«Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний"
методическая разработка (старшая группа)

Рябцева Маргарита Альбертовна

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, культуре народов других национальностей, проживающих на территории родного края, написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за  землю, на которой живешь. Таким образом, тема «Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний» становится очень актуальной,  что и определило выбор моей темы работы.

Новизна моего опыта заключается в разработке и применении тематических лэпбуков для детей  дошкольного возраста, в комплексном приобщении детей к краеведческой деятельности, духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через лэпбук, на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_dlya_sayta.docx119.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области

Опыт работы:

«Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний»

Автор: Рябцева Маргарита Альбертовна, воспитатель МДОБУ ДС № 11 г. Тында,

первой квалификационной категории

Тында, 2019

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

Длительность работы над опытом:

 Система  работа  по формированию краеведческих знаний детей старшего дошкольного возраста через использование лэпбуков проводилась мною в течение 2018 – 2019 учебного года.

Нормативная база опыта:

  • Конституция РФ.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Закон ООН «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  • Федеральный Закон РФ «Об образовании» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  • (от 03.07.1998 г.).
  • СанПиН  2.4.1.2660-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  в  дошкольных организациях»,  изменения  №  1  санитарно-эпидемиологические  правила  и нормативы  СанПиН  2.4.1.2660-10  «Санитарно-эпидемиологические требования  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  в дошкольных организациях»
  • Устав  МДОБУ   ДС № 11 «Белоснежка».

Актуальность: В стремительно меняющейся действительности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 

Изучив опыт педагогов, ресурсы интернета, рассмотрев множество различных техник и технологий,   начала использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК.

Лэпбук –  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.  Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний в занимательно-игровой форме. И мой опыт  педагогической деятельности актуально показывает, что в условиях детского сада, необходимо и целесообразно использовать лэпбуки в различных видах образовательной деятельности с детьми.

В соответствии с  ФГОС дошкольное образование должно включать в себя активное использование современных информационных технологий, а лэпбук, в свою очередь, является компактным инновационным средством передачи определённой информации.  

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, культуре народов других национальностей, проживающих на территории родного края, написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за  землю, на которой живешь. Таким образом, тема «Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний» становится очень актуальной,  что и определило выбор моей темы работы.

Новизна моего опыта заключается в разработке и применении тематических лэпбуков для детей  дошкольного возраста, в комплексном приобщении детей к краеведческой деятельности, духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через лэпбук, на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги. Работая по данной теме, первоначально я использовала готовые лэпбуки с различных сайтов интернета, но однажды я не нашла нужного мне в данный момент, и решила сделать его сама: «Азбука здорового образа жизни». Лэпбук получился, нашел живой отклик у детей и вдохновил меня на дальнейшее самостоятельное творчество в этом направлении: «Обитатели подводного мира», «Путешествие капельки», «Укрепляем здоровье 

            Поэтому я определила цель моей работы:  ознакомление детей  дошкольного возраста с краеведческими знаниями посредством лэпбуков.

Для достижения  цели, определила  следующие задачи:

  • Активно внедрять лэпбуки в образовательный процесс с детьми.
  • Создать условия для активизации краеведческой  деятельности детей.
  • Создать подборку лэпбуков региональной направленности  для дошкольников.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности

 Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности,   соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Лэпбуки я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Лэпбук, дает мне возможность представлять в игровой форме реалистичные  материалы в краеведческой деятельности (репродукции картин, фотографии, стихи, загадки народов Севера)

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ЛЭПБУК, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи, ознакомлении с окружающим за счет новизны, реалистичности и доступности

Принцип наглядности.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, обследовать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую тематические папки с заданиями различной направленности

В своей работе опиралась на программы и технологии нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС:

  •  Основная образовательная программа дошкольного образования                        «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой).

Парциальные программы:

  • Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
  • Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
  • Зеленова Н.Г. «Мы живем в России».
  • Программа экологического воспитания  - «Наш дом — природа» Н. А. Рыжова; «Юный эколог» С. Н. Николаева.

  • Программы художественно-эстетического цикла - «Семицветик» В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова.

