Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.
методическая разработка (старшая группа)
Введение
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более интересным и занимательным.
(Б. Паскаль)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_zhizhyonkovoy_n.a.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.
Методическое пособие
2021
Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.
СОСТ.: Н.А. Жижёнкова, воспитатель, МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», 2021, с. 44.
Пособие содержит методические рекомендации и советы по использованию математических сказок для обучения и развития математических знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста. Адресовано воспитателям детских садов.
© Жижёнкова Наталья Александровна МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»
2021 год
Введение
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более интересным и занимательным.
(Б. Паскаль)
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она царица всех наук! Как говорил М. В. Ломоносов «Математика приводит в порядок ум!». Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 года № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика сопровождает нас всю жизнь начиная с первых дней жизни. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Обучение математике детей дошкольного возраста должно быть обязательно не скучным и интересным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр - обучалок для малышей.
Задача педагога в обучающем процессе заключается в том, чтобы дошкольники понимали и осознавали, что все математические знания, умения и навыки, которые они приобрели в ходе непосредственной образовательной деятельности, нужны им в дальнейшей повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний. Именно эти математические знания и умения будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе.
Современное состояние системы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста требует разработки новых подходов в математической подготовке детей данной возрастной категории, одним из которых является математическая сказка, которая представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных роли и влиянию сказки на сознание и речевое мышление детей дошкольного возраста (Т.Н. Ерофеева, Л.М. Кулагина, Л. Павлова, Г.В. Сапгир, З.Г. Шустерман и др.). Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В.В. Воскобович, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова, Г.В. Сапгир, Т.А. Шорыгина и др. [ 8, с. 1 ].
Гребнева В.А., Смирнова Ю.П..
Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление. В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок», «Теремок», «Дикие лебеди» и т.д.). Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинноследственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами и закрепляются их названия;
-комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.
Целесообразность применения математических
сказок в работе с детьми дошкольного возраста.
Математическая сказка – особый прием в педагогике, который помогает ребенку понять азы математики и легче усваивать информацию в дальнейшем. Доказано, что в форме сказки малышу полезнее всего постигать законы мироустройства, знакомиться с нормами поведения и даже изучать математические основы.
Как показывает практика привить ребенку усидчивость и любовь к числам не всегда легко, а сказки про цифры позволяют сделать это в игровой форме. Если придумать или подобрать сказку с рисунками к занятию, то ребенку дошкольного возраста будет легче представить сказочных и необычных героев.
Математические сказки должны обязательно иметь приключенческий характер, который часто усложнен какими-нибудь математическими проверками, которые необходимо выполнить главному герою вместе с маленькими дошкольниками.
В основе математической сказки должно быть «закодировано»: любовь, взаимопомощь, ответственность, борьба со злом, жизненный выбор, преодоление себя и многое другое.
Используя математические сказки в своей работе главный акцент, я делаю не на запоминание новой информации, а на полное её понимание. Увлекаясь, дети не замечают, что обучаются, т. е. развитие осуществляется ненавязчиво, непринужденно, незаметно. Включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ребенок прилагает все усилия во что бы то ни стало найти пути решения предложенных познавательных задач. Таким образом обучение детей дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям происходит эффективнее используя сказки. Математические сказки облегчают процесс обучения и заинтересовывают детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Основная идея использования математических
сказок в работе с детьми дошкольного возраста.
Учитывая актуальность математического образования в жизни ребенка дошкольника, при разработке данного пособия я поставила перед собой цель: помочь воспитателям с подбором математических сказок для обучения детей дошкольного возраста элементам математики, математических знаний и представлений.
Задачи:
- познакомить воспитателей с математическими сказками как средством формирования элементарных математических представлений у детей;
- представить классификацию математических сказок для детей старшего дошкольного возраста;
- Предложить воспитателям возможные варианты использования математических сказок при формировании элементарных математических знаний и представлений.
Используя в своей педагогической работе математические сказки необходимо основываться на следующие принципы работы по формированию элементарных математических знаний и представлений:
-развивающий характер обучения;
-систематичность и последовательность;
-сознательность и активность в усвоении;
-наглядность;
-учёт возрастных индивидуальных особенностей.
Как показывает опыт работы со сказкой на занятиях с детьми старшего возраста:
- сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на 20 – 25 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени;
- необходимо, что бы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи;
- иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся. Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, то она будет органично вбирать в себя все известные педагогические методы по развитию и воспитанию детей.
Использование математических сказок, как
один из методов обучения и развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Готовясь к занятиям, я стараюсь подбирать такие математические сказки, которые стимулируют интерес к обучению математических представлений, помогают достичь определенных целей и решить задачи той или иной темы. Математические сказки, подбираются со знакомым детям сюжетом.
