ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал на тему
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennogo_vospitaniya_podras.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мораль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспитание». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация»,рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В результате социально-нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные аспекты социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Козловой, Г. Н. Годиной, А. М. Виноградовой, М. И. Богомоловой, Э. К.Сусловой, Д. В.Сергеевой. В 80-90-е гг. XX в. продолжали изучение проблемы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Г. Н. Гришина, О. В. Артамонова и др.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.
Механизм нравственного становления личности включает в себя следующие компоненты: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность - усвоение и воспроизведение определенных норм и правил поведения, нравственных ценностей, утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение ккачеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Задачи нравственного воспитания делятся на две группы. В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания (представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, привычек поведения). Вторая группа задач направлена на формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.
Содержание нравственного воспитания отражено в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». Традиционные блоки нравственного воспитания дошкольников: коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие. Современное отношение к выделенным блокам - воспитание счастливого ребенка. Счастье и любовь как ведущие принципы в содержании воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
laquo;Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР». Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельны...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.
Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую...
Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
- повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;-...
мастер класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.»
Мастер класс для педагогов с использованием игр и интересной теории...