Кейс. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Социально – нравственное воспитание вопрос сложный. Оно подразумевает под собой некие правила и нормы поведения, которые необходимо соблюдать. Воспитывая ребенка родители, должны понимать и помнить, что они являются образцом поведения в различных жизненных ситуациях, особенно к бабушкам и дедушкам, нашим прародителям. Почему? Все просто после родителей, самыми близкими людьми являются именно бабушки и дедушки. И то, какое отношение будут видеть дети от родителей к прародителям, может стать моделью поведения в будущем самих детей и не всегда оно может быть положительным.
Лев Николаевич Толстой в своей сказке «Старый дед и внучек» очень хорошо показывает, что в результате не уважительного отношения, к дедушке которое видит ребенок, родителей может ожидать одинокая старость. Но также он показывает нам и то, что всегда есть возможность все исправить.
Не только родители, но и педагоги занимаются социально - нравственным и социально – коммуникативным воспитанием детей.
В данном кейсе предложены не которые ситуации и их решения, которые могут помочить родителям и педагогам в вопросе социально – нравственного и социально - коммуникативного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-_statya.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Лалаян С. А.
Кейс. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Аннотация
Социально – нравственное воспитание вопрос сложный. Оно подразумевает под собой некие правила и нормы поведения, которые необходимо соблюдать. Воспитывая ребенка родители, должны понимать и помнить, что они являются образцом поведения в различных жизненных ситуациях, особенно к бабушкам и дедушкам, нашим прародителям. Почему? Все просто после родителей, самыми близкими людьми являются именно бабушки и дедушки. И то, какое отношение будут видеть дети от родителей к прародителям, может стать моделью поведения в будущем самих детей и не всегда оно может быть положительным.
Лев Николаевич Толстой в своей сказке «Старый дед и внучек» очень хорошо показывает, что в результате не уважительного отношения, к дедушке которое видит ребенок, родителей может ожидать одинокая старость. Но также он показывает нам и то, что всегда есть возможность все исправить.
Не только родители, но и педагоги занимаются социально - нравственным и социально – коммуникативным воспитанием детей.
В данном кейсе предложены не которые ситуации и их решения, которые могут помочить родителям и педагогам в вопросе социально – нравственного и социально - коммуникативного воспитания.
Ключевые слова
Кейс, социально – коммуникативное воспитание, ситуация, родители, прародители, сказка.
Кейс
Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают.
Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
Постановка задачи
- Имеет ли место в описанной ситуации социализации ребенка педагогические ошибки взрослого?
- Анализ возможных результатов подобного процесса социально-коммуникативного развития детей.
- О чем необходимо помнить в общении с ребенком?
- Рекомендации родителям по воспитанию уважительного отношения у детей к старшему поколению и духовно-нравственному развитию.
- Имеет ли место в описанной ситуации социализации ребенка педагогические ошибки взрослого?
Рассматривая данную ситуацию, мы можем говорить о том, что в ней присутствуют педагогические ошибки взрослого.
Маме не стоило показывать при Вике свое отношение к бабушке ребенка.
- Анализ возможных результатов подобного процесса социально-коммуникативного развития детей.
В подобной ситуации в дальнейшем события могут развиваться по-разному:
- Девочка и дальше будет продолжать себя так вести с бабушкой, копируя поведение мамы.
- Поведение девочки может, поменяется при условии, если мама пересмотрит свое отношение к бабушке хотя бы в присутствии дочери.
- Самый не благоприятный прогноз в этой ситуации, это то, что Вика такое поведение будет переносить и на остальных людей в своем окружении. Не делая различий между ними. И однажды ее мама окажется в таком же положении, что и бабушка Вики, то есть дочь будет относиться к ней, так же как и она к бабушке.
- О чем необходимо помнить в общении с ребенком?
Общаясь с ребенком взрослым необходимо помнить о том, что они могут дать ребенку не только положительную, но и отрицательную модель поведения и общения в обществе.
В общении с ребенком не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста как губки впитывают в себя все что видят и слышат. Прививая ребенку культуру общения надо помнить о том, что личный пример остается самым надежным и лучшим способом обучения детей дошкольного возраста.
Рекомендации родителям по уважительному отношению к дедушкам и бабушкам.
- В разговоре с дедушками и бабушками старайтесь не показывать свое раздражение или не довольство. Помните о том, что ребенок может оказаться рядом.
- Показывайте своим примером уважительное отношение к прародителям, говорите о том, как они вам дороги, говорите им слова благодарности.
- Устраивайте совместные прогулки в парках, скверах это подарить детям положительные эмоции.
- Поощряйте желание ребенка помочь бабушке или дедушке.
