Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
план-конспект урока по теме
Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и коллегами. Вот один из вариантов консультации для воспитателей я и предлагаю Вашему внимаю. Представленный материал даёт возможность воспитателям самостоятельно определять уровень социально-нравственного развития детей, а также правильно ставить задачи по данному направлению работы в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«ФАНТАЗЁРЫ» г Гремячинск.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ОЦЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Разработала и провела
воспитатель
Чернышева В.А.
Пермь, 2006.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е становиться социально компетентным.
Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.
Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка.
Зарубежные психологи, основываясь на изучении социальных характеристик дошкольников из семей с различными стилями воспитания, группируют их следующим образом:
- Авторитарные родители.
Преобладают силовые методы воспитания, подчинение, ограничение свободы. Родители во всём контролируют ребёнка, используют суровые дисциплинарные меры. Дети у таких родителей. Как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают страх и тревогу. Они практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.
- Разрешительно-попустительский стиль.
Родители не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются ограничить их поведение. Некоторые родители, относящиеся к данной группе, очень любят своих детей и именно поэтому не могут им ни в чём отказать. Другие позволяют делать детям всё, что хочется, тем самым, снимая с себя ответственность за них. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы сверх меры, импульсивны, агрессивны, их поведение порой абсурдно. Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии, что в свою очередь приводит к отвержению сверстниками.
- Стиль воспитания, построенный на авторитете родителей.
Родители направляют и контролируют деятельность своих детей в рациональной манере, используя обсуждения, убеждения и подкрепления. Они также используют жесткие меры контроля в случае неповиновения или плохого поведения ребёнка, тем не менее, не слишком ограничивая его. Такие родители знают потребности и интересы ребёнка и включают их в собственную систему воспитания.
В тех случаях, когда ребёнок большую часть времени находится в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники ДОУ. В одних случаях речь взрослых, в других – их пример оказывают влияние на формирование личности ребёнка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребёнок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой – в форме контроля за их поведением, который они часто осуществляют с помощью запретов или наказания.
В дошкольном возрасте ещё слабо развиты функции самоконтроля, поэтому для их социального развития большое значение имеет, какие средства и методы взрослые используют для контроля за поведением детей.
Американские психологи предлагают следующую классификацию тактик контроля за поведением ребёнка, осуществляемых взрослыми.
- Властный, дисциплинарный тип характеризуется физическими наказаниями, запретами и угрозами. Суровые физические наказания приводят к развитию агрессивности у ребёнка, который моделирует жестокое поведение своих родителей.
- Командному типу свойственны повелительные утверждения, приказы, которые, впрочем, не сопровождаются физическими наказаниями или угрозами их применения. Успешность такой тактики определяется тем, насколько авторитетен близкий взрослый для ребёнка.
- Тип – формирование у ребёнка Я-ориентированных положительных побуждений. В этом случае взрослый с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах, которые он ощутит в результате своего хорошего поведения.
- Контроль в форме совета, каким образом ребёнок должен сделать то, что от него требуется.
Однако успех этого метода зависит от того, насколько ребёнок уверен в правильности действий взрослого.
Сложности возникают тогда, когда стили воспитания родителей и педагогов вступают в противоречие. В таких случаях воспитателям надо быть предельно внимательными, отдавать себе отчёт в том, что ребёнка или сурово наказывают за любую провинность, или, наоборот, поощряют его на силовое решение вопроса.
Педагогам следует проанализировать тактику воспитания ребёнка в семье и собственную тактику по отношению к ребёнку. Педагог может, как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
В отечественных работах приводятся отличительные особенности общения с детьми воспитателей с авторитарными и демократическими тенденциями. Различия проявляются в формах предъявления требований, в модальности оценок.
Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний, у них негативные оценки преобладают над позитивными.
Воспитатели демократического типа чаще прибегают к мягким формам руководства (совет, предложение, просьба), у них больше позитивных оценок.
У воспитателей авторитарного типа значительный акцент делается на организационно-деловой (обучающей и дисциплинирующей) стороне педагогического процесса.
Демократические педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности; их обращения к детям направлены не только на результативность процесса обучения, и на поддерживание должного порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом у детей определённых нравственных качеств и черт характера.
Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребёнок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребёнок постоянно имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка. От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками проходит ряд этапов развития, каждый из которых имеет важное значение для развития психики ребёнка.
На какие же показатели ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребёнка-дошкольника? Естественно, что для детей разных возрастных групп эти показатели будут разные.