  • Программы социально-нравственного развития дошкольников - «Я, ты, мы» О. М. Князева, Р. Б. Стеркина, «Я — человек» С. А. Козлова, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Наследие» М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Технологии и авторские разработки педагогов новаторов, различные дополнительные источники:

  • Матова В.Н. «Краеведение в ДС», М., 2014 г.
  • Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду».
  • Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
  • Сафаргулина Э.И. Виды здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7).
  • Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приёмов.  

   Словесные - объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа,  литературные (разучивание, проговаривание стихов,  пропевание  песен ).

           Наглядные - показ, имитация, воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

 Практические - упражнения, конкретные задания, игровые приемы.

         Краеведческая  деятельность  с детьми осуществлялось мною с помощью следующих средств, среди которых можно выделить:

1. Группу художественных средств: художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др.

2. Природу. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

4. Информационно-коммуникационные технологии (использовала в работе компьютер, Интернет-ресурсы, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование).

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса  к традициям народов малой Родины.
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, уважения к людям другой национальности, бережного отношения к краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников воспитательно- образовательного процесса с детьми
  • Рост профессионального педагогического  мастерства в вопросах воспитания у дошкольников краеведческих знаний.

Работа была распределена на определённые этапы:

1 этап – организационный – сентябрь 2018г. – октябрь 2018г. 

Проведён анализ и изучена  научно-практическая  литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155);
  2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30;
  3.  «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. Издательство: ТЦ «Сфера», 2003;
  4. Натарова В.И., Карпухина Н.И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005;
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.;
  6. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.;
  7. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.;
  8. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk.

Разработана структура внедрения использования лэпбуков, как инновационной технологии  для формирования у детей краеведческих знаний.

Составлен план работы по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  на основе краеведения посредством лэпбуков.

 Запланированы консультационно-просветительские мероприятия  для родителей воспитанников и педагогов 

Для оценки уровня краеведческих знаний детей у дошкольников использовала опросник, разработанный мною на основе Критериев диагностики уровня ЗУН дошкольников по темам «Родной край», «Народы Севера», «Народная культура» (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007)

В обследовании принимали участие 22 ребёнка, было выявлено, что 50 % - 11  детей имеют средний уровень знаний о природе родного края, народах, традициях народов Севера, 22 % - 5  детей показали низкий уровень знаний  и только 28% - 6 детей смогли назвать малочисленные народы Севера, национальные праздники и род деятельности.

Определён круг проблем, таких как:

  • скудные знания детей  о людях разных национальностей; о коренных народах Севера и их традициях;
  • непонимание родителями важности знаний у детей о родном городе, крае.

Диаграмма по  диагностике краеведческих знаний детей на начало года:

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней, происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании краеведческих знаний у детей было проведено анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Результаты анкетирования ( в опросе приняли участие 21 родитель) дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом: 15% (3) опрошенных родителей осведомлены о краеведческом воспитании детей и воспитывают в детях положительное отношение к малой Родине, народам и их традициям;

34 % (7) имеют недостаточную информацию по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по краеведческому воспитанию детей; 51 % ( 11) понимают, что детский сад знакомит с Малой Родиной, природой родного края, народами на ней проживающими, но не считают воспитание в детях краеведческой культуры важным направлением работы

   

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с  родным  краем является предметно-развивающая среда, в которой ребёнок приобретает знания, овладевает культурой и эстетическим вкусом. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С целью более глубокого ознакомления детей с народами Севера в группе был организован уголок патриотического воспитания и уголок краеведения.

 Уголок краеведения  включает в себя:

