« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
статья по математике (старшая группа)
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников, является актуальной в настоящее время.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Поэтому одним из направлений моей деятельности является - развивающая игра как средство формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А.Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития
Исходя из темы определила для себя следующие задачи:
- изучить научную, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- организовать предметно - пространственную среду в группе для развития математических способностей;
- осуществить мониторинг для определения результативности образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений;
- представить опыт работы по развитию у дошкольников математических способностей педагогическому сообществу.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Для решении задач формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр использую следующую литературу:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3-е изд. испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
И. А. Помораева, В.А.Позина, Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014.
В. П.Новикова, Л.И. Тихонова, Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Б. П. Никитин. Развивающие игры. – 5-е изд. доп. – М.: Знание, 1994.
Г.А.Урунтаева , Ю.А. Афонькина. Помоги принцу найти Золушку. Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М.: Просвещение, 1994.
Для решения и реализации задач по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста создала определенные условия. Одним из основных условий успешного развития математических представлений является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда группы, ориентированная на зону ближайшего развития ребёнка.
Организовывая предметно – пространственную развивающую среду, подобрала и классифицировала игры на развитие математических представлений детей своей группы.
С помощью развивающих игр развиваю у детей умение логически мыслить, рассуждать, думать, так же развиваются пространственное представление и воображение, внимание, зрительная память, сообразительность. В играх дети получают представления о форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени, я их использую в непосредственно-образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, индивидуальной работе с детьми.
Любая работа дает положительный результат, только при взаимодействии с родителями. Главное, чтобы родители были не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.
Для повышения родительской компетенции в вопросе формирования математических представлений с помощью развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста разработаны следующие методические рекомендации:
-информационные буклеты «Математические игры с ребёнком дома», «Игрушки для наших детей», «Играть или не играть»;
- памятки «Виды игрушек», «Чему обучается ребёнок в игре», «В игры играем- ребёнка развиваем»
- консультации «Развивающие игры для ваших детей», «Как играть с детьми в развивающие игры Б.П. Никитина», «Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические и развивающие игры»
-родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребёнка»
-проведены мастер-классы «Играем в кубики и палочки», «Развивающие игры своими руками»
Только тесный контакт в работе педагога и родителей может способствовать более успешному развитию детей, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Все эти направления способствуют установлению доверительных отношений с родителями, и они становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – создала условия для консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования, организации методического сопровождения. Опытом своей работы делилась с педагогами на педагогических советах дошкольной образовательной организации. Мною были проведены:
Сообщения на педагогическом совете:
«Развитие интеллектуально творческих способностей с использованием технологии развивающих игр»;
«Развитие интеллектуальных способностей с использованием блоков Дьенеша»
Подготовлена презентация «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей дошкольного возраста »
Организованы и проведены мастер – классы «Развивающие игры своими руками»(Квадраты Воскобовича), «Авторские развивающие игры» (По играм Никитина)
Всегда стараюсь использовать современные интересные пособия в работе с детьми. Так же использую Круги Эйлера. В данное время работаю над изготовлением универсального пособия «Кольца(круги) Луллия».
Заключение
Осуществляя работу по развитию математических способностей детей я пришла к следующему выводу: использование развивающих игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей сформировываются такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развиваются такие свойства, как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Вырабатываются умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировываются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей»
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запо...
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников с перспективным планом работы на год....
Конспект занятия по ФЭМП во 2-йо младшей группе по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство умственных способностей у дошкольников».
Цель занятия сформировать представление о сравнениипредметов по длинне путем наложения и приложения; тренировать память, внимание,речь,воображение,логическое мышле-ние,творческие способности; актуализ...
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и...
Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников» ...
Дидактические игры как средство формирования умственных способностей детей дошкольного возраста.
Дидактические игры как средство формирования умственных способностей детей дошкольного возраста....
Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей дошкольников
Первые шесть лет жизни ребенка оказывают большое влияние на формирование человеческой личности. Необходимо, чтобы дети в этом возрасте получали более разнообразный жизненный опыт для того, чтобы спосо...