Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "По страницам истории" с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_stranitsam_istorii.2_-_kopiya.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

«По страницам истории»

г. Ртищево Саратовской области

Автор. Афанасьева Ольга Геннадьевна, воспитатель

первая квалификационная категория

МДОУ «Детский сад»№7 «Журавушка»

 

Вступительное слово.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.  

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь, и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

Я считаю, что актуальность этой темы, не вызывает сомнений.

К. Минин и Д. Пожарский – подлинно народные герои, спасители Отечества, которых мы все обязаны знать, помнить и свято чтить! Почему? Да потому, что в то время, недаром называемое Смутным, когда под большим вопросом  было само существование Русского государства, нашлись люди, не оставшиеся безучастными к судьбе страны, готовые отдать последнее, пожертвовать всем, даже жизнью, чтобы спасти Родину. Они не преследовали корыстные интересы, а боролись с общим врагом, общей бедой, за свободу нашей Отчизны. И потому выстояли и победили! Многонациональный российский народ не раз вместе, сообща, совершал великие дела, преодолевал самые страшные невзгоды, сплотив силы, громил сильнейшего врага. Так было в Смутное время в 1612г., в Великую Отечественную войну. Есть известное выражение: «Пока мы едины – мы непобедимы»

Великая Отечественная война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительное важное место в судьбе каждого из нас.                          Подрастающее поколение в наше время – наиболее продуктивная социальная группа, способная  «впитывать» нечто новое и воспринять то, чего ранее не существовало. И наша задача в этом плане – не дать подрастающему поколению забыть этот великий и трудный период в истории страны, оградить подрастающее поколение  от попыток подмены исторических фактов, предоставить им возможность узнать подлинную историю героического сопротивления нашего народа.

Хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И, благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

В старшей группе №11 был реализован проект «Наша слава и наша память».                                                                             Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс ООД, проведенного в рамках данного проекта.

Организованная образовательная деятельность                                                                             с детьми  подготовительной гр. №11 «По страницам истории».

Цель: Расширить и обобщить знания детей об истории нашей страны, о людях, защищавших нашу Родину от врага.

Задачи.

- Продолжать знакомить детей с историей своей Родины, с её памятными датами.

- Вызвать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны, о героическом прошлом нашего народа,о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г., о значимости Дня Победы.

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы.
- Развивать
 у детей память, мышление, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением,                           принимать  участие в диалоге с воспитателем.

- Обогащать словарь детей.

- Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к защитникам Родины на основе  конкретных исторических фактов доступных детям, гордость за свой народ,  любовь к Родине.

- Формировать мнение о недопустимости повторения войны.                                                                 Образовательная область: « Познавательное развитие »                                                                                                                    Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»                                                        

Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;рассматривание  иллюстраций, открыток о ВОВ, о героях ВОВ;  заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о войне, прослушивание и пение военных песен,  изготовление детьми и родителями поделок,  рисование рисунков на военную тему;  просмотр видеофильмов, мультфильмов о ВОВ; организация выставки игрушек военной техники, тематической  выставки книг в книжном уголке; оформление стенда в группе, посвященного Дню Победы в ВОВ.

Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись песен  «Священная война», «В землянке», «Журавли», «День Победы», мультимедийное оборудование, атрибуты для инсценировок.

1.Детям предлагается диафильм о мальчише – кибальчише (на фоне песни «Товарищ Правда»)- Ребята, вам знакома эта сказка?                                                                                                                             - Как она называется? (сказка о военной тайне, о мальчише – кибальчише и его твердом слове)                                                                                                                                                                                                                                  - Удалось ли врагам  разгадать военную тайну?- «Что же это за страна, в которой даже малыши знают военную тайну и так крепко держат свое твердое слово?»

- Ребята, а вы хотите разгадать эту военную тайну?

- У времени есть своя память  - история. Сейчас,  я  приглашаю вас в путешествие по страницам истории.

2.- Напомните, в какой стране мы с вами живем? ( Мы живем в России)                                                          - Россия –  это наша Родина, которую мы любим и которой гордимся.- Войны преследуют человечество на протяжении всей истории.                                                                                                                                      – Не всегда народы России жили в мире.

Давным – давно, когда вас еще не было на свете, жили на Руси люди. Жили дружно, растили детей, выращивали хлеб в поле. Они очень  любили свою Родину. Все у них было хорошо, да только беда постучалась в их дома. Напали на Русь иноземные враги. И началось в русском государстве страшное время - смутное.  

Слайд 1.- Давайте послушаем, что же было в те давние времена.          
Инсценировка.Было это 400 лет тому назад.                                                                                                       1 ребенок - «Слышали, слышали, Москву захватили враги! По всей русской земле разъезжают вражеские военные отряды, грабят, обижают мирных граждан!»                                                                                                                                          2 ребенок - «Да, да! Сжигают города, села, топчут наши посевы, разоряют Матушку Русь!»  