  • Символику города.
  • Тематические альбомы и фотоальбомы («Эвенкия - по оленьим тропам», «Природа родного края»,  «Знаменитые эвенки», «Красная книга Амурской области», «Гербарий растений  Амурской области»).
  • Дидактические игры: «Что лишнее?», «Подбери правильно», «Лекарственные растения», «Что за животное?», «Угадай, что за птица?»;
  • Подборка книг  о Тынде, о БАМе:
  • В. Гузий:  «Тында: От оленьих троп до столицы БАМа»;
  •  Г.Федосеев «Злой дух Ямбуя»;
  • О.Гринкина: «Камни шамана Илана»;
  • Е. Басин:«Строить, значит жить»;
  • В. Абдрахманов: «Время свершений и созиданий»;
  • Шульман: «География Амурской области»;
  •  Г.Копосов: «БАМ продолжается»;
  • Ю.Титов, В.Чуканов: «Сказание о БАМе»;
  • Ю.Сбитнев: «Эхо»;
  • О.Ермаков: « С той стороны дерева».
  • Репродукции картин художников об эвенках:
  • Спиридонов Ю.В.: «Хозяин Момских гор»;
  • Афанасий Осипов: «Добытчик», «Вечерние зори», «Костя и Степа», «Хозяйка очага»;
  •  Андрей Чикачев: «Старый оленевод»;
  • Николай Марфусалов: «Вечерняя трапеза», «Охотник»;
  • Исай Капитонов: «Путник» «Друзья»;
  • Афанасий Мунхалов: «Друзья», «Слушают мир»;
  • Попов А.И.: «Старое стойбище», «Эвенкийские узоры», «Друзья».
  • Фотографии: «Непростая жизнь народа Эвенки» литовского фотографа  Жильвинаса Василяускаса.
  • Подборка стихотворений:
  •  Ю. Могутин: «Мой северный поселок», «Непогода», «Помогите    медведю», «Чем пахнут звериные следы»;
  • Н.К.Оёгир: «Тропа моих предков»;
  • Григорий Килин: «Эвенкия»;
  • Владимир Мамаков: «Песня охотника».

  2 этап – основной (формирующий) –  октябрь 2018 г.  – март 2019 г.

На данном этапе мною был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей родного края, природой, коренными жителями, их традициями, культурой и  проводилась апробация системы работы.  

  Краеведческие знания старалась дать  детям  во время совместной деятельности (во время ООД и в режимных моментах), в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками), в работе с родителями. На данном этапе особенности нашего края изучали более детально, подробно. Продолжалось формирование познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему малой Родины, народам Сибири и коренным жителям нашего края – эвенкам.

Работа с детьми была разбита на тематические блоки:

1блок: «Природа родного края».

- В этот блок вошли серия лэпбуков: «Мир дикой природы Сибири. Дикие животные». В лэпбуке содержатся игры и информация про животный мир Сибири.

  • Панорамы тайги, леса;
  • Экологические знаки;
  • Красная книга животных Сибири;
  • Д.и.: «Кто как зимует», «Кто, чем питается?», «Чьи следы», «Учимся рисовать поэтапными шагами», Парные картинки: «Детеныши» - все направлено на расширение представлений о диком мире Сибири, развитие памяти, мышления, речи и воображения детей.

- «Наш северный край».

Оформлен в виде папки-передвижки. Каждая страница посвящена отдельной теме: «Деревья», «Животные», «Ягоды», «Грибы нашего края». В состав включено:

  • Карточки: «Деревья» (с названиями для игры «Мемо», «Мемори»);
  • Лото: «Деревья, листья и их плоды»;
  • Д.и.: «Чей малыш?»;
  • Д.и.: «Угадай по тени»;
  • Д.и.: «Кто чем питается»;
  • Карточки: «Лесные ягоды»;
  • Раскраски: «Лесные ягоды»;
  • Мемо-карточки: «Грибы» плюс корзинки для игры, «Разложи по корзинкам» (съедобные и ядовитые грибы);
  • Картотека: «Съедобные грибы» (с описанием).

-«Обитатели подводного царства».

В содержание лэпбука  входит информационный материал, игры и задания по теме: «Рыбы», а также мини-книжка -  «Рыбы Амурской области», с описанием рыб водоемов нашего края и области.

- «Зимующие птицы».

В лэпбуке содержатся задания, игры, информация о зимующих птицах нашего края:

  • Карточки: «Зимующие птицы» (с описанием);
  • Загадки в картинках;
  • Д.и.: «Какая птица не является зимующей»;
  • Д.и.: «Найди пару»;
  • Д.и.: «Один-много»;
  • Разрезные картинки;
  • «Составь рассказ по картинке»;
  • Раскраски.

- «Лекарственные растения».

