Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "По страницам истории" с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_stranitsam_istorii.2_-_kopiya.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«По страницам истории»
г. Ртищево Саратовской области
Автор. Афанасьева Ольга Геннадьевна, воспитатель
первая квалификационная категория
МДОУ «Детский сад»№7 «Журавушка»
Вступительное слово.
Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь, и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
Я считаю, что актуальность этой темы, не вызывает сомнений.
К. Минин и Д. Пожарский – подлинно народные герои, спасители Отечества, которых мы все обязаны знать, помнить и свято чтить! Почему? Да потому, что в то время, недаром называемое Смутным, когда под большим вопросом было само существование Русского государства, нашлись люди, не оставшиеся безучастными к судьбе страны, готовые отдать последнее, пожертвовать всем, даже жизнью, чтобы спасти Родину. Они не преследовали корыстные интересы, а боролись с общим врагом, общей бедой, за свободу нашей Отчизны. И потому выстояли и победили! Многонациональный российский народ не раз вместе, сообща, совершал великие дела, преодолевал самые страшные невзгоды, сплотив силы, громил сильнейшего врага. Так было в Смутное время в 1612г., в Великую Отечественную войну. Есть известное выражение: «Пока мы едины – мы непобедимы»
Великая Отечественная война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительное важное место в судьбе каждого из нас. Подрастающее поколение в наше время – наиболее продуктивная социальная группа, способная «впитывать» нечто новое и воспринять то, чего ранее не существовало. И наша задача в этом плане – не дать подрастающему поколению забыть этот великий и трудный период в истории страны, оградить подрастающее поколение от попыток подмены исторических фактов, предоставить им возможность узнать подлинную историю героического сопротивления нашего народа.
Хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И, благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
В старшей группе №11 был реализован проект «Наша слава и наша память». Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс ООД, проведенного в рамках данного проекта.
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной гр. №11 «По страницам истории».
Цель: Расширить и обобщить знания детей об истории нашей страны, о людях, защищавших нашу Родину от врага.
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с историей своей Родины, с её памятными датами.
- Вызвать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны, о героическом прошлом нашего народа,о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г., о значимости Дня Победы.
Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы.
- Развивать у детей память, мышление, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать участие в диалоге с воспитателем.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов доступных детям, гордость за свой народ, любовь к Родине.
- Формировать мнение о недопустимости повторения войны. Образовательная область: « Познавательное развитие » Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;рассматривание иллюстраций, открыток о ВОВ, о героях ВОВ; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о войне, прослушивание и пение военных песен, изготовление детьми и родителями поделок, рисование рисунков на военную тему; просмотр видеофильмов, мультфильмов о ВОВ; организация выставки игрушек военной техники, тематической выставки книг в книжном уголке; оформление стенда в группе, посвященного Дню Победы в ВОВ.
Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись песен «Священная война», «В землянке», «Журавли», «День Победы», мультимедийное оборудование, атрибуты для инсценировок.
1.Детям предлагается диафильм о мальчише – кибальчише (на фоне песни «Товарищ Правда»)- Ребята, вам знакома эта сказка? - Как она называется? (сказка о военной тайне, о мальчише – кибальчише и его твердом слове) - Удалось ли врагам разгадать военную тайну?- «Что же это за страна, в которой даже малыши знают военную тайну и так крепко держат свое твердое слово?»
- Ребята, а вы хотите разгадать эту военную тайну?
- У времени есть своя память - история. Сейчас, я приглашаю вас в путешествие по страницам истории.
2.- Напомните, в какой стране мы с вами живем? ( Мы живем в России) - Россия – это наша Родина, которую мы любим и которой гордимся.- Войны преследуют человечество на протяжении всей истории. – Не всегда народы России жили в мире.
Давным – давно, когда вас еще не было на свете, жили на Руси люди. Жили дружно, растили детей, выращивали хлеб в поле. Они очень любили свою Родину. Все у них было хорошо, да только беда постучалась в их дома. Напали на Русь иноземные враги. И началось в русском государстве страшное время - смутное.
Слайд 1.- Давайте послушаем, что же было в те давние времена.
Инсценировка.– Было это 400 лет тому назад. 1 ребенок - «Слышали, слышали, Москву захватили враги! По всей русской земле разъезжают вражеские военные отряды, грабят, обижают мирных граждан!» 2 ребенок - «Да, да! Сжигают города, села, топчут наши посевы, разоряют Матушку Русь!»