Сказки могут быть на развитие:
- пространственно – временных представлений («В гостях у времени?» «Приключения времени»), Сказка о времени
- сказки о геометрических фигурах («Дружные друзья фигуры», «Приключения круга, квадрата, прямоугольника»)
- сказки на количество и счет («Сказочные приключения цифр», «Путешествие 5»)
- величины («Различные предметы», «Волшебные домики»).
Готовый математический материал к сказкам располагается в группе таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую сказку, игру, работу. Реализовать свои замыслы создавая и придумывая свою сказку.
При формировании элементарных математических представлений посредством математической сказки я учитываю принцип от простого к сложному.
В обучающем процессе посредствам математической сказки мною используются различные задания с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша («Построим домик для трех поросят» «Построй Теремок» «Собери лисичку» и т.д.); игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера («Определи какая тропинка приведет быстрее Красную шапочку к бабушке» «Выстрой путь по которому пойдет Колобок»). С помощью данных пособий моделируем с детьми собственные сказки «Жили-были треугольники, квадраты, прямоугольники и круги», «Дружные палочки разного цвета и длинны», «Веселые геометрические фигуры», «Новые приключения Колобка», «Путешествие в город цифр» в которых дети с удовольствием проявляют свою фантазию и воображение.
Так, планируя занятия для детей старшего дошкольного, я беру за основу различные народные сказки «Лиса и Волк», «Лебедь, рак и щука», «Гуси-лебеди» «Снегурочка» и т.д. Готовлю презентацию для показа, иллюстрационный, раздаточный и демонстрационный материал. Задания детям предлагают по очереди главные герои сказок.
Например, для реализации образовательной задачи «учить детей распознавать геометрические фигуры, видоизменять их путем разделения на части и составления из частей» Красная шапочка предлагает детям сложить из геометрических фигур лисичку,
мишку, волка и т.д.
В процессе игры с математической сказкой как в при групповой работе, так и при индивидуальной подбираю различной сложности задания и дидактические игры, которые направлены на обучение и закрепление цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, совершенствование навыков счёта, моделирование, и
т. д. Например «поиграем с гусями» по сказке «Лиса и гуси», «Поможем нашим поросятам» по сказке «Три поросёнка», «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», «Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок», «Цветные кружочки» по сказке
«Курочка Ряба», «Весёлый счёт» по сказке «Репка», помогаем Волку посчитать большую и маленькую рыбку. Эти игры я использую для повышения уровня их развития. Как показывает практическая деятельность все они вызывают у детей большой интерес и носят занимательный характер. В процессе игр обязательно детям задаются вопросы «Почему ты решил так сделать?» «Объясни почему ты так думаешь?» т.д. Эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. Для того чтобы проверить, насколько малыш усвоил то или иное математическое действие, можно попросить его нарисовать иллюстрацию к сказке, главных героев сказки.
Завершать занятие с использованием математических сказок необходимо на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям по их овладению знаний и умений делает кто – либо из героев математической сказки или все герои математической сказки благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (веселые смайлики, цветочки, небольшие сувениры, игры для группы, интересные и познавательные книги или шишки и листочки различных деревьев для дальнейших поделок).
В своей педагогической деятельности, я часто использую пособие Т.И. Ерофеевой, Л.Н.Павловой, В.Н.Новиковой «Математика для дошкольников» в которой представлены сказки с занимательным сюжетом, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций. Ребенок, включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ищет пути решения предложенных познавательных задач. При этом он также входит в тот или иной образ и вовлекается в сюжет сказки. В этом методическом пособии раскрыта методика использования сказок в обучении детей элементам математики, представлены подбор и классификация сказок по возрастным группам и по разделам «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», а также сделаны рекомендации для воспитателей и родителей по использованию пособия в совместной деятельности с детьми
Заключение
Таким образом, математическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и занимательной форме решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Математическая сказка положительно влияет на развитие математических способностей. Комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты. С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов. Математические сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.
Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому что используются и дома и в детском саду.
Результаты проведенной мной диагностики позволили сделать вывод об эффективности проведенной работы и положительной динамике в изменении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями, я рекомендую использовать всё многообразие методов и приёмов как традиционные (дидактические и логические игры, решение математических задач), так и инновационные (моделирование, математические сказки).
Пособие может быть использовано не только воспитателями, но и родителями детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"
Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...
Влияние логико-математических игр экологической направленности на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...
«Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний"
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, культуре народов других национальностей, проживающих на территории родного края, написано много, так как обращение...
« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)
Творческое рассказывание детям дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...
Сценарий родительского собрания в ДОУ: «Формирование функциональной математической грамотности по средствам игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
дать представление родителям о формировании предпосылок функциональной математической грамотности детей старшей группы...