Направлен на формирование представлений о лекарственных растениях нашего края, их видах, использование лекарственных растений человеком, воспитание бережного отношения к ним. Включает:

  • Загадки. Стихи о лекарственных растениях;
  • Разрезные тематические пазлы;
  • 3 гармошки алгоритма по применению лекарственных растений;
  • Мини-книжку с интересными фактами;
  • Интерактивное окно: «Где используются лекарственные растения»;
  • Материал для сюжетно- ролевой игры: «Зеленая аптека»;
  • Д.и.: «Использование лекарственных растений»;
  • Д.и.: «Части лекарственных растений, используемых в медицине»;
  • Раскраски.

2 блок: «Сибирь: традиции и культура».

Направлен на расширение представлений детей о Сибири, ее культуре и традициях народов, на развитие познавательных интересов. В него входят:

  • Лото: «Сибирь»;
  • «Сибирские приметы»;
  • «Народы Сибири»;
  • «Сибирская кухня»;
  • «Жилища народов Сибири»;
  • Музыкальные инструменты народов Сибири;
  • Двойные карточки: «Сибирские традиции»;
  • Д.и.: «Парные картинки»;
  • Д.и.: «Сибирские узоры»;
  • Плакат: «Сибирь» на карте России;
  • Мини-книжка со стихами о Сибири;
  • Интерактивное окно: «Сибирские ценности»;
  • Окошки: «Ураса внутри», «Чум внутри», «Жилище хантов и манси»;
  • Плакаты: «Костюмы народов Сибири», «Тайга»;
  • Окошки: «Медведь», «Огонь», «Домовой»;
  • Разрезные картинки;
  • Персонажи;
  • Раскраски.

3 блок: «Эвенки. Традиция и культура»

  • Двойные карточки: «Загадки»;
  • Мини- книжка: стихотворения «Тропа моих предков» Н.К.Оёгира;
  • Мини- книжка: «Интересные факты из жизни эвенков»;
  • Мини- книжка: «Традиционные эвенкийские праздники»;
  • Мини- книжка: «Эвенкийские сказки»;
  • Разрезные картинки: «Поставь по порядку»;
  • Раскладки: «Приметы», «Пословицы»;
  • «Орнаменты»;
  • «Жилища»;
  • «Орудия труда»;
  • «Музыкальные инструменты»;
  • «Пазлы»;
  • «Составь рассказ по картинке»;
  • «Эвенкия глазами художников»;
  •  Интерактивное окно: «Занятия эвенков»;
  • «Посуда»;
  • «Предметы быта эвенков»;
  • Раскраски;
  • Карточки: «Подвижные игры»;
  • Карточки: «Традиционный костюм эвенков».

Каждый блок подразумевал работу по нескольким направлениям.

Работа с детьми проводилась с использованием лэпбуков, в форме дидактических игр для индивидуальных и групповых занятий с детьми по развитию речи, внимания, памяти: «Традиции Народов Севера», «Посуда», «Составь рассказ по картине», «Найди пару», «Лото» и т.д. Все эти игры охватывали темы, необходимые для успешной социализации старших дошкольников и приобщению к культурному наследию народов Севера.

С родителями,  провела  нетрадиционное родительское собрание на тему «Играем с пользой», консультацию просветительного характера: «Лэпбук -  чудо-книжка» буклет : « С любовью к природе родного края» » мастер-класс по созданию и применению лэпбуков, также было проведено анкетирование и индивидуальные беседы, которые показали, что родители убедились в пользе использования лэпбуков  региональной направленности.  Родители оказали помощь в создании развивающей среды -  «Наш северный край»: изготовление макета чума, предметов  быта народов севера, поделок  «Северные узоры».

        Просветительская деятельность с  педагогами носила информационный характер. Были проведены: мастер-класс по изготовлению лэпбуков, консультация «Лэпбук – современное инновационное средство в краеведческой деятельности» ( Приложение № 7), выставки по данной теме

В своей работе по формированию у детей краеведческих знаний использовала современные инновационные технологии в соответствии с ФГОС:

