Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старший воспитатель Наумова Оксана Игоревна Учитель-логопед высшей категории Дудка Галина Владимировна Воспитатели: Сафонова Анна Михайловна -1 категория Гладких Ольга Александровна-1 категория
Проблема исследования: каковы возможности дидактической игры в коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности дидактической игры в коррекции устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: логопедическая работа со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Предмет исследования: дидактическая игра как средство коррекции устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. Изучить терминологический аппарат темы исследования. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Проанализировать особенности дидактической игры как средства коррекции устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Обобщить результаты, сделать выводы.
Гипотеза исследования: Коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут способствовать дидактические игры, используемые в ходе систематической, целенаправленной индивидуальной и групповой непосредственно- образовательной коррекционной деятельности по звукопроизношению, развитию лексико-грамматической и монологической стороны речи, подобранные с учетом возраста детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение. Систематизация. Констатирующий и формирующий и контрольный эксперименты. Беседы. Наблюдения.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 78 комбинированного вида «Пчелка» г.Орска»
Теоретическая новизна исследования Обоснована необходимость проведения поэтапной работы по коррекции устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в непосредственно- образовательной коррекционной деятельности средствами дидактических игр; подтверждена эффективность предложенной коррекционно-педагогической работы.
Практическая значимость исследования. Определены направления и этапы коррекции устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в непосредственно- образовательной коррекционной деятельности, представлена серия дидактических игр на коррекцию каждой из сторон речи, которая может использоваться в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп ДОУ.
Опытно экспериментальное изучение коррекции устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Экспериментальная группа детей
Контрольная группа детей
Цель констатирующего эксперимента - выявление исходного уровня развития устной речи у детей экспериментальной группы . Задачи: 1 . Подобрать методический материал для изучения уровня развития устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; 2.Разработать программу исследования дошкольников; 3.Провести диагностическое исследование; 4.Обработать и интерпретировать результаты.
Для изучения перечисленных компонентов устной речи нами были использованы методики обследования детей с общим недоразвитием речи О.С. Ушакова; О. В. Кучергина .
Лексическая сторона речи оценивалась нами по следующим критериям: 1. Знание слов определяющих фрукты, овощи, предметы быта: баклажан, кабачок, яблоко, персик, мясорубка, миска, котелок, кастрюля, сковорода. За расчетную единицу мы взяли 10 слов. 2. Знание фразеологизмов - выражения, относящиеся к народным традициям. Оценивая фразеологизмы - выражения, относящиеся к народным традициям: водить за нос, вставлять палки в колеса, усадить в калошу, ни сучка, ни задоринки расчётной единицей мы считали 8 выражений.
При обследовании грамматической стороны речи , детям предлагалось выполнить задание: по отдельным картинкам, изображающим простые действия, ответить на вопрос «Что здесь изображено?» (Лиса тянется носом в кувшин, Машенька сидит в корзине. Медведь убегает от собак, дед тянет репку, Лиса выгоняет зайца из избушки). Данное задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображённое действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Выявление уровня монологической стороны речи . Определялись: степень самостоятельности при пересказе, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу, особенности фразовой речи. При затруднениях в процессе составления пересказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
При обследовании произносительной стороны речи выявлялись умения ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и в связной речи. Ребёнку предлагалось произнести звуки:
-изолированно; -в составе слогов - произнесение звука в составе слогов; -в составе слов - произнесение звука в составе слов; -в предложении - для обследования звукопроизношения в предложениях, мы использовали тексты русских народных сказок.
Анализ результатов констатирующего эксперимента и выводы
Организация коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр
Цель формирующего эксперимента – подбор дидактических игр на коррекцию звукопроизносительной , лексической, грамматической, монологической сторон устной речи .
Задачи: 1.Подобрать методический материал для проведения коррекционно – логопедических занятий по коррекции устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи; 2. Разработать и систематизировать серию . дидактических игр на коррекцию устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи; 3.Провести формирующий эксперимент, обработать и интерпретировать результаты формирующего эксперимента.
Проводимая нами работа строилась по трем направлениям: -работа по звукопроизношению; -работа над лексико – грамматической стороной речи; -работа по развитию монологической речи.
МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Нами представлены дидактические игры по всем направлениям:
1 направление РАБОТА ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
1. Игры для тигры. АВТОР: (Лизунова Л.В.) Цель: развитие диафрагмального дыхания, сила речевого выдоха, освоение пользовательских навыков работы с микрофоном.
БЛОКИ: 1. Фонематика . 2. Звукопроизношение. 3.Просодика. 4. Лексика.
Просодика Помоги ветерку раскрутить мельницу. Кораблики. Одуванчики.
ФОНЕМАТИКА модуль «Звуки» Игровые упражнения: Различие звучащих музыкальных инструментов. Звуковые часы. модуль «Слова» Четвертый лишний. Животные. Одежда.
Модуль «Анализ» Игра «Поезд»
Будильник правильной речи Многофункциональное пособие, позволяет коррегировать звуки раннего онтогенеза и звуки основных групп: свистящие, шипящие, соноры в словах, в слогах, в предложениях, в связной речи.
Логопедический тренажер Автор (Емельянова О.) С помощью которого происходит автоматизация заданного звука в слогах.
Практическая деятельность с педагогами ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКА В СЛОВАХ 1 . «Здравствуй пальчик» 2. «Посчитай пальчики слогами» 3. «Сожми-разожми кулачок» 4. Игра на пианино 5. Ритмические упражнения 6. «Помоги сказочным героям добраться до их еды»
7. «Говорящий карандаш» а) . . . . . . . . соединить точки, произнося заданные слоги. б) - - - - провести по пунктирам ровные дорожки, произнося заданные слоги. в) проведи волнистую линию, произнося заданные слоги. 8. «Скажи столько раз заданный слог, сколько красных карандашей» (3-и из 5-и) 9. «Размотай клубок, произнося слоги»
«Веселые игры» Цель: развитие речи и слуха.
2 направление Работа по развитию лексико –грамматической стороны речи
Будильник правильной речи Игры: «Кто это? Что это?» (одушевленные , неодушевленные) 2. «Один-много» 3. «Синонимы-антонимы» 4. «Назови ласково», «Чей это хвост» 5. «Разное значение»
3 направление Работа по развитию монологической речи
Лексика Разложи предметы. Четвертый лишний. Кто сказал МЯУ. Кто живет в лесу. Соедини нужные предметы .
Уроки Мудрой совы «Времена года»
Блок «Лексика» «Игры для Тигры» Игры: «Кто живет в лесу?» «Дикие животные» «Птицы» «Валентность» («Профессии») Будильник правильной речи (составление описательного рассказа « Фрукты»)
Будильник правильной речи Составление описательных, сравнительных рассказов.
Клуб сочинителей историй по картинкам Автор (Воронина Т.)
Результаты контрольного эксперимента по развитию монологической речи
Заключение: Подтверждение предполагаемой гипотезы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...
Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...
Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...