3 ребенок  – «Нет в России армии, которая защитит нас от ненавистных врагов. Что же нам делать? Как быть?»                                                                      

4.ребенок – «Не в обычаях русского народа стоять на коленях перед врагом!»                                                                                                                                             -  И тогда осенью в старинном русском городе Нижний  Новгород, что стоит на Волге,  купец Кузьма Минин на городской площади обратился к народу с призывом.                                                                                                               Ребенок (Минин): «Друзья и братья! Русь святая гибнет. Пришла пора помочь родимой Руси. Спасем нашу милую Родину! Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, что имеем. Соберем войско для борьбы с врагом»  

- На что Нижегородцы ответили:                                                                                               Дети: «Защитим Россию! Отстоим Русь Святую!»      

Слайд 2.– И сплотился весь народ.  Богатые приносили свое имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско (народное ополчение)                                                                - Кому К. Минин предложил возглавить войско? (князю Д. Пожарскому).

  - Храбрый и честный князь Д. Пожарский  был одним  из лучших военачальников того времени.                                                                                                                            

– Каким вы видите здесь Пожарского?                                                                                               (Здесь Пожарский  воин – на голове у него шлем, одет в кольчугу, держит щит)

Слайд 3.

- Минин и Пожарский привели войско к Москве.Начались упорные, жестокие бои за столицу. – Как сражались русские воины? (Русские воины храбро и мужественно сражались,не жалея своей жизни). - И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было разбито.– Когда это произошло?   (4 ноября)Так,  народная армия, во главе с Мининым и Пожарским, освободили  Москву от  врагов, а вскоре и всю Русскую землю.                                                                                                                                                  День освобождения Москвы от захватчиковтеперь празднуют как День народного единства.   - Так почему же была одержана победа в то давнее время? (весь народ сплотился,  объединился на борьбу с врагом; русские воины храбро и мужественно сражались и освободили  Россию от врага)                                                                                    

- С тех пор прошли века. И всё бы хорошо, но снова над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

 –  На рассвете, 22 июня 1945г.,  когда все люди мирно спали,  без объявления войны  напали на нашу страну  фашистские захватчики. Беда пришла на нашу землю. Началась ВОВ.                                                                                                                                

Слайд 4.

- Враги хотели захватить наши земли, поставить на колени русских людей.  Но на защиту своего Отечества  встал весь наш народ, от мала до велика.                                                                                                                                               - В те грозные дниначала Великой Отечественной войны словно клятва Родине звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

- Почему  эта война называется Великая Отечественная? (Великая – потому,  что в этой войне участвовало много людей.Отечественная -  потому,  что русские люди сражались на своей родной земле, за свое Отечество).

- Какими словами  можно  описать эту войну? (Страшная, жестокая, беспощадная).

Слайд 5.

- Основные боевые действия проходили на фронте. Все мужчины стали в ряды  Советской Армии.  Наши солдаты шли на смертный бой,  храбро сражались за нашу Родину, не жалея жизни.                                                                                                                                                

Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Инсценировка «Мы тоже воины»(по стихотворению С. Михалкова «Мы тоже воины»)
Связист  (ребенок сидит на стуле, на голове наушники, в руках микрофон или телефон).                                                                                                                                            - Алло, Звезда? Я – Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого)                

 Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
                                                                                                                    Моряк (смотрит в бинокль на небо)                                                                                                                     - На горизонте самолет.
По курсу – полный ход вперед!  Готовься к бою, экипаж!  

 Отставить! – истребитель наш.
Летчик  (рассматривает карту на планшете)                                                                                                         - Пехота здесь, а танки тут,                                                                                                                                    Лететь до цели семь минут.                        
Автоматчик (ходит, в руках автомат).                      

- Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.   Врага повсюду мы найдем!                                                                                                                                      

Сценка «Отдых после боя»                                                                                                (Подпесню «Землянка»  у костра кто-то чистит  автомат, кто-то пишет письмо, кто-то лежит на боку, подперев голову рукой, смотрит на огонь.)                                                                                                          - Трудно было бойцам на фронте, но после тяжелого боя, в минуты редкого отдыха, сидя у костра, вспоминали они своих родных и любимых.