3 ребенок – «Нет в России армии, которая защитит нас от ненавистных врагов. Что же нам делать? Как быть?»
4.ребенок – «Не в обычаях русского народа стоять на коленях перед врагом!» - И тогда осенью в старинном русском городе Нижний Новгород, что стоит на Волге, купец Кузьма Минин на городской площади обратился к народу с призывом. Ребенок (Минин): «Друзья и братья! Русь святая гибнет. Пришла пора помочь родимой Руси. Спасем нашу милую Родину! Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, что имеем. Соберем войско для борьбы с врагом»
- На что Нижегородцы ответили: Дети: «Защитим Россию! Отстоим Русь Святую!»
Слайд 2.– И сплотился весь народ. Богатые приносили свое имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско (народное ополчение) - Кому К. Минин предложил возглавить войско? (князю Д. Пожарскому).
- Храбрый и честный князь Д. Пожарский был одним из лучших военачальников того времени.
– Каким вы видите здесь Пожарского? (Здесь Пожарский воин – на голове у него шлем, одет в кольчугу, держит щит)
Слайд 3.
- Минин и Пожарский привели войско к Москве.Начались упорные, жестокие бои за столицу. – Как сражались русские воины? (Русские воины храбро и мужественно сражались,не жалея своей жизни). - И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было разбито.– Когда это произошло? (4 ноября)Так, народная армия, во главе с Мининым и Пожарским, освободили Москву от врагов, а вскоре и всю Русскую землю. День освобождения Москвы от захватчиковтеперь празднуют как День народного единства. - Так почему же была одержана победа в то давнее время? (весь народ сплотился, объединился на борьбу с врагом; русские воины храбро и мужественно сражались и освободили Россию от врага)
- С тех пор прошли века. И всё бы хорошо, но снова над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
– На рассвете, 22 июня 1945г., когда все люди мирно спали, без объявления войны напали на нашу страну фашистские захватчики. Беда пришла на нашу землю. Началась ВОВ.
Слайд 4.
- Враги хотели захватить наши земли, поставить на колени русских людей. Но на защиту своего Отечества встал весь наш народ, от мала до велика. - В те грозные дниначала Великой Отечественной войны словно клятва Родине звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
- Почему эта война называется Великая Отечественная? (Великая – потому, что в этой войне участвовало много людей.Отечественная - потому, что русские люди сражались на своей родной земле, за свое Отечество).
- Какими словами можно описать эту войну? (Страшная, жестокая, беспощадная).
Слайд 5.
- Основные боевые действия проходили на фронте. Все мужчины стали в ряды Советской Армии. Наши солдаты шли на смертный бой, храбро сражались за нашу Родину, не жалея жизни.
Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.
Инсценировка «Мы тоже воины»(по стихотворению С. Михалкова «Мы тоже воины»)
Связист (ребенок сидит на стуле, на голове наушники, в руках микрофон или телефон). - Алло, Звезда? Я – Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого)
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка. Моряк (смотрит в бинокль на небо) - На горизонте самолет.
По курсу – полный ход вперед! Готовься к бою, экипаж!
Отставить! – истребитель наш.
Летчик (рассматривает карту на планшете) - Пехота здесь, а танки тут, Лететь до цели семь минут.
Автоматчик (ходит, в руках автомат).
- Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом. Врага повсюду мы найдем!
Сценка «Отдых после боя» (Подпесню «Землянка» у костра кто-то чистит автомат, кто-то пишет письмо, кто-то лежит на боку, подперев голову рукой, смотрит на огонь.) - Трудно было бойцам на фронте, но после тяжелого боя, в минуты редкого отдыха, сидя у костра, вспоминали они своих родных и любимых.
Игра «Звезда» - Ребята, какими качествами должен обладать наш воин – защитник? (Дети становятся в круг и передают звезду, называют качества воина - смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый)
- Не только мужчины сражались за нашу Родину, но и женщины. - Расскажите, что делали женщины на фронте? (они были врачами, медсестрами в госпиталях, были летчицами, разведчицами, снайперами.) - А сколько героических подвигов было совершено детьми во время войны! У них не было времени на детство.Наравне с взрослыми дети терпели лишения, рисковали собственными жизнями, защищая свою Родину. – Расскажите, что делали дети на фронте? (помогали взрослым в госпиталях, были разведчиками и партизанами, помогали рыть окопы)
- За Победу над фашизмом боролись не только те, кто участвовал в боях на фронте, но и те, кому довелось быть в тылу, кто своим нелегким трудом приближал Победу. Это в основном были женщины, старики и дети.