  • Здоровьесберегающие, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное приобщение к здоровому образу жизни (физминутки: «По родному краю», «Зайка», «Медведи в чаще жили», «Рыбалка»; пальчиковые игры: «Животные»,  «Встреча пернатых зверей», «Весна»; дыхательная гимнастика: «Метель», «Подуй на снежинку»; подвижные игры: «Хэйро», «Битва налимов», зрительная гимнастика: «Найди оленя», «Где расположен чум»).
  • Технологии проектной деятельности — системы практической работы, предусматривающие постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа (мини-музей «Мой Северный край», «Культура народов Севера»).
  • Экспериментальные, познавательно-исследовательские, представляющие собой комплексные практики наблюдения за отдельными явлениями, изучение свойств предметов с последующим формулированием общих выводов («Чем пахнет мох?», «Свойства снега и льда», «Из чего сшиты кафтан и унты?», «Берестяное чудо»).
  • Информационно-коммуникационные, реализуемые посредством включения в перечень дидактических средств компьютерной техники
  • (презентации: «Эвенки – быт и традиции», «Народные праздники Эвенкии», «Выдающиеся люди Эвенкии», «По оленьим тропам»).
  •  Личностно-ориентированные — техники адаптации условий группового воспитательного процесса под конкретности каждого ребенка с учетом индивидуальных проявлений его личности.
  •  Игровые - призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира, характерный для детей дошкольного возраста, — через игру и творческое экспериментаторство (Сюжетно- ролевые игры: «В гости к северному оленю», «Магазин эвенкийских сувениров», «Народная аптека»; дидактические игры: «Найди пару», «Чей детеныш?», «Чей хвост?», «От какого дерева листочек?», «Лото», «Пазлы»).

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми:  

  • ООД: «Север – край суровый», «Знакомство с эвенкийским национальным костюмом» ( Приложение № 8), «Таежные жители», ООД: «Вороний праздник», «Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности народов Севера», «Эвенкийский дом», «Знакомство с музыкой народов Севера», «Утварь коренных народов севера», «Житель Севера – глухарь». Рассматривание картины: «Глухарь», «Секрет шишки», « В гости к эвенкийской кукле «Акань»
  • Наблюдения: за сезонными изменениями в природе, растительным миром, насекомыми, птицами.
  • Беседы с детьми:  «Профессия - оленевод», «Жилища народов Сибири», «Одежда эвенкийского народа», «Перелетные и зимующие птицы нашего края», «Флора и фауна наших лесов», «Грибы: ядовитые и съедобные», «Царство насекомых», «Интересные факты из жизни эвенков», «Традиционные эвенкийские праздники», «Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях»,
  • Сбор природного материала: для гербария и изготовления поделок (шишки, листья, ветки, цветы, трава и т.д.).
  • Поисковая деятельность: «Куда спрятались насекомые», «Где больше листьев на деревьях на нашем участке?», «Где быстрее тает снег?», «Куда спешат муравьи?».
  • Просмотр презентаций: «Медведь – хозяин тайги», «Эвенкийские узоры», «Где живут олени», «Народные промыслы эвенков».
  • Создание книг – самоделок: «Северные узоры», «Такие разные чумы».
  • Развлечения: «В гости к хозяйке очага», «На просторах матушки Тайги», «Загадки эвенкийского сундучка».
  • Музыкально-театральная деятельность: «Оленевод – профессия героическая», «Гордый карась»,  разучивание песни «Северный наш край» муз. Ю. Юнкерова, музыкально-дидактическая игра: «Таежный перезвон», слушание музыки: «Обрядовые песни Севера».
  • Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Птицы», «Найди пару» (национальные орнаменты), «Посуда», «Назови музыкальные инструменты народов Сибири», «Наш край», «Составь узор». 
  • Различные виды изобразительной деятельности:  Аппликация - «Нагрудник», «Ягодка здоровья», «Украсим платье для праздника», «Красивый чум», рисование – «Осеннее разноцветье в нашем лесу», «Олень», «Белка», «Северные просторы», «Лето в тайге», «Ягодный рай», «Ветка рябины», «Стойбище», «Украшение эвенкийским орнаментом одежды», лепка – «Олениха с олененком», «Декоративное панно (по мотивам северных узоров», «Олень», «Грибное лукошко», «Чум», «Птицы нашего края», «Кукла- эвеночка»; поделки из природного и подручного  материала - «Караван нагруженных нарт», «Девочка в национальном костюме», « Красивый олень».          
  • Чтение художественной литературы: В. Чаплин «Птицы в нашем лесу», Ю. Могутин «Мой северный поселок», эвенкийские сказки: «Два оленя», «Как медведь хвост потерял?», «Хвастливая собачонка», «Волк и старик», «Как был наказан медведь», «Легенды народов Севера», ненецких сказок:  «Айога», «Кукушка», хантыйская сказка – «Хозяин тайги», И. Соколов: «Как весна на Север пришла».
  • Рассматривание картин: «Охота в жизни северных народов», «Зимнее стойбище», «Поединок», «Охота», «Одинокий волк», «Старое стойбище».
  •  Рассматривание фотоальбома: «Север – край удивительный», «Орнаменты народов Сибири», «Культура и быт народов ханты и манси».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Оленеводы», «Эвенкийские хозяюшки», «Зелёная аптека».
  • Создание макета: «Эвенкийское  стойбище».
  • Подвижные игры: «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя», «Хэйро», «Битва налимов» «Оленьи упряжки»,  «Прыжки через нарты», «Важенка и оленята», «Рыбаки и рыбки».

