ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
материал
В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povestka_no1_26.10.2023.docx | 15.43 КБ |
prakticheskiy_seminar_-kouching_dlya_vospitateley_hod.docx | 33.84 КБ |
priglashenie_na_meropriyatie_29.11.2023.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЕСТКА
практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу»
(формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
Дата проведения: 30 ноября 2023 года
Время проведения: 13.00-14.00
Место проведения: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а
музыкальный зал.
Количество участников: 10 - 15 человек
Руководитель: Р.А.Ротова, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
Куратор: Посадова Юлия Владимировна, начальник дошкольного отдела департамента образования администрации города Нижневартовска
Категория участников: воспитатели коррекционных групп ДС №№ 5, 9,25,67
1 | 13.00-13.03 (3 минуты) | Регистрация участников заседания |
2 | 13.03-13.06 ( 3 минуты) | Приветственное слово участникам заседания (Ротова Рамзия Агзамовна) |
3 | 13.06-13.10 ( 4 минуты) | Ознакомление с планом работы на 2023-2024 учебный год (Ротова Рамзия Агзамовна) |
4 | 13.10-13.15 ( 5 минут) | Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ (Касаткина Светлана Евгеньевна) |
5 | 13.15-13.20 ( 5 минут) | Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ (Чичерина Елена Юрьевна) |
6 | 13.20-13.55 (35 минут) | Практическая часть (Чичерина Елена Юрьевна, Парфёнова Лия Айратовна) |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРНЫЙ ХОД
Практический семинар- коучинг для педагогов коррекционных групп
«Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ»
Дата проведения акции: 30 ноября 2023 года
Время проведения акции: 13.00-13.50
Место проведения: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а
Количество участников: 10 - 15 человек
№ п/п | Время | Содержание | Ответственный |
13.00-13.03 (3 минуты) | Приветственное слово | Приветственное слово заведующей Р.А. Ротовой. Наше учреждение открылось в 2008 году, в декабре нам исполнится 15 лет. Мы первыми в округе стали автономным учреждением, в 2013 году наш детский сад первым прошел процедуру реорганизации, путем присоединения другого детского сада, в 2019 году также путем реорганизации присоединилось третье здание. В соответствии с утвержденным муниципальным заданием наш детский сад посещают 801 ребенок, в детском саду 46 группы, из них 22 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и 1 группа с множественными тяжелыми нарушениями в развитии. Учреждение посещают 8 детей-инвалидов, для которых созданы условия и организована индивидуальная работа в рамках образовательного маршрута. Функционирует логопедический пункт для детей с нарушениями звукопроизношения, ежегодный охват составляет более 140 воспитанников. В 2018 году учреждение удостоилось гранта Министерства Просвещения Российской Федерации по теме «Модель консультационного центра С 2019 года учреждение входит в реестр площадок регионального "Инклюверсариума" по направлению «Система раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям». С 2023 года учреждение имеет статус «Муниципальный инклюзивный центр по работе с детьми ОВЗ и инвалидами». | |
13.03-13.06 ( 3 минуты) | Знакомство с планом работы Центра | Р.А. Ротова , заведующий, ознакомление с планом работы: на 2023-2024 учебный год, обсуждение с участниками семинарыа формы проведения, целевые ориентиры. Мы проводим 2 городских мероприятия направленных на применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для их успешного обучения, воспитания и социализации. 1 заседание- 30.11.2023Ю семинар -коучинг проводится с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по организации психологического и педагогоического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями 2 заседание в февраль 2024 года, детский тимбилдинг - технологии сплочения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, совместно с МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 29 «Елочка». | |
13.06-13.10 ( 4 минуты) | Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ | Выступление С.Е. Касаткиной, заместитель заведующего (приложение 1). | |
13.10-13.15 | Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ | Выступление Чичериной Е.Ю., заместитель заведующего (приложение 2). | |
13.15-13.20 | Упражнение «Любящий родитель» (проигрываем с воспитателями) | Чичерина Е.Ю., заместитель заведующего. | |
13.20-13.30 | Упражнение «Альтернативный футбол» (пространственная адаптация); Направлено на умение действовать по инструкции, сразу видны проблемы в поведении. Развиваем устойчивость взгляда и руки. | Чичерина Е.Ю. , заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог. | |
13.30-13.35 | Упражнение «Бумага» (тренировка тактильной чувствительности); Развитие эмоциональной сферы, волевого усилия, отражение эмоций. | Чичерина Е.Ю. , заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог. | |
13.35-13.40 | Упражнение «Стакнчики» (развитие тактильной чувствительности, умение работать в группе); Обучение действовать по инструкции, коммуникация, социализация. | Чичерина Е.Ю. , заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог. | |
13.40-13.45 | Упражнение «Паучок» (кинезеологические упражнение , массаж головного мозга, концентрация внимания, профилактика стрессовых ситуаций, подготовка руки к письму); | Чичерина Е.Ю. , заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог. | |
13.45-13.55 | Фрагмент занятия с детьми | Парфёнова Л.А, воспитатель коррекционной группы показ занятия (видеоролик) с детьми имеющими особенности в развитии, комментарии по ходу видеоролика, ответы на возникшие вопросы у воспитателей дошкольных. | |
13.50-14.00 | Упражнение «Ключи» (рефлексия) | Чичерина Е.Ю., заместитель заведующего. | |
Притча Подведение итогов | Чичерина Е.Ю., заместитель заведующего. Ротова Р.А., заведующий. |
приложение 1
Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения формирования разнонаправленных компетенций у педагогов, работающих в обычных общеобразовательных организациях. Данная проблема не является случайной, поскольку, внедрение новых стандартов образования, а также разработка и реализация различных инновационных программ обучения, предполагает овладение педагогами, независимо от возраста и стажа работы, не только определённым уровнем теоретических знаний о тех или иных особенностях, свойственных для обучающихся разного возраста с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (слепота, глухота, тяжёлые нарушения речи, заболевания опорно-двигательного аппарата), но и развитием многоаспектных компетенций .