Слайд 6
«Все для фронта! Все для победы!»
- Женщины копали противотанковые рвы и траншеи, таскали мешки с песком и перекрывали все улицы, чтобы не пропустить врага, шили одежду для воинов, трудились на заводах и фабриках, изготавливали снаряды, военную технику, работали в поле, выращивали хлеб.
Ребенок:
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты.
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Для самолетов бомбы, ружья для солдат, И пушки, и конечно провиант.
Слайд 7.
- В тяжкое для страны время, наравне с взрослыми, мальчишки и девчонки, чуть постарше вас, сутками стояли у станков, изготавливали оружие, боеприпасы, снаряды для фронта. Часто голодали и недосыпали. Им тоже было очень тяжело. Без оружия и снарядов солдаты не смогли бы противостоять врагу.
1.Ребёнок: Война. Страшней нет ничего на свете, «Для фронта всё!» – девиз страны таков, Трудились все: и взрослые, и дети. В полях и у мартенов, у станков.
2.Ребёнок:
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
3.Ребёнок:
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
- Долгих 4 года вся наша страна героически боролась с фашизмом. И вот, наконец, настал тот долгожданный день, когда наши бойцы разгромили врага, прогнали его с наших земель и освободили нашу страну.
Слайд 8.
- Кто помнит, когда закончилась ВОВ? (ответы детей)
- Да, Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года, когда наши солдаты водрузили наш советский флаг над зданием рейхстага в Берлине.
- С того дня, каждый год 9 мая, вся наша огромная страна отмечает праздник Победы (Песня «День Победы»)
- Как вы думаете, это радостный или грустный праздник? (И радостный и грустный: радостный – закончилась война, наш народ победил, грустный – много людей погибло в этой войне)
- Много защитников Отечества погибло в той войне. Мы гордимся теми, кто отстоял честь и независимость нашей страны. Подвиг советских людей, вставших на защиту Родины, будет вечно жить в памяти нашего народа. (Песня «Журавли»)
- Ребята, почему же наш народ, наша Советская Армия победила в той страшной войне? (Наш народ сплотился на борьбу с врагом, проявил невиданный героизм, самоотверженность на фронте и в тылу) 3.Наше путешествие по страницам истории закончилось. - Как вы считаете, что же это за военная тайна, которую не выдал мальчиш-кибальчиш врагам, и которую они так и не смогли разгадать? ( надо сильно любить свою Родину, в трудную, опасную минуту объединяться для борьбы с врагом, мужественно и героически защищать свою Родину.
- Победу нашему народу, во всех войнах, помогли одержать огромная любовь к своей Родине, своему Отечеству, сила духа и единение всего нашего народа.
Акция «Мы едины».- Слово «война» - это доброе слово? (война - страшное слово, война – это горе, разруха, смерть). - Назовите противоположное слово к слову « война» (мир)
- Ребята, что же означает слово « мир»? (когда все люди на Земле дружат, никогда не ссорятся, уважают друг друга, когда нет войны). - Мир на планете – это согласие, это дружба между народами. Давайте мы с вами встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Это будет означать, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Пусть будет мир на всей Земле!
Хоровод «Мы на свет родились…»
3.Самоанализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по развитию эмоциональной сферы с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в город Настроения"
Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Страну Знаний»
Способствовать развитию фонематического слуха....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Путешествие со сказочными героями»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми средней группы с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Помогите Лунтику"
конспект ООД для детей средней группы, пояснительная записка к конспекту занятия, рецензия...
Аттестационное задание Организация интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе на тему: «Новый год в разных странах»
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год. Его с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся. Время празднования Нового года – это время во...
Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну Математики» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие»
Предлагаемая организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (математика) с детьми средней группы на тему: «Путешествие в сказку»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.Задачи:1. Обучающие:Учить умению соотносить цифру с количеством предметов;Учить умению ориентироваться на листе бумаги;Уч...