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2019 года

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.  

Результаты повторного опроса  родителей показал: увеличилась активность и заинтересованность родителей в краеведческой деятельности на 83 %. Только 2% неуверенны, для чего детям нужны знания о народах Севера, их традициях.

Согласно проведенному  анализу ответов детей  можно проследить положительную динамику сформированности краеведческих знаний. У детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться краеведческой тематикой, задавать вопросы.  

Диаграмма уровня знаний детей по теме: «Краеведение»

за 2018-2019 год

В обследовании на конец года приняли участие 20 детей, было выявлено, что 52 % - 11  детей имеют средний уровень знаний о природе родного края, народах, традициях народов Севера, 48% - 9 детей  имеют высокий уровень знаний  о малочисленных народах Севера, народных промыслах  и роде деятельности.

Определён круг проблем, таких как:

Таким образом, анализ результатов диагностики краеведческой воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных краеведческих знаний и правильного отношения родному краю, народам Севера у дошкольников.  
  •  У детей появился интерес к истории нашего края, местной художественной литературе, коренным жителям и их традициям, природным богатствам родного края.  
  •  Особенности представлений о родном крае, местных народах  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.  
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики («Дружат люди всей Земли»), направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
  • Проанализировав работу с родительской общественностью, я поняла, что добилась достаточно хороших результатов. Родители стали более инициативны, коммуникабельны, сложились более доверительные отношения педагога с семьями воспитанников. Родители стали хорошими помощниками и активными партнерами в воспитании детей.

И подводя итог всей проделанной работы, смело могу утверждать, что использование лэпбуков  позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, вырос интерес к коренным жителям нашего края. Лэпбук - эффективная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим эту форму работы с детьми, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.              

В перспективе я планирую:

  • изготовить новые лэпбуки краеведческой направленности (народные промыслы, праздники народов Севера), игры для развития познавательного интереса к родному  края, традициям и культуре народов Севера;
  • создать картотеку лэпбуков и дидактического материала к ним для самостоятельного использования родителей;
  • выступление с данной темой на  методических объединениях города.

Литература:

1. В.Н.  Матова «Краеведение в детском саду», Санкт- Петербург, 2015 г.

2.Г.А.Ковалева «Воспитание маленького гражданина», Москва 2004 г.

3. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева « Система патриотического воспитания в ДОУ», Волгоград «Учитель», 2007 г.

4. Р.С.Буре,  Г.Н. Родина,  Шатова А.Д. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

5. А.Я. Ветохина,  Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.»,  Санкт-Петербург, Детство – пресс, 2011 г.

6. Н.Г.Комратова, Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»: Методическое пособие, М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлени...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Презентация на тему "Инновационные проблемы в формировании общения детей старшего дошкольного возраста"

В презентации раскрываются вопросы развития общения и взаимодействия старших дошкольников посредством использования подвижных игр....

Консультация для родителей на тему "Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Конспект для воспитателей  консультации  для родителей на тему " Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.

ВведениеПредмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более интересным и занимательным. (Б. Паскаль)...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Ж.С2020-2021 уч.годДолгосрочный проектФормирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его цен...