Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
статья на тему
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.
«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.А. Олефир, Т.Н. Дегтяренко
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, которую в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». С другой стороны «мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».
Данные философские определения позволяют определить роль морали как теоретической основы нравственного воспитания человека, а нормы морали – как объективные требования к поведению людей в обществе.
Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».
Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.
К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.
При этом ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
Социально-нравственное воспитание, как вид работы педагога, включает понятие социализация и понятие нравственность. При этом под социализацией понимается процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в окружающем его обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного ребенка в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. При этом немаловажное значение имеет то, что ребенок не просто, что-то знает и умеет, но и умело применяет свои знания на практике, активно включается в социальную среду.
Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики.
Таким образом, центральным стержнем данных понятий является конкретный ребенок, его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды.
При этом объективные требования к поведению дошкольника в окружающем его обществе, соотнесение личных и общественных интересов в возникающих конкретных ситуациях не являются врожденными. Данные формы общественного сознания усваиваются ребенком в процессе взаимоотношений с окружающими его людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того как его они воспринимают, от социальной среды в которой он живет. Немаловажную роль в данном вопросе также играют общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социально-экономические факторы.
В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому педагог должен конкретизировать нормы морали для понимания ребенком их смысла и формирования опыта совершения поступков, соответствующих данным нормам морали.
Занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях педагог обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.
В современных условиях невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, подкрепленные силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог обязан четко разграничивать понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.
Многочисленными исследованиями Р.С. Буре, А.Н. Леонтьевой, Г.С. Якобсона, В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для его социально - нравственного развития. Именно в этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.
Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их значимости.
Однако у многих детей даже старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. При этом дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свои поступки и свое поведение как социально значимое.
В современных условиях организация воспитателем педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, предусматривающей их тесное взаимодействие и учитывающей наличие у ребенка собственных суждений, предположений и несогласий способствует наиболее эффективному решению задач социально-нравственного развития дошкольников в современных условиях. Общение воспитателя с ребенком в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
Таким образом, результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.
«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.
Список литературы:
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников-М.:Мозайка-синтез, 2012.-78с.
2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д. Кошелевой.-М.,1985.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В.В.Давыдова.-М., 1993.
4. Предмет и система этики – М.: София, 1973.
5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в сист...
Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях"
Консультация поможет воспитателям объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины....
Всероссийского виртуального «круглого стола» для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление по теме: «Адаптивный спорт (из опыта работы с детьми с ОВЗ)»...
О семейном воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях.
О семейном воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях....
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в об...