В условиях инклюзии педагог оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве.
Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.
Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки. Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.
Мы сегодня проведем семинар в рамках которого педагоги ознакомятся с новыми технологиями позволяющими развить потенциальные возможности детей с ОВЗ, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Профессионально подготовленные педагоги способны воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями воспитанников своей группы, эффективно на них реагировать, избегая как отстранения таких детей, и так и гипервнимания к ним.
Отечественные специалисты (С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина) выделили три основных блока профессиональных качеств педагогов работающих в системе инклюзии
Блок № 1
- Мотивационно-ценностные качества
-Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы.
-Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в образовании; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам.
-Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ.
-Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма.
-Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ребенка и его семьи.
Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в обучении но не ожидая результатов, превышающих их возможности.
-Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.
Блок №2
2. Операционно-деятельностные качества.
-Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ.
-Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы.
-Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии.
-Профессионально применять методы организации коррекционно-развивающей работы, соблюдая принцип «Не навреди».
-Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности.
-Планировать занятия учитывая индивидуальные особенности восприятия, мышления, и работоспособности каждого ребенка.
Блок № 3
3. Рефлексивно-оценочные способности
-Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
-При подготовке заданий для детей с ОВЗ планируемым в свободной деятельности или на занятии важно включить сначала ведущую систему восприятия, а затем остальные анализаторы ребенка. ( Например: если у ребенка ведущая система восприятия тактильная, то спрячьте в мешочек игрушку или предмет, дайте возможность включиться в процесс восприятия предмета сначала руки, а только затем слух и зрение.)
-Уметь работать междисциплинарной команде, обеспечивающей единый подход к ребенку.
Приложение 2
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Детские сады посещают две категории детей — это дети — инвалиды и дети со статусом ОВЗ. Родителей этих детей можно разделить на две категории:
Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.
Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача последних, установить с ними прочный контакт.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»:
- Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
- Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)
- Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
- В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…»)
Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои стадии. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет вам рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Какие стадии проходят родители до момента принятия конструктивных решений?
Основные стадии переживания ситуации в семье: ( слайд)
1. Шок - (непонимание ситуации, ступор, а затем паника);
2. Отрицание – (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет) ;
3. Агрессия или пассивность – (включается эмоциональные реакции, злость . Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?» . Другой вариант-пассивность, бездействие);
4.Торги - (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования);
5. Переживание и признание проблемы ( стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период);
6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как част жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать – значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Упражнение «Любящий родитель» (проигрываем с воспитателями)
Упражнение «Ключи» рефлексия.
В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.
Инструкция: В нашей встречи мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи и т. п.
И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей.
Я предлагаю участникам коучинга выбрать себе ключ и поделиться с присутствующими причиной своего выбора.
Зеленый: понравился, хотели бы еще продолжить встречи.
Желтый: понравилось, но надо подумать
Красный: нет, не интересно, все знаю.
Приложение 3
Притча
В завершение семинара я бы хотела поделиться с вами одной историей.
«Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: — Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя».
Ф.И.О., должность______________________________
______________________________________________
ДОУ__________________________________________
Ваши ожидания от семинара
1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________4._____________________________________________5._____________________________________________
Что из полученной информации (материала)будете применять в работе.
1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________4._____________________________________________5._____________________________________________
Отзыв о семинаре
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»
(МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»)
628616, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а
Телефоны: 8 (3466) 263898, 8 (3466) 448061, телефон/факс: 8 (3466) 448061, e-mail: MADOYNV-41@yandex.ru |
от 24.11. 2023 №_________
Руководителю
дошкольной организации
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №№ 5,9,25, 67
Уважаемые коллеги!
В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка» проводит практический семинар-коучинг для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ) для воспитателей работающих в компенсирующих группах.
Мероприятие состоится 30 ноября 2023 года, 13.00 до 14.00, по адресу: ул. Северная, д. 9 «а» ( музыкальный зал). Каждое учреждение направляет 3-х педагогов.
Заведующий Р.А. Ротова
Исполнитель:
заместитель заведующий
Чичерина Елена Юрьевна
тел.8(902)858-84-54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....
Семинар - практикум для педагогов "Навстречу друг другу".
Материал посвящен проблеме развития инклюзивного образования в России....
Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).
Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...
Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....
Модель взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности в процессе организации индивидуально-дифференцированного подхода
В материале представлен опыт работы по построению взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности...
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...