под названием «Русская изба», в котором дети могли поближе познакомиться с предметами быта людей: русская печь, самовар, всевозможная утварь из дерева, бересты, глиняные и чугунные горшки, прялка и многое другое стало атрибутами интерьера. Большую помощь в его организации нам оказали родители, которые сшили своим детям русские сарафаны и рубахи для посещения и игры в русской избе.
В связи с выбранными нами направлениями работы мы пополнили содержание природной зоны экологическими играми: «Угадай правило», «Помоги Федоре», «Куда пойдем?», Как сделали томатный сок?»; макетами улиц, схемами групп, детского сада, картой мира, глобусом, моделью солнечной системы и др. Некоторые из этих игр было предложено изготовить самим детям с помощью родителей. («Помоги Федоре», «Как сделали томатный сок?» и др.).
Таким образом, созданные условия позволяли детям реализовать свои потребности в природоведческой деятельности и осознанного отношения к ней. Причем, вначале мы старались побуждать детей к самостоятельной деятельности, затем достаточно было просто создать ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявить свое отношение к ней. Игры, схемы, макеты, материал для экспериментирования помогали детям самостоятельно использовать их в своей деятельности. (Из наблюдений за детьми: Алеша М. и Саша К. играют в путешествие на быстроходном корабле, решили отправиться в самое холодное место земли. Алеша М.: «Давай пойдем на Северный полюс, там холоднее». Саша К.: «Нет. Отправимся к Южному полюсу, там тоже холодно». Ребята начинают спорить, подходят к воспитателю за помощью, та делает вид, что очень занята. Алеша идет к глобусу, внимательно смотрит и говорит: «Везде холодно. Тогда отправимся туда, где ближе». Саша К.: «Ладно, а потом будем путешествовать к Южному полюсу». Проблема разрешена).
Так шаг за шагом шло освоение программы экологического образования детей. В процессе ее реализации накоплен материал, характеризующий изменяющийся опыт детского общения с природой, осознанного отношения к родному краю. Это создание дошкольниками макетов села Пурех и Африки, изготовление плана группы и схем маршрутов по улицам села.
Результаты детской деятельности и заключительная диагностика на III этапе помогли выявить достижения дошкольников по формированию начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста и определить уровень их экологической воспитанности.
Большую помощь в работе с детьми нам оказали родители, которые принимали активное участие в экологическом воспитании детей: в выращивании растений дома, изготовляли игры экологического содержания, участвовали в совместных акциях с детьми «Посади дерево!», «День Земли!», читали детям о природе. Работу с родителями начали с анкетирования, результаты которого использовались для планирования работы с детьми и родителями по данной теме.
Для родителей организовали групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, праздники, семинары, на которых родители могли поделиться опытом семейного воспитания по экологическому воспитанию детей. Родителей приглашали на открытые занятия, вовлекали их в игровую и трудовую деятельность детей, давали советы по изготовлению поделок из природного материала и игр.
Сравнивая данные, полученные на начальном этапе формирования экологической культуры с данными на конец года, мы заметили позитивные изменения в поведении детей, в умении действовать с разными материалами и использовании его в собственной деятельности; рефлексировать (анализировать), т.е. уметь связно и достаточно подробно рассказывать о прошедших событиях; ориентироваться в пространстве и времени. К концу года дети научились по карте-схеме ориентироваться в пространстве здания детского сада, участка, прилегающей местности, графически изображать на схеме групповую комнату; отношение детей к объектам природы стал носить более осмысленный характер. Работая в краеведческом центре, дети больше узнали о своем родном селе Пурех, могли рассказать о его традициях и обычаях.
Ф.И. ребенка | Критерии | |||||
№ вопроса 1 | № вопроса 2 | № вопроса 3 | № вопроса 4 | № вопроса 5 | № вопроса 6 | |
1.Клементьева Вика | + | + | + | + | + | + |
2.Кулагин Илья | + | + | + | + | + | - |
3.Моторин Алеша | + | + | + | + | + | + |
4.Скородумова Даша | + | + | + | + | + | + |
5.Курочкина женя | - | - | - | + | + | + |
6. Королев Дима | + | + | + | + | + | + |
7. Киселев Саша | + | + | + | + | + | + |
8.Ходокова Наташа | - | + | + | + | + | + |
9. Бородин Ваня | + | + | + | + | + | + |
10. Юрасова Аня | + | + | + | + | + | + |
11.Кузнецова Наташа | + | + | + | - | + | - |
12.Безносюк Коля | + | + | + | + | - | + |
13.Бачаев Денис | + | - | - | + | + | + |
14. Мартынова Маша | + | + | + | + | + | + |
15.Тюрина Яна | + | + | + | + | + | + |
Сумма «+» | 13 | 13 | 13 | 14 | 14 | 13 |
Количественный анализ данных диагностики показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста уровень экологической культуры повысился. На конец года мы имеем:
Высокий уровень экологической культуры – 8 человек (53%).