- Учите чадо проявлять доброту к старшим, сопереживать.
- В формировании чувства уважения к старшим, проявление доброты хорошим помощником послужат сказки. («Аленький цветочек», «Старый отец», «Красная шапочка» и т.д.)
- Находясь вдалеке от своих родителей, не оставляйте их без внимания, звоните, справляйтесь о их здоровье, посылайте поздравительные открытки. Этим вы показываете детям, что, не смотря на расстояния нельзя забывать о них.
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей.
- Если Вы хотите вырастить ребенка патриотами, достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.
- Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Старайтесь знакомить ребенка с культурными ценностями и традициями страны: посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребенок сохранит интерес к ним и в подростковом возрасте, и в юношеском.
- Научитесь радоваться каждому дню и видеть хорошее - Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.
- Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с хорошей стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Не проявляй инициативу!» и т.д.
- Смотрите с ним передачу, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой Вы живете, оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Развивайте эмоциональную сферу ребенка: «жалейте» персонажей, которые испытывают боль, грусть, а также радуйтесь с ним за положительных героев – пусть ребенок не будет равнодушным к окружающим.
- И самое главное: будьте образцом нравственного поведения для ребенка.
Рекомендации для родителей
«Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы:
- Ведите себя корректно и деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
- Никогда не оскорбляйте человеческое достоинство своего ребенка, не говорите при нем грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физическое наказание.
- Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а поощряйте самостоятельность Вашего ребенка.
- Предъявляйте к детям единые требования и даже если кто-то из Вашей семьи не согласен с замечанием другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
- Уважайте ребенка, исключите выражения: «Ты еще мал», «Ты этого еще не понимаешь», «Тебе еще рано».
- Предъявляя к ребенку какие-либо требования, предъявляйте их к самому себе; не забывайте говорить ребенку и окружающим: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Спасибо за помощь».
- Ставя запрет или ограничения, необходимо объяснить ребенку почему это делать не следует.
- Правила культурного поведения, прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
- Вариант решения кейса.
Ситуация.
Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают.
Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
Решение.
Что в этой ситуации привлекает наше внимание, несомненно поведение Вики. В этой ситуации девочка в маме видит авторитетный пример для подражания. Она всячески старается походить на свою любимую маму. Копируя поведение мамы, девочка слышит от окружающих её людей, что она вся в нее и ей это очень льстит, и она еще сильнее старается быть похожей на маму, перенимая ее манеру разговора и поведения.
Вика не думает, а почему мама так говорит, она просто ее копирует и не осознанно причиняет душевную боль бабушке. По сути дети — это наше зеркальное отражение они отражают поведение взрослых, настроение, речь, стараются передать эмоции и интонации.
«Играя роль» мамы Вика старается передать точное поведение и отношение её к окружающим. В хорошем или в плохом настроение прибывает мама, Вика, точно её копирует.
Так же в этой ситуации можно говорить о том, что у самой мамы уже есть некая модель поведения, которую она переняла от своей матери. И не сознательно передает ее дочери, не показывая ребенку, что может быть по-другому, не потому что не хочет, а потому что для мамы это поведение является нормой.
Воспитывая своего ребенка, родители должны помнить и понимать, что воспитание заключается не только в том, чтобы научить ребенка держать правильно ложку или говорить «волшебные слова», но и поведение, и отношение его к окружающим. Ежедневно, ежеминутно ребенок учится у взрослого как себя вести, в той или иной ситуации, перенимает его манеру поведения или общения.
Для ребенка родитель является источником знаний и все что он делает, является правильным.
Идя домой из садика, мама и ее дочь Лиза (6 лет) видят, как бабушка старается собрать упавшие продукты из порвавшегося пакета, у нее не получается так как руки заняты, она держит сумку. Мимо женщины проходит молодой человек, не обращая на нее внимания. Подойдя к бабушке, мама девочки предложила ей свою помощь. Собрала продукты в пакет и связала порванные ручки пакета, женщина поблагодарила маму Лизы, и они разошлись. Придя домой, Лиза сказала маме: «Мы сегодня сделали “Доброе сердце” и “Хлебный голос”» (в детском саду детям воспитатель читал рассказ о «Хлебном голосе» - добрых поступках и отношении к другим людям).
В приведенном примере, так же, как и первой ситуации, мама своим личным примером показывает ребенку отношение к пожилому человеку, не зависимо является он родным или просто прохожим.
Воспитывая детей, каждый родитель должен всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно. Как гласит народная мудрость «Что посеешь, то и пожнешь!»
Родителское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый
главный метод воспитания! [2]
Кейс 2.
