Кейс. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Лалаян Светлана Анатольевна

Социально – нравственное воспитание вопрос сложный. Оно подразумевает под собой некие правила и нормы поведения, которые необходимо соблюдать. Воспитывая ребенка родители, должны понимать и помнить, что они являются образцом поведения в различных жизненных ситуациях, особенно к бабушкам и дедушкам, нашим прародителям. Почему? Все просто после родителей, самыми близкими людьми являются именно бабушки и дедушки.  И то, какое отношение будут видеть дети от родителей к прародителям, может стать моделью поведения в будущем самих детей и не всегда оно может быть положительным.

Лев Николаевич Толстой в своей сказке «Старый дед и внучек» очень хорошо показывает, что в результате не уважительного отношения, к дедушке которое видит ребенок, родителей может ожидать одинокая старость. Но также он показывает нам и то, что всегда есть возможность все исправить.

Не только родители, но и педагоги занимаются социально - нравственным и социально – коммуникативным воспитанием детей.

В данном кейсе предложены не которые ситуации и их решения, которые могут помочить родителям и педагогам в вопросе социально – нравственного и социально - коммуникативного воспитания.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_statya.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Лалаян С. А. 

Кейс. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Аннотация

Социально – нравственное воспитание вопрос сложный. Оно подразумевает под собой некие правила и нормы поведения, которые необходимо соблюдать. Воспитывая ребенка родители, должны понимать и помнить, что они являются образцом поведения в различных жизненных ситуациях, особенно к бабушкам и дедушкам, нашим прародителям. Почему? Все просто после родителей, самыми близкими людьми являются именно бабушки и дедушки.  И то, какое отношение будут видеть дети от родителей к прародителям, может стать моделью поведения в будущем самих детей и не всегда оно может быть положительным.

Лев Николаевич Толстой в своей сказке «Старый дед и внучек» очень хорошо показывает, что в результате не уважительного отношения, к дедушке которое видит ребенок, родителей может ожидать одинокая старость. Но также он показывает нам и то, что всегда есть возможность все исправить.

Не только родители, но и педагоги занимаются социально - нравственным и социально – коммуникативным воспитанием детей.

В данном кейсе предложены не которые ситуации и их решения, которые могут помочить родителям и педагогам в вопросе социально – нравственного и социально - коммуникативного воспитания.

Ключевые слова

Кейс, социально – коммуникативное воспитание, ситуация, родители, прародители, сказка.

       

Кейс

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.

- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают.

Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.

Постановка задачи

  1. Имеет ли место в описанной ситуации социализации ребенка педагогические ошибки взрослого?
  2. Анализ возможных результатов подобного процесса социально-коммуникативного развития детей.
  3. О чем необходимо помнить в общении с ребенком?
  4. Рекомендации родителям по воспитанию уважительного отношения у детей к старшему поколению и духовно-нравственному развитию.
  1. Имеет ли место в описанной ситуации социализации ребенка педагогические ошибки взрослого?

Рассматривая данную ситуацию, мы можем говорить о том, что в ней присутствуют педагогические ошибки взрослого.

Маме не стоило показывать при Вике свое отношение к бабушке ребенка.

  1. Анализ возможных результатов подобного процесса социально-коммуникативного развития детей.

В подобной ситуации в дальнейшем события могут развиваться по-разному:

  1. Девочка и дальше будет продолжать себя так вести с бабушкой, копируя поведение мамы.
  2. Поведение девочки может, поменяется при условии, если мама пересмотрит свое отношение к бабушке хотя бы в присутствии дочери.
  3. Самый не благоприятный прогноз в этой ситуации, это то, что Вика такое поведение будет переносить и на остальных людей в своем окружении. Не делая различий между ними. И однажды ее мама окажется в таком же положении, что и бабушка Вики, то есть дочь будет относиться к ней, так же как и она к бабушке.
  1. О чем необходимо помнить в общении с ребенком?

Общаясь с ребенком взрослым необходимо помнить о том, что они могут дать ребенку не только положительную, но и отрицательную модель поведения и общения в обществе.

В общении с ребенком не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста как губки впитывают в себя все что видят и слышат.  Прививая ребенку культуру общения надо помнить о том, что личный пример остается самым надежным и лучшим способом обучения детей дошкольного возраста.

Рекомендации родителям по уважительному отношению к дедушкам и бабушкам.

