Конспект непосредственно образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Знакомство детей с талантливым художником И.И. Левитаном»
материал (подготовительная группа) на тему
Художественно-эстетическое развитие детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
п. Судоверфь «Солнышко»
Конспект
непосредственно образовательного мероприятия
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе
«Знакомство детей
с талантливым художником И.И. Левитаном»
Воспитатель:
Голованова Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Музыка, живопись, кино и театр делают жизнь яркой и насыщенной. Искусство играет важную роль в развитии ребенка: расширяет кругозор, развивает воображение и прививает тягу к творчеству. Чем раньше мы познакомим малыша с этим волшебным миром, тем лучших результатов достигнете.
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Рассказ пойдет о человеке, посвятивший всего себя воспеванию родины в своих работах, вложивший огромный вклад в русскую живопись, которая была делом всей его жизни.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в местечке Кибарты, Августовской губернии, в образованной обедневшей еврейской семье. Жизнь и судьба Левитана была непростой. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Осенью 1873 года Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания,
но он не прекращал писать свои пейзажи.
И в конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавил пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, но первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». На следующий год он снова решил ехать на Волгу с друзьями отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). Выполненных им картин за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.
22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
Цель:
Познакомить детей с великим русским художником И.И. Левитаном.
Задачи:
1.Познакомить детей с картинами И.И. Левитана: «Золотая осень», «Осень».
2. Вызвать эмоциональное отношение к природе.
3.Формировать способность детей замечать и ценить красоту вокруг.
4. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень.
Материал к занятию: Портрет художника Левитана, репродукции: «Золотая осень», «Октябрь (Осень)», музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь», альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой.
Ход:
Наступила осень. Это время года всегда неповторимо, оно изменчиво, мимолетно. И наверняка именно поэтому осень часто становится музой творческих людей. Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий и весьма талантливый художник.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф. Тютчев)
Сегодня мы с вами отправимся в галерею, где выставлены картины известного русского художника -пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, в них нет трагического звучания, унылого настроения. Эти лирические полотна, дают ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти. Его привлекало в осени все – ее красота, непогода, разные явления и периоды этого времени года.
Картина «Золотая осень»
Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.
В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени. Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж. Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.
Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)
Физкультминутка (Этюд с элементами театральной деятельности)
Давайте сейчас представим, что мы с вами в осеннем лесу.
По лесной дорожке шагают наши ножки,
(Шаги детей спокойные, не шумные, осторожные, чтоб не испугать лесных обитателей)
А в лесу деревья стройные стоят.
(Изобразить любое дерево: ель, березу, дуб …)
Ветерок осенний веточки качает
И летят, кружатся листики на нас.
(Дети превращаются в ветерок (сильный, слабый) и листочки)
Мы листочки эти соберем в букеты
И украсим ими наш любимый сад.
(Дети имитируют сбор листочков)
Картина «Октябрь (Осень)»
Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.
Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И чтобы еще больше окунуться в настроение русской осени, я предлагаю вам послушать произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».
Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя.
Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. Он как будто боялся упустить что-то важное, стремился донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы этого времени года.
Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что вы прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.
А сейчас я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и изобразить в своих рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, которая окружает вас.
(Можно еще раз включить произведение П.И. Чайковского)
В конце занятия спросить детей:
- С творчеством какого художника мы познакомились?
- Что изображал в своих картинах И. И. Левитан?
- Как называется этот жанр живописи?
- С какими картинами познакомились?
На этом наша экскурсия закончилась.
Рисунки детей разместить в уголке «Наше творчество», чтобы родители и сами дети еще раз могли полюбоваться красотой осеннего пейзажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству(аппликации) в средней группе «Снеговики катаются на лыжах».
Цель: продолжить работу, проделанную дома с родителями по пособию «Детский календарь» Задачи: - учить рассказывать о зиме и зимних забавах.- продолжать учить наклеивать готовые формы на лис...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие на остров «Фантиков».Группа: подготовительная группа. Задачи:Образовательная-обогащать знание детей об истории появления конфет, расширять кругозор;умение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Мы- волшебники».
Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций. Задачи:• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;• Расширять знания детей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения "Построим дом Дружбы"
Рекомендован для использования педагогам дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность с незрячими детьми....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе «Удивительная соль».
конспект по познавательно - исследовательской деятельности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Цветок дружбы»
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ОО «Речевое развитие» в подготовительной группена тему: «Цветок дружбы»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Знаменитые люди Крыма. Художник - маринист Иван Константинович Айвазовский»
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе ...