Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по теме
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16 «Дюймовочка»
города Губкина Белгородской области
воспитатель МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №16 «Дюймовочка»
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ. При этом основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Задачи социально – нравственного воспитания решаются в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности, т.е. специфических видах деятельности детей дошкольного возраста.
Социальное воспитание дошкольников также рассматривается на основе приобщения детей к культурно – историческим традициям. Культурно – исторические традиции – это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. – все то, чем наполнена культурно – историческая среда.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать эту работу, должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь. Родной край неповторим в своей природе, людях и их труде, достопримечательностях, замечательном народном творчестве. Соответствующий материал позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, край - он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Хранилищами истории – являются музеи. Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует «образованию души».
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном формируется с раннего детства.
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию.
Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие речи и расширения словарного запаса;
- воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- воспитание культуры поведения.
Для решения вышеперечисленных задач в детских садах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.
Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей Земле! Тем более Белгородчина имеет давнюю и чрезвычайно интересную историю культуры: здесь жили и творили многие знаменитые музыканты, театральные деятели, писатели, художники, чьё творчество вошло в сокровищницу русского искусства. Из поколения в поколение белгородцы передают уважительное отношение к прошлому. Всего музейная сеть области представлена 31 государственным и муниципальным музеями и 102 общественными учреждениями этого типа и имеет тенденцию к увеличению количества музеев, к обновлению экспозиций. Большинство музеев являются комплексными, в которых представлены и следующие профили: литературные, художественные, исторические. В музейных коллекциях насчитывается около более 200 тыс. единиц основного фонда: археологические памятники, персональные, этнографические коллекции, фонды редкой книги, и декоративно-прикладного искусства.
Список литературы:
1. Воспитание историей: Методические рекомендации в помощь музеям. - Белгород, 1989.
2. Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. — М., 1997.
3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб; Детство – Пресс, 1998.
5. Белгородоведение. / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, 2002.
6. Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Дети в музее...
Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...
«Детское волонтерство как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Детское волонтерство – это новая форма общения в социальном окружении, разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников - младшим....