  • В разговоре с дедушками и бабушками старайтесь не показывать свое раздражение или не довольство. Помните о том, что ребенок может оказаться рядом.
  • Показывайте своим примером уважительное отношение к прародителям, говорите о том, как они вам дороги, говорите им слова благодарности.
  • Устраивайте совместные прогулки в парках, скверах это подарить детям положительные эмоции.
  • Поощряйте желание ребенка помочь бабушке или дедушке.
  • Учите чадо проявлять доброту к старшим, сопереживать.
  • В формировании чувства уважения к старшим, проявление доброты хорошим помощником послужат сказки. («Аленький цветочек», «Старый отец», «Красная шапочка» и т.д.)
  • Находясь вдалеке от своих родителей, не оставляйте их без внимания, звоните, справляйтесь о их здоровье, посылайте поздравительные открытки. Этим вы показываете детям, что, не смотря на расстояния нельзя забывать о них.

Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.

  • Если Вы хотите вырастить ребенка патриотами, достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.
  • Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Старайтесь знакомить ребенка с культурными ценностями и традициями страны: посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребенок сохранит интерес к ним и в подростковом возрасте, и в юношеском.
  • Научитесь радоваться каждому дню и видеть хорошее - Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.
  • Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  • Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с хорошей стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Не проявляй инициативу!» и т.д.
  • Смотрите с ним передачу, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой Вы живете, оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Развивайте эмоциональную сферу ребенка: «жалейте» персонажей, которые испытывают боль, грусть, а также радуйтесь с ним за положительных героев – пусть ребенок не будет равнодушным к окружающим.
  • И самое главное: будьте образцом нравственного поведения для ребенка.

Рекомендации для родителей

«Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы:

  • Ведите себя корректно и деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
  • Никогда не оскорбляйте человеческое достоинство своего ребенка, не говорите при нем грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физическое наказание.
  • Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а поощряйте самостоятельность Вашего ребенка.
  • Предъявляйте к детям единые требования и даже если кто-то из Вашей семьи не согласен с замечанием другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
  • Уважайте ребенка, исключите выражения: «Ты еще мал», «Ты этого еще не понимаешь», «Тебе еще рано».
  • Предъявляя к ребенку какие-либо требования, предъявляйте их к самому себе; не забывайте говорить ребенку и окружающим: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Спасибо за помощь».
  • Ставя запрет или ограничения, необходимо объяснить ребенку почему это делать не следует.
  • Правила культурного поведения, прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
  1. Вариант решения кейса.

Ситуация.

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.

- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают.

Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.

Решение.

Что в этой ситуации привлекает наше внимание, несомненно поведение Вики. В этой ситуации девочка в маме видит авторитетный пример для подражания. Она всячески старается походить на свою любимую маму. Копируя поведение мамы, девочка слышит от окружающих её людей, что она вся в нее и ей это очень льстит, и она еще сильнее старается быть похожей на маму, перенимая ее манеру разговора и поведения.

Вика не думает, а почему мама так говорит, она просто ее копирует и не осознанно причиняет душевную боль бабушке. По сути дети — это наше зеркальное отражение они отражают поведение взрослых, настроение, речь, стараются передать эмоции и интонации.

        «Играя роль» мамы Вика старается передать точное поведение и отношение её к окружающим. В хорошем или в плохом настроение прибывает мама, Вика, точно её копирует.

        Так же в этой ситуации можно говорить о том, что у самой мамы уже есть некая модель поведения, которую она переняла от своей матери. И не сознательно передает ее дочери, не показывая ребенку, что может быть по-другому, не потому что не хочет, а потому что для мамы это поведение является нормой.

        Воспитывая своего ребенка, родители должны помнить и понимать, что воспитание заключается не только в том, чтобы научить ребенка держать правильно ложку или говорить «волшебные слова», но и поведение, и отношение его к окружающим. Ежедневно, ежеминутно ребенок учится у взрослого как себя вести, в той или иной ситуации, перенимает его манеру поведения или общения.

        Для ребенка родитель является источником знаний и все что он делает, является правильным.

        Идя домой из садика, мама и ее дочь Лиза (6 лет) видят, как бабушка старается собрать упавшие продукты из порвавшегося пакета, у нее не получается так как руки заняты, она держит сумку. Мимо женщины проходит молодой человек, не обращая на нее внимания. Подойдя к бабушке, мама девочки предложила ей свою помощь. Собрала продукты в пакет и связала порванные ручки пакета, женщина поблагодарила маму Лизы, и они разошлись. Придя домой, Лиза сказала маме: «Мы сегодня сделали “Доброе сердце” и “Хлебный голос”» (в детском саду детям воспитатель читал рассказ о «Хлебном голосе» - добрых поступках и отношении к другим людям).

        В приведенном примере, так же, как и первой ситуации, мама своим личным примером показывает ребенку отношение к пожилому человеку, не зависимо является он родным или просто прохожим.

        Воспитывая детей, каждый родитель должен всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно. Как гласит народная мудрость «Что посеешь, то и пожнешь!»

        Родителское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый 

главный метод воспитания! [2]

Кейс 2.

На позитивной социализации детей благотворно сказывается сказка. Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Ребенок присваивает творческий опыт человечества.

Описание профессиональной ситуации

  • Какими способами педагог может вводить сказку в контекст социально-коммуникативного развития?
  • На примере конкретной сказки опишите алгоритм ее использования в решении задач социально- коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.

Напишите Ваш вариант решения кейс - задания. 

Какими способами педагог может вводить сказку в контекст

социально-коммуникативного развития?

  • Через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения. Происходит приобщение к сказочно эмоциональной культуре народа. [3]
  • Через создание сказочного образ, где происходит его преобразование на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.) [4]

Алгоритм использования сказки в решении задач социально - коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.

        На примере сказки «Волк и семеро козлят» рассмотрим, как мы можем ее использовать для решения задач социально - коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.

        Посредствам приведенной сказки воспитатель может объяснить детям, что открывать дверь или заговаривать с незнакомыми людьми, очень опасна. Так же на примере мамы – Козы педагогу удобно показать эмоциональное переживание мамы, когда она не находит своих деток. Выстраивая алгоритм работы можно и нужно использовать демонстрационные картинки.

Алгоритм может быть такой:

  •  Мама, уходя из дома, говорит детям, что бы они никому дверь не открывали. Потому что может прийти незнакомый человек и сделать, что – то очень нехорошее.
  • Волк (незнакомец) видит, как мама – Коза уходит из дома. Что он хочет сделать, украсть ее козлят, навредить им.
  • Волк (незнакомец) приходит к козлятам и всячески хочет их обхитрить, чтобы попасть в дом.  Он не один раз приходил к домику и каждый раз придумывал новую хитрость, что бы в него попасть
  • В какой – то момент ему это удается, и он похищает всех козлят. То есть, что козлята сделали, открыли Волку деверь.
  • Что происходит по возвращению домой, мама Коза не находит своих деток и очень расстраивается.  Очень важно здесь показать эмоциональное состояние мамы, как ей плохо, как она боится не найти своих детей.
  • подводя итог говорить детям о том, что сказка закончилась хорошо и мама нашла своих деток, но могло быть и по-другому. Предложить детям придумать другой конец сказки, спросить деток какие чувство вызовет не хороший конец сказки. Какой коней им нравится больше и почему.

        Так же для закрепления можно проиграть сказку с разным финалом, а также вместе с детками придумать несколько правил, таких как:

  • Играя на площадке не уходить далеко от родителей;
  • Не заговаривать с людьми, которых не знаешь; (ели находишься на игровой площадке)
  • не открывать незнакомцам двери квартиры кем бы, они не представились;
  • придумать с ребенком секретный слово, которое знали бы только мама и ребенок.

В данном примере воспитательно – образовательная задача заключается в то что бы научить детей не доверять незнакомым людям, слушать родителей, самое главное доверять родителям.

Конечно, мы не можем оградить наших детей от всего на свете, и на их пути буду встречаться не хорошие люди, и они будут совершать ошибки. Но что есть ошибки – это опыт который мы получаем от жизни, и которым впоследствии пользуемся. Ребенок, который схватился за горячий чайник, получил некий опыт, который в дальнейшем не даст ему повторить подобное, потому что было горячо, а потом больно он этом помнит и не сделает так больше.

Воспитатель никак не может успокоить двух разбаловшихся мальчишек и кода ей все - таки это удается, она рассказала историю про остров, на котором можно было делать, все что захочешь. На острове жили детки, которые делали все, так как им нравилось, и взрослых не было на этом острове. Детки баловались, дрались, ели только сладость и в один из дней превратились в осликов.  

Закончив свой рассказ, воспитатель обратила внимание на то, что не которые детки стали проверять, не появились ли у них уши длинные уши.

В данном примере воспитатель посредством истории из сказки про Пиноккио напоминает детям о том, как надо себя вести. Что нужно соблюдать правила поведения в коллективе, уважительно относиться к согруппникам, воспитателю.

Сказка воспитывает в детях не только умение слушать, сравнивать, сопоставлять, она так же развивает речь ребенка, мышление, внимание, память, воображение, эстетические чувства. Сказка помогает нам воспитывать в детях:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
  • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
  • Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.

Список использованной литературы:

  1. Каплан Л. И. Посеешь привычку пожнёшь характер Пособие для воспитателя детского сада Издание 2-Е, дополненное Москва «Просвещение» 1980 г.
  2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4 М.: Педагогика, 1984 г. 
  3. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – М., 1990.
  4. Стрелкова Л. П. Эмоциональный словарь от А до Ай–яй–яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. – М., 1995.

© Лалаян С. А., 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

В статье дается понятие нравственность, социализация, приводятся примеры....

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы ...

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...