План работы по самообразованию на 2019-2020 гг.
учебно-методический материал (старшая группа)
План работы по самообразованию на 2019-2020 гг.
Анищенко Елены Александровны , на тему
"Детское эксперементирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность темы:
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- углублять представления о живой и неживой природе;
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:
1.Обогащение памяти ребенка,активизируются его мыслительные функции,ребенок начинает понимать и запоминать многое ,и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребенка,прежде чем что-то сказать ,нужно сообразить,сформулировать,сделать.
3. Происходит накопление фонда умственных приемов - операций, ребенок при исследовании (эксперементировании) мыслит, принимает какие-то решения, делает для себя заключения.
4. Формируется и развивается самостоятельность , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Целью моей работы по данной теме, является повышение своего теретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи :
* Изучить литературу по теме "Детское эксперементирование- путь к познанию окржающего мира
* Создание интересной для детей предметно- развивающей среды
* Проведение открытого просмотра в ДОУ
* Выступление на педсовете с отчетом по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
2019-2020 учебный год
Раздел плана | сроки | Формы работы | Практические выходы |
Работа с детьми
|
2019- 2020г.
| Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» | Цикл игр занятий Картотека игр Развлечение |
Работа с родителями | Сентябрь, Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март, Апрель, май | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях «Опытно-экспериментальная деятельность» «Опытно-экспериментальная деятельность» Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности Выставка литературы на экологическую тему | Беседы с родителями
Рекомендации родителям Консультация
Анкетирование родителей
Фотовыставка
|
Работа с педагогами | Декабрь | «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» | Семинар-практикум |
Перспективный план работы с детьми
период | Занятие | Цели | Материал, оборудование | Наблюдения, эксперименты, игры |
Сентябрь Эксперименты с солнечным светом | – адаптационный период На протяжении месяца воспитатель знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | |||
Уличные тени | Показать, как образуется тень |
| Подвижная игра «Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?»
| |
Солнечные зайчики | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях | Зеркала | ||
Октябрь Эксперимен6ты с песком, глиной | Почему песок хорошо сыпется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость | Песок, глина, емкости, лупа, сино, ширма | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» «Фрукты из песка» «Следы» Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Рисование на песке веточкой и пальцами «Солнышко», «Волны» |
Глина, ее качества и свойства | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства | Глиняные предметы, косочки глины, вода, емкости | ||
Глиняные игрушки | Учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет и величину | Глина, вода, салфетки, дощечки для работы | ||
Ветер | Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой | Песок, глина, прозрачные емкости с крышкой, бутылка с крышкой |
| |
Ноябрь Эксперименты с воздухом | Реактивный шарик | Помочь выявить свойства воздуха (упругость) | Воздушные шары | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо…»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок» Игры с вертушками, мячами, шарами, соломинками Наблюдение за ветками деревьев. Хоровод «Раздувайся пузырь»
|
Упрямый воздух | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой | Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости | ||
Гшде теплее? | Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх | Горячяя вода, два термометра | ||
Вертушка | Учить отображать имеющиеся представления в преобразующей деятельности | Бумага, гвоздик, бусинка, палочка, ножницы | ||
Детабрь Эксперименты с водой | Свойства и признаки воды | Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде | Вода, молоко, песок, сахар, лед, снег, горячая вода, стекло, акварельные краски Стаканчики, палочки, соломинки | «Купание куклы Кати» Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. Игра «Побродим по лужам» |
Откуда берется вода? | Познакомить детей с процессом конденсации | Емкость, холодная металлическая крышка | ||
Радужная вода | Закреплять знания о свойствах воды (расстворяет в себе окрашивающие вещества) |
| ||
Разноцветные сосульки | Помочь детям реализовать знания о свойствах воды | Вода, краски, формы для льда, веревочки |
| |
Январь Наблюдение за жизнью растений | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости | Опыт «Ветка в вазе» |
В погоне за светом | Помочь установить, как растение ищет свет | Два одинаковых растения(бальзамин, колеус) | ||
Как растения пьют | Показать как вода поступает в растение | Вода, белый цветок, красители, стакан | ||
Февраль Тайны снега и льда
| Лед в шубе | Показать, что если мы хотим сохранить что-то холодным или горпячим, то нужно это защитить от окружающей среды | Кусочки льда, шуба, фольга, поэлителеновый пакет, бумага, ткань | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер» Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом |
Плавает ли лед? | Показать, что плотность льда меньше, чем плотность воды | Стаканчики из под йогурта, пластилин, трубочка от сока, цветная бумага, емкость для воды | ||
Лед и соль | Показать детям как под действием соли лед плавится | Лед, соль | ||
Какой снег растает быстрее | Показать,что плотный снег тает медленнее, чем рыхлый | Снег, тарелочки | ||
Март Животный мир | Как пчелки переносят пыльцу | Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений | Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, лупа, коллекция насекомых | Наблюдения за насекомыми. Рассмотреть через лупу ветку дерева, почки |
Плавающее перо | Показать, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц | Два белых птичьих пера, миска с водой, 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды,- синяя пищевая краска,- 2 ватных шарика, пинцет, бумажное полотенце | ||
Птичьи дома | Формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной | Лупа, имитация птичьего гнезда, веточки разной длины, пух, вата сухая прошлогодняя трава | ||
Апрель Космические опыты | На орбите | Показатьдействие центробежной силы, которая удерживает спутник Земли на орбите | Поллитровая стеклянная банка, стеклянный шарик | Наблюдения «Солнце стало больше греть» |
Темный космос | Выявить причины темноты в космосе | Фонарик, линейка, стол | ||
Разноцветные огоньки | Выявить спектральный состав солнечного луча | Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги | ||
Далеко-близко | Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха | Настольная лампа, два термометра, линейка | ||
Май | Волшебное зелье | Показать, что не все жидкости смешиваются | Вода, сахар, красители, масло растительное |
|
Делаем облака | Показать процесс формирования облаков | Банка, горячая вода, лед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»
Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...
План работы по самообразованию на 2019-2020 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (4-5 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Социально - нравственное воспитание дошкольников»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.Задачи:-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;-спос...
План работы по самообразованию на 2019-2020 уч.г.
Театрализованная деятельность с дошкольниками как средство развития речи детей...
План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год
План работы по самообразованиюна 2019_ – 2020_ учебный год...
План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова МБУ №90 ...
План работы по самообразованию на 2019-2020 уч.год
Одной из форм повышение квалификации, является - самообразование....