Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале раскрываются наиболее важные компетенции, которыми должен обладать современный педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ
Для педагога, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, важно иметь достаточно высокий уровень эмпатии. Поскольку, чем выше уровень эмпатии, тем более выражена готовность к оказанию помощи, проявлению заботливости. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что эмпатия-это важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Педагог с развитыми эмпатическими способностями лучше понимает ребенка, сочувствует ему, умеет посмотреть на ситуацию глазами ребенка, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с принятием, под которым подразумевается бережное теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Также важное значение имеет толерантность, она включает терпимость, устойчивость к стрессу, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению правил и границ. Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, часто приходится проявлять спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее, к специфическим звукам, манерам. Для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, который также обеспечивает эффективность его деятельности.
Важное значение имеет и педагогический оптимизм по отношению к детям с особенностями развития, он предполагает уверенность в развитии такого ребенка, вере в его возможности и потенциал. Однако, следует остерегаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он реально способен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен владеть достаточно высоким уровнем саморегуляции, контролировать себя в стрессовых ситуациях, уверенно и четко реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения, брать на себя ответственность. Педагогу необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неординарных ситуациях. Самообладание педагога, эмоциональная устойчивость, его уравновешенность позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию щадящего режима, оберегающего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охраняющего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
И, конечно, нельзя забывать об очень важном требовании к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которое заключается в проявлении им деликатности и тактичности, в том числе умении соблюдать конфиденциальность информации как о личности ребенка, так и о семьях воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их професс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-458364-1516796557.jpg)
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-391796-1390821700.png)
Формирование профессиональных компетенций педагога их влияние на взаимоотношение с детьми
В данном сообщении рассматриваются процесс взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе, влияние профессиональных компетенций педагога на эти взаимоотношения, требования ФГОС ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1077916-1554539887.jpg)
Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ
Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-198564-1394692025.jpg)
Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-1509380-1706688271.jpg)
ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1358463-1704457398.jpg)
Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне.
В современной системеобразования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное напраление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетентн...