Конспект непосредственно образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Знакомство детей с талантливым художником И.И. Левитаном»
материал (подготовительная группа) на тему

Голованова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Конспект

непосредственно образовательного мероприятия

по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе

«Знакомство  детей

с талантливым художником И.И. Левитаном»

Воспитатель:

Голованова Светлана Владимировна

           Пояснительная запискаhttps://www.metod-kopilka.ru/images/doc/30/23976/img7.jpg

Музыка, живопись, кино и театр делают жизнь яркой и насыщенной. Искусство играет важную роль в развитии ребенка: расширяет кругозор, развивает воображение и прививает тягу к творчеству. Чем раньше мы познакомим малыша с этим волшебным миром, тем лучших результатов достигнете.

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Рассказ пойдет о человеке, посвятивший всего себя воспеванию родины в своих работах, вложивший огромный вклад в русскую живопись, которая была делом всей его жизни.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в местечке Кибарты, Августовской губернии, в образованной обедневшей еврейской семье. Жизнь и судьба Левитана была непростой. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Осенью 1873 года Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию.  В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания,

но он не прекращал писать свои пейзажи.

И в конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавил пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, но первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». На следующий год он снова решил ехать на Волгу с друзьями отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). Выполненных им картин за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.

Цель:

Познакомить детей с великим русским художником И.И. Левитаном.

Задачи:

1.Познакомить детей с картинами И.И. Левитана: «Золотая осень», «Осень».

2. Вызвать эмоциональное отношение к природе.

3.Формировать способность детей замечать и ценить красоту вокруг.

4. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень.

Материал к занятию: Портрет художника Левитана, репродукции: «Золотая осень», «Октябрь (Осень)», музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь», альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой.

Ход:

Наступила осень. Это время года всегда неповторимо, оно изменчиво, мимолетно. И наверняка именно поэтому осень часто становится музой творческих людей. Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий и весьма талантливый художник.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

(Ф. Тютчев)

Сегодня мы с вами отправимся в галерею, где выставлены картины известного русского художника -пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, в них нет трагического звучания, унылого настроения. Эти лирические полотна, дают ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти. Его привлекало в осени все – ее красота, непогода, разные явления и периоды этого времени года.

Картина «Золотая осень»http://top5-top10.ru/wp-content/uploads/2018/08/%C2%AB%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%C2%BB-%D0%98.-%D0%98.-%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD-1068x696.jpg

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени. Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж. Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

Физкультминутка (Этюд с элементами театральной деятельности)

Давайте сейчас представим, что мы с вами в осеннем лесу.

По лесной дорожке шагают наши ножки,

(Шаги детей спокойные, не шумные, осторожные, чтоб не испугать лесных обитателей)

А в лесу деревья стройные стоят.

(Изобразить любое дерево: ель, березу, дуб …)

Ветерок осенний веточки качает

И летят, кружатся листики на нас.

(Дети превращаются в ветерок (сильный, слабый) и листочки)

Мы листочки эти соберем в букеты

И украсим ими наш любимый сад.

(Дети имитируют сбор листочков) 

Картина «Октябрь (Осень)»http://artcyclopedia.ru/img/big/004370274.jpg

Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.

Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И чтобы еще больше окунуться в настроение русской осени, я предлагаю вам послушать произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».

Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя.

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. Он как будто боялся упустить что-то важное, стремился донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы этого времени года.

Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что вы прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.

А сейчас я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и изобразить в своих рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, которая окружает вас.

(Можно еще раз включить произведение П.И. Чайковского)

В конце занятия спросить детей:

- С творчеством какого художника мы познакомились?

- Что изображал в своих картинах И. И. Левитан?

- Как называется этот жанр живописи?

- С какими картинами познакомились?

На этом наша экскурсия закончилась.

Рисунки детей разместить в уголке «Наше творчество», чтобы родители и сами дети еще раз могли полюбоваться красотой осеннего пейзажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству(аппликации) в средней группе «Снеговики катаются на лыжах».

Цель:  продолжить работу, проделанную дома с родителями по пособию «Детский календарь» Задачи: - учить рассказывать о зиме и зимних забавах.- продолжать учить наклеивать готовые формы на лис...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие на остров «Фантиков».Группа: подготовительная группа. Задачи:Образовательная-обогащать знание детей об  истории появления конфет, расширять  кругозор;умение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Мы- волшебники».

Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций. Задачи:• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;• Расширять знания детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения "Построим дом Дружбы"

Рекомендован для использования педагогам дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность с незрячими детьми....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Цветок дружбы»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ОО «Речевое развитие» в подготовительной группена тему: «Цветок дружбы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Знаменитые люди Крыма. Художник - маринист Иван Константинович Айвазовский»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  в подготовительной  группе                    ...