Средний уровень – 6 человек (40%).
Низкий уровень – 1 человек (7%).
Таким образом, использование игры и детского экспериментирования, тесной связи в работе с родителями повысили осмысление детьми природоведческой деятельности, позволили развить эмоционально-ценностный опыт отношения к ней.
2.3. Выводы.
Проведя работу с детьми по формированию у детей умения организовывать свое собственное пространство в зависимости от целей деятельности, умения ориентироваться в пространстве, строить последовательность своих действий, умения использовать разные материалы и их свойства в собственной деятельности, а также осмыслять себя субъектом этой деятельности можно сделать такие выводы:
дети в течение года научились:
— формулировать, ставить перед собой и решать задачи;
— выделять способы решения поставленных перед ними задач;
— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
— владеть разнообразными формами общения;
— самостоятельно и творчески включаться в различные жизненные ситуации.
Еще рано говорить об осознанном отношении к природе, к своему дому – Пуреху, но дети приобрели большой опыт в игровой деятельности: усложнились сюжеты детских игр, дети стали больше проявлять самостоятельность в организации игр природоведческого характера, стали больше изготавливать игр и атрибутов к ним; научились строить и читать карты, схемы, планы.
Так воспитатели других групп отмечают, что у детей повысилась потребность больше узнать о своей Родине – селе Пурех. Дети полюбили походы и проведение акций по защите природы ближайшего окружения. Они стали больше уделять внимания собирательству трав, листьев, всевозможного бросового материала, не только с целью очищения окружающей местности, но и для использования его в своих играх, аппликации, конструировании и т.п.
Таким образом, это доказывает, что правильное и продуманное сочетание всех видов деятельности в работе с детьми помогает развить творчество, инициативу, любознательность и др. качества, необходимые ребенку для жизни.
Библиография.
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.1992 г.
2. Бианки В.В. Лесная газета. М. 1990 г.
3. Блонский П.П. Введение в дошкольную педагогику. Журнал «Дошкольное
воспитание». №10- 1994 г.
4. Бондаренко А.К.Словесные игры в детском саду. М. 1974 г.
5. Венгер.Л.А, Пилюгина.Э.Г, Венгер.Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет. М 1988.
6. Венгер.Л.А, Двяченко.О.М. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. М 1989.
7. Вересов.Н.Н. Программа по экологическому воспитанию старших
дошкольников «Мы - земляне». М., 1975 г.
8. Веретенников.С.А, Клыков.А.А. Четыре времени года №1-1995г. М 1977.
9. Виноградова.Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с
природой. М. 1978г
10. Выготский.Л.С. Избр. псих. исслед. М 1956 г.
11. Дрязгунова.В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. М 1981.
12. Дитрих.А, Юрмина.Г. «Почемучка». М., 1990 г.
13. Дьяченко.О.М., Агаева.Г.Л. Чего на свете не бывает. М 1991.
14. Жуковская.Р.И., Виноградова.Н.В., Козлова.С.А. Родной край. М., 1990г.
15. Запорожец.Л.В. Избр. психол. труды. М. 1986 г. – Т. 1.
16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. М. 1982 г.
17. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М. 1985 г.
18. Кондратьева Л.Н. Программа экологического образования детей «Мы»,
Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002 г.
19. Кокарева И.Н., Бондаренко Л.К. Любить труд на земле. М., 1987 г.
20. Лучич М.В. Детям о природе. М. 1989 г.
21. Лещинская-Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника.
Нижний Новгород. 2002 г.
22. Николоева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.1993 г.
23. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
М. 1994 г.
24. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. Просвещение. 2002 г.
25. Николаева С.Н. Юный эколог. М. 1999 г.
26. Рыжакова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003 г.
27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М. 1982 г.
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972 г.
29. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И.Тихеевой при ЛГПИ им. Герцена.
М. Л. 1928 г.
30. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М. 1972 г.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста....
Тема по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"
Тема по самообразованию...
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....
развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...
Презентация "Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"
Презентация "Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности". Эта презентация предназначена для курсовых работ по этой теме студентам....
«Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
Человек является существом либо женского, либо мужского пола.Ге́ндер -социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.Ребенок рождается с опреде...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...