На позитивной социализации детей благотворно сказывается сказка. Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Ребенок присваивает творческий опыт человечества.
Описание профессиональной ситуации
- Какими способами педагог может вводить сказку в контекст социально-коммуникативного развития?
- На примере конкретной сказки опишите алгоритм ее использования в решении задач социально- коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
Напишите Ваш вариант решения кейс - задания.
Какими способами педагог может вводить сказку в контекст
социально-коммуникативного развития?
- Через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения. Происходит приобщение к сказочно эмоциональной культуре народа. [3]
- Через создание сказочного образ, где происходит его преобразование на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.) [4]
Алгоритм использования сказки в решении задач социально - коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
На примере сказки «Волк и семеро козлят» рассмотрим, как мы можем ее использовать для решения задач социально - коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
Посредствам приведенной сказки воспитатель может объяснить детям, что открывать дверь или заговаривать с незнакомыми людьми, очень опасна. Так же на примере мамы – Козы педагогу удобно показать эмоциональное переживание мамы, когда она не находит своих деток. Выстраивая алгоритм работы можно и нужно использовать демонстрационные картинки.
Алгоритм может быть такой:
- Мама, уходя из дома, говорит детям, что бы они никому дверь не открывали. Потому что может прийти незнакомый человек и сделать, что – то очень нехорошее.
- Волк (незнакомец) видит, как мама – Коза уходит из дома. Что он хочет сделать, украсть ее козлят, навредить им.
- Волк (незнакомец) приходит к козлятам и всячески хочет их обхитрить, чтобы попасть в дом. Он не один раз приходил к домику и каждый раз придумывал новую хитрость, что бы в него попасть
- В какой – то момент ему это удается, и он похищает всех козлят. То есть, что козлята сделали, открыли Волку деверь.
- Что происходит по возвращению домой, мама Коза не находит своих деток и очень расстраивается. Очень важно здесь показать эмоциональное состояние мамы, как ей плохо, как она боится не найти своих детей.
- подводя итог говорить детям о том, что сказка закончилась хорошо и мама нашла своих деток, но могло быть и по-другому. Предложить детям придумать другой конец сказки, спросить деток какие чувство вызовет не хороший конец сказки. Какой коней им нравится больше и почему.
Так же для закрепления можно проиграть сказку с разным финалом, а также вместе с детками придумать несколько правил, таких как:
- Играя на площадке не уходить далеко от родителей;
- Не заговаривать с людьми, которых не знаешь; (ели находишься на игровой площадке)
- не открывать незнакомцам двери квартиры кем бы, они не представились;
- придумать с ребенком секретный слово, которое знали бы только мама и ребенок.
В данном примере воспитательно – образовательная задача заключается в то что бы научить детей не доверять незнакомым людям, слушать родителей, самое главное доверять родителям.
Конечно, мы не можем оградить наших детей от всего на свете, и на их пути буду встречаться не хорошие люди, и они будут совершать ошибки. Но что есть ошибки – это опыт который мы получаем от жизни, и которым впоследствии пользуемся. Ребенок, который схватился за горячий чайник, получил некий опыт, который в дальнейшем не даст ему повторить подобное, потому что было горячо, а потом больно он этом помнит и не сделает так больше.
Воспитатель никак не может успокоить двух разбаловшихся мальчишек и кода ей все - таки это удается, она рассказала историю про остров, на котором можно было делать, все что захочешь. На острове жили детки, которые делали все, так как им нравилось, и взрослых не было на этом острове. Детки баловались, дрались, ели только сладость и в один из дней превратились в осликов.
Закончив свой рассказ, воспитатель обратила внимание на то, что не которые детки стали проверять, не появились ли у них уши длинные уши.
В данном примере воспитатель посредством истории из сказки про Пиноккио напоминает детям о том, как надо себя вести. Что нужно соблюдать правила поведения в коллективе, уважительно относиться к согруппникам, воспитателю.
Сказка воспитывает в детях не только умение слушать, сравнивать, сопоставлять, она так же развивает речь ребенка, мышление, внимание, память, воображение, эстетические чувства. Сказка помогает нам воспитывать в детях:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
- Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
- Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.
Список использованной литературы:
- Каплан Л. И. Посеешь привычку пожнёшь характер Пособие для воспитателя детского сада Издание 2-Е, дополненное Москва «Просвещение» 1980 г.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4 М.: Педагогика, 1984 г.
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – М., 1990.
- Стрелкова Л. П. Эмоциональный словарь от А до Ай–яй–яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. – М., 1995.
© Лалаян С. А., 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
В статье дается понятие нравственность, социализация, приводятся примеры....
Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...
Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы ...
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...