Непосредственно-образовательная деятельность в форме занятия в подготовительной группе «Ай да картошечка!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия и самоанализ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Вишенка»
г. Ртищево Саратовской области»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С САМОАНАЛИЗОМ
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Ознакомление с природой»
Непосредственно-образовательная деятельность в форме занятия в подготовительной группе
«Ай да картошечка!»
Выполнил: воспитатель 1 квалификационной категории
Нуриманова Оксана Владимировна
г. Ртищево
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в форме занятия в подготовительной группе
Тема: «Ай да картошечка!»
«Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята»
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
- Образовательная:
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
- Развивающая:
. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
- Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы
Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.
Клубни картофеля разных сортов.
Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
Терка.
Крахмал, мука, лупы.
Накрахмаленная салфетка.
Кисель.
Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
- Образовательная область: «Речевое развитие»
(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок)
- Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
(Изготовление картофельных куколок)
- Разработка конспекта занятия.
Организационный компонент.
Мотивация:
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»
Друзья, здесь лежит продукт для вас,
Который скажет вам сейчас
О том, какой он не простой,
О том, как вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)
Правильно о картошке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель читает стихотворение
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Далее воспитатель рассказывает детям, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.
Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и кидает мяч, ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …….. (картошка)
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвалили?.................... (картошку)
И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ………………(картошка)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод…………….(картошка)
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует ………(картошка)
Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.
- Картошка да каша – еда наша.
- Картошку копать, не руками махать.
- Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
- Без труда картошка не родится никогда.
- Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.
После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его
Какого он цвета?
А какой он формы?
Какой на ощупь?
Опасен ли зеленый картофель?
Воспитатель проводит игру:
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует - качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром - потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель предлагает детям пройти в «лабораторию»
Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля
Из чего состоит картофель?
Почему сваренный картофель рассыпчатый?
А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.
Кто видел крахмал?
Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?
Опытно - экспериментальная деятельность:
Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?
Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала
Заключение:
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, не имеет вкуса.
Рефлексия
Воспитатель.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания? Как вы думаете, где еще можно узнать о неизвестном? Нравится ли вам узнавать и исследовать все новое? (Ответы детей)
А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)
Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали
Спасибо вам за активное участие.
САМОАНАЛИЗ
Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.
В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как речевое развитие — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), познавательное развитие - при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), физическое развитие — двигательная деятельность (проведение подвижных игр и физкультминуток).
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты).
Работа с детьми.
Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.
Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми- рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы).
Вывод по занятию:
По – моему мнению, структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности (игровая, познавательная, экспериментальная, двигательная), методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний, и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия)
Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
Конспект образовательной деятельности в форме беседы в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский — святитель земли Русской»
Предварительная работа: Рассматривание с детьми серии картинок «Яичко к Пасхе», выделяя их характерные особенности росписи («крашенки», «писанки», «крапинки»). Беседа о празднике «Пасха». Рассматриван...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....
Конспект непосредственно образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Знакомство детей с талантливым художником И.И. Левитаном»
Художественно-эстетическое развитие детей...
Непосредственно-образовательная деятельность в форме занятия в подготовительной группе «Ай да картошечка!»
Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей....
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"
Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...