В 3-4 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или совместно с ним, пользуются его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание. обращаются ко взрослому по имени отечеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе. Соблюдаются элементарные правила поведения, ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о доброте и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формируются сведения о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.
В 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).
Как определить уровень социального развития дошкольника
в условиях детского сада?
Используя перечисленные выше показатели можно в условиях детского сада оценить, как происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду.
Определить уровень социального развития дошкольника можно используя таблицы (см. приложение)
Как способствовать социальному развитию дошкольника?
- Поддержание дисциплины – процесса научения. Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.
- Поощрения.
- Личный пример.
- Беседа.
- Проблемные ситуации.
- Игра.
- Совместная деятельность.
- Ситуации из жизни.
- Чтение художественных произведений.
- Не заострение внимания на плохих поступках детей.
- Доброжелательное отношение к детям.
- Прогулки.
- Встречи с прекрасным.
Приложение.
Обобщенная схема наблюдений в группе и оценки социального развития ребёнка в группе детского сада.
Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность. | Свободная игра. |
Р-р | Р-в | Р-с | Р-в | Р-с | Р-в | Р-с |
Идёт на контакт. |
Откликается на просьбы и замечания. |
Действует сообща. |
Принимает помощь |
Устанавливает дружеские отношения |
Действует под руководством. |
Действует самостоятельно |
Проявляет инициативу. |
Контролирует своё поведение |
Конфликтует. |
Улаживает разногласия. |
Признаёт правила. |
Сочувствует |
Подчиняет свои интересы интересам других |
Соблюдает очередь. |
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Р-р – взаимодействие ребёнок-ребёнок, Р-в – взаимодействие ребёнок воспитатель, Р-с – взаимодействие ребёнок-сверстник.
- По 5 баллой шкале оцениваем: 5-часто, 4- как правило, 3 – иногда, 2 –редко, 1 никогда.
Приложение 2.
Индивидуальный профиль социального развития ребёнка.
Ф.И реб______________________________
Возраст___________
Утверждения | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | Утверждения |
Легко идёт на контакт со сверстниками | Избегает контакта со взрослыми. |
Откликается на просьбы взрослых. | Не реагирует на просьбы взрослых. |
С удовольствием действует со взрослыми сообща. | Не любит действовать со взрослыми сообща. |
Успешно действует под руководством взрослого. | Не умеет действовать под руководством взрослого. |
Часто принимает помощь взрослого | Не принимает помощь взрослого. |
Часто взаимодействует со сверстниками. | Избегает взаимодействия со сверстниками. |
Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре. Проявляет качества лидера. | С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками. |
Хорошо чувствует себя в большой группе детей. | Не участвует в коллективной игре. |
Спокойно наблюдает за действиями других детей. | Предпочитает подчиняться другим. |
Умеет занимать других детей | Не любит большие группы детей. |
Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми. | Прерывает, мешает действиями других детей. |
Успешно разрешает конфликты со сверстниками. | Не умеет занимать других детей. |
Хорошо действует самостоятельно. | Не участвует в играх, предложенных другими детьми. |
Может занять себя сам. | Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками. |
Умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение. | Не может действовать самостоятельно. Не может занять себя, контролировать своё поведение. |
Способен жертвовать своими интересами ради других. | Ориентирован только на свои непосредственные интересы. |
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам. | Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам. |
Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду. | Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду. |
Признаёт правила, предложенные взрослыми. | Не признаёт правил, предложенные взрослыми. |
Признаёт правила, предложенные другими детьми. | Не признаёт правила, предложенные другими детьми. |
Приложение 3.
Усвоение социальной информации ребёнком –дошкольником.
Ф. И реб__________________________ возраст___________
Начало года | Конец года. |
Н – не обнаруживает. О – обнаруживает. Ч – часто обнаруживает. |
Знание структуры, традиций, праздников своей семьи, домашнего обихода и т.д. |
Знание структуры других семей, их распорядка, праздников и т.д. |
Знание о жизни (местах и людях) за пределами детского сада. |
Знание общества за пределами дома и детского сада. |
Знание детской литературы, ТВ-передач. |
Обширный словарный запас. |
Знание правильной речи. |
Способность использовать полученную информацию на свой лад. |
Знание видов трудовой деятельности взрослых. |
Используемая литература.
- Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стёркиной. – М, 1990
- Степанова Г Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада /Дошкольное воспитание 1999 № 10
- Степанова Г. Эмоциональное состояния ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада /Дошкольное воспитание, 1998, № 5
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО."
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях"
Консультация поможет воспитателям объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины....
консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"
Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном го...
Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...