План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (старшая группа)

Ирина Викторовна Мещерякова

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова 

  МБУ №90 «Золотое зернышко» городского округа Тольятти

 

Актуальность выбранной темы:

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников - М.: ТЦ Сфера. 2007.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.

Литературные посиделки

Октябрь

Придумывание сказок «Солнечный лучик»

Сборник сказок «Путешествия солнечного лучика»

Декабрь

Станция «Загадкино» (Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов) 

Конкурс «Кто больше загадок знает»

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

д/и «Сравни кукол», д/и «Угадай игрушку», д/и «Как сказать по-другому?», д/и «Про кого я говорю».

Развлечение «Веселая игра»

Март

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Козленок, который умел считать».

Театрализованная постановка с участием детей

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам: «Детский сад», «Режим дня», «Маленькая мама», «Где клубок?»

Викторина «Самый лучший рассказчик»

Май

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

А. Барто «С утра на лужайку», М. Пляцковский «Мед», Т. Травник «Ежик»

Конкурс чтецов

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование «Что вы знаете о способах развития речи Вашего ребёнка?».

Выявление знаний родителей о важности речевого развития для детей дошкольного возраста. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.             

 

 

 

 

 

Октябрь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «По сказочной дорожке»

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Информация в уголке для родителей.

 

Январь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Февраль

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая игра своими руками».

Март

Открытый показ театрализованной постановки

День открытых дверей

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Развитие связной речи детей в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-ноябрь

Разработка методических материалов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, составление картотеки дидактических игр

Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

 

Декабрь

Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на семинаре-практикуме

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова  

  МБУ №90 «Золотое зернышко» городского округа Тольятти

Актуальность выбранной темы:

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников - М.: ТЦ Сфера. 2007.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.

Литературные посиделки

Октябрь

Придумывание сказок «Солнечный лучик»

Сборник сказок «Путешествия солнечного лучика»

Декабрь

Станция «Загадкино» (Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов) 

Конкурс «Кто больше загадок знает»

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

д/и «Сравни кукол», д/и «Угадай игрушку», д/и «Как сказать по-другому?», д/и «Про кого я говорю».

Развлечение «Веселая игра»

Март

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Козленок, который умел считать».

Театрализованная постановка с участием детей

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам: «Детский сад», «Режим дня», «Маленькая мама», «Где клубок?»

Викторина «Самый лучший рассказчик»

Май

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

А. Барто «С утра на лужайку», М. Пляцковский «Мед», Т. Травник «Ежик»

Конкурс чтецов

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование «Что вы знаете о способах развития речи Вашего ребёнка?».

Выявление знаний родителей о важности речевого развития для детей дошкольного возраста. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.              

 

Октябрь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «По сказочной дорожке»

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Информация в уголке для родителей.

Январь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Февраль

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая игра своими руками».

Март

Открытый показ театрализованной постановки

День открытых дверей

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Развитие связной речи детей в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-ноябрь

Разработка методических материалов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, составление картотеки дидактических игр

Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Декабрь

Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на семинаре-практикуме

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....