Игра «Звезда» - Ребята, какими  качествами должен обладать наш воин – защитник? (Дети  становятся в круг и передают звезду, называют  качества воина - смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый)

 - Не только мужчины сражались за нашу Родину, но и женщины.                                                                                                                                  - Расскажите, что делали женщины на фронте?  (они были  врачами, медсестрами в госпиталях, были летчицами,  разведчицами, снайперами.)                                                                                               -  А сколько героических подвигов было совершено  детьми во время войны! У них не было времени на детство.Наравне с взрослыми дети терпели лишения, рисковали собственными жизнями, защищая свою  Родину.                                                                                                                                                                                                                                      Расскажите, что делали дети на фронте? (помогали взрослым в госпиталях,  были разведчиками и партизанами, помогали рыть окопы)                                                                                                                                                                                                                                                                
- За Победу  над фашизмом боролись не только те, кто участвовал в боях на фронте, но и те, кому довелось быть в тылу, кто своим нелегким трудом  приближал Победу. Это в основном были женщины, старики и дети.  

Слайд 6

«Все для фронта! Все для победы!»  

 - Женщины копали противотанковые рвы и траншеи, таскали мешки с песком и перекрывали все улицы, чтобы не пропустить врага, шили одежду для воинов, трудились на заводах и фабриках, изготавливали снаряды, военную технику, работали в поле, выращивали хлеб.
Ребенок:
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты.
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,                                                                                                  И пушки, и конечно провиант.                                                                            

Слайд 7.

- В тяжкое для страны время, наравне с взрослыми, мальчишки и девчонки, чуть постарше вас, сутками стояли у станков, изготавливали  оружие, боеприпасы, снаряды для фронта.                                                                                                                                                                                                        Часто голодали и недосыпали. Им  тоже было очень тяжело. Без оружия и снарядов солдаты не смогли бы противостоять врагу.

1.Ребёнок:                                                                                                                                            Война. Страшней нет ничего на свете,                                                                                                                                                                                                                           «Для фронта всё!» – девиз страны таков,                                                                                                                                                                                            Трудились все: и взрослые, и дети.                                                                                                             В полях и у мартенов, у станков.

2.Ребёнок:    

Станки «малолетки», как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

3.Ребёнок:    

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

 Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

- Долгих 4 года вся наша страна героически боролась с фашизмом.  И вот, наконец, настал тот долгожданный день, когда наши бойцы разгромили врага, прогнали его с наших земель и освободили нашу страну.

Слайд 8.

- Кто помнит, когда закончилась ВОВ?   (ответы детей)

- Да, Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года, когда наши солдаты водрузили наш советский  флаг над зданием рейхстага в Берлине.

- С того дня, каждый год 9 мая,  вся наша огромная страна отмечает праздник Победы                    (Песня «День Победы»)

- Как вы думаете, это радостный или грустный праздник?  (И радостный и грустный: радостный – закончилась война, наш народ победил,  грустный – много людей погибло в этой войне)                      

- Много защитников Отечества погибло в той войне. Мы  гордимся теми, кто отстоял честь и независимость нашей страны. Подвиг советских людей, вставших на защиту Родины, будет вечно жить в памяти нашего народа.                                                                                                                           (Песня «Журавли»)

-  Ребята, почему же наш народ, наша Советская Армия победила в той страшной войне?   (Наш народ сплотился на борьбу с врагом, проявил невиданный героизм, самоотверженность на фронте и в тылу)                                                                                                                                                                       3.Наше путешествие по страницам истории закончилось.                                                                       - Как вы считаете, что же это за военная тайна, которую не выдал мальчиш-кибальчиш врагам, и  которую они так и не  смогли разгадать?  ( надо сильно любить свою Родину,  в трудную, опасную минуту объединяться для борьбы с врагом,    мужественно и героически защищать свою Родину.

-  Победу нашему народу, во всех войнах,  помогли одержать  огромная любовь к своей Родине, своему Отечеству,  сила духа и единение всего нашего народа.  

 Акция «Мы едины».-  Слово «война»  - это доброе слово?   (война - страшное слово,  война – это горе,  разруха, смерть).                                                                                                                                                                    -  Назовите противоположное слово к слову « война» (мир)  
- Ребята, что же  означает слово « мир»?   (когда все люди на Земле дружат, никогда не ссорятся, уважают друг друга,  когда нет войны).                                                                                                          - Мир на планете – это согласие, это дружба между народами. Давайте мы с вами встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Это будет означать, что мы  вместе, мы едины, а значит непобедимы!                                                                                                    

Да» - скажем миру!    
«Нет» - войне!      
Пусть будет мир на всей Земле!    

 Хоровод «Мы на свет родились…»                  

3.Самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по развитию эмоциональной сферы с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в город Настроения"

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы...

Аттестационное задание Организация интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе на тему: «Новый год в разных странах»

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год. Его с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся. Время празднования Нового года – это время во...

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну Математики» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие»

Предлагаемая организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (математика) с детьми средней группы на тему: «Путешествие в сказку»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.Задачи:1. Обучающие:Учить умению соотносить цифру с количеством предметов;Учить умению ориентироваться на листе бумаги;Уч...