Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Черкашина Юлия Николаевна

В современной системеобразования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное напраление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетентности. Актуальность вопроса компетенции педагога очевидна: педагог, желающий поменять своего воспитанника, должен поменяться сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/SCURpspMMLiHEA20.76 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 355.233.231.1

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА , РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ

Черкашина Ю. Н., Тьютор

Муниципальное  бюджетное дошкольное  учреждение

 «Детский сад «Радонежский»

г. Строитель, Белгородская область, Россия

THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES AT THE MODERN LEVEL

Cherkashina J. N., Tutor

Municipal budget preschool educational institution

«Kindergarten «Radonezhsky» Yakovlevsky  district»,

Stroitel, Belgorod region, Russia

Аннотация: в статье рассматривается специфика профессиональной компетентности педагога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, личностные и профессиональные качества педагогов. Уделяется внимание сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: профессионализм, педагогическое мастерство, профессиональная готовность, профессиональная компетентность педагога, компетентность, дети.

Abstract: the article discusses the specifics of the professional competence of a teacher to work with children with disabilities,  personal and professional qualities of teachers. Attention is paid to the preservation and strengthening of the psychological health of children with disabilities.

Keywords: professionalism,  pedagogical excellencе, professional readiness, professional competency kindergarten teacher, competency, children.

«Педагог без любви к ребенку – все равно,

что певец без голоса, музыкант без слуха,

живописец без чувства цвета. Недаром все великие

педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее,

безмерно любили детей».

Т. Гончаров

Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом на сегодняшний день принадлежит дошкольным учреждениям – первому звену в системе народного образования.

В современной системе образования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетентности [2].

Педагог двадцать первого века – грамотный, умеющий работать на компьютере человек. Огромные возможности информационных технологий позволяют реализовать принцип наглядности на качественно новом уровне, по сравнению с традиционным способом обучения.

Актуальность вопроса компетенции педагога очевидна: педагог, желающий поменять своего воспитанника, должен сначала меняться сам.

Профессионализму и компетентности педагогов в настоящее время уделяется большое значение, это отображено в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации», статья 48 – «осуществление педагогами своей деятельности на высоком профессиональном уровне, систематически повышая свой профессиональный уровень» [5]

Современный педагог – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с детьми дошкольного возраста, учитывая индивидуально – личностный подход; четко владеющий содержанием реализуемой программы и умеющий проектировать предметно – развивающую среду своей группы; умеющий организовать образовательный процесс через разные виды детской деятельности; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Необходимый уровень профессиональной воспитанности специалиста – одна из важнейших способов воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей. [1; с. 543-545]

Основными компонентами профессионального развития считаются: самопознание себя с профессиональной точки зрения, постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения, своей деятельности, самоорганизация и самоуправление.

Развитие профессионализма – это постоянный и разносторонний процесс постижения профессии. Если учитель неравнодушен к своему делу, способен быстро реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, он, несомненно, будет успешен. Сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основополагающих факторов успешности его работы [4; с. 505-507].

Деловые качества и высокие требования во всем, что касается отношения, взаимодействия, общения, обучения и воспитания есть требования, предъявляемые к современному преподавателю – педагогу. Действительно, данные требования обязывают к данному стилю поведения не только в учебных заведениях по необходимости, но и в повседневной жизни, обыденном общении и взаимодействии в обществе на различных уровнях.

Применение современных педагогических технологий в рамках обучения в ДОУ обеспечивает построение учебного процесса таким образом, что в нем осуществляется субъект-субъектные отношения. Большое внимание уделяется прежде всего личности обучающегося, его возрастным и индивидуальным особенностям, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги на занятиях применяют новаторский характер, развивая личность ребенка [3].

Следует понимать, что профессиональная компетентность педагога для работы с детьми с ОВЗ существенным образом отличается от компетентности педагога системы общего образования, поэтому ее формированию следует уделять особое значение.

Как один из основных элементов профессионализма педагога с детьми с ОВЗ, следует рассматривать моральные качества специалиста, характеризующиеся способностью откликаться на чужую боль, сострадать, прощать, бескорыстно помогать – все эти качества можно объединить под одним общим названием – милосердие. Милосердие – это важнейшая ценность и важнейшее качество педагога, работающего с детьми ОВЗ и их семьями.

Толерантность педагога при взаимодействии с ребенком ОВЗ связана с принятием его поведенческих особенностей, терпимостью, пониманием долгосрочности и малозаметности существенных личностных и поведенческих изменений в ходе кропотливой педагогической работы.  

Немаловажным следует считать такое профессиональное качество личности педагога как педагогический оптимизм в работе с детьми с ОВЗ, сущностью которого является уверенность и деятельное участие в позитивном продвижении такого ребенка в развитии.

Однако, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, воспитатель будущего века не забудет о важности непосредственного общения со своими воспитанниками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любая информационно – коммуникативная технология, даже самая современная и перспективная – лишь верный помощник педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное слово воспитателя ничем не удастся заменить. Даже самая умная машина не может заниматься духовно – нравственным воспитанием дошкольников или пробуждать в них желание творить самим. В век автоматизации от воспитателя потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил.

Именно эти ценности и смыслы лежат в основе профессиональной готовности педагога к оказанию помощи, при работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

В завершении приведу слова К. Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Литература:

1.Абдумуминова, О. А. Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей. Принцип научности в педагогическом образовании – условие формирования современного специалиста / О. А. Абдумуминова. - Текст: непосредственный // Молодой   ученый. – 2020. - № 20. – 612 с.

2.Куликова, М. В. Современный педагог ДОУ / М, В, Куликова. – Текст непосредственный // Молодой ученый. – 2020. - № 6. – 262 с.

3. Сыкалова, М. В. Обеспечение качества образования в современной школе // Вопросы науки и образования. 2019. № 1. – 177 с.

4.Тезина Е. А. Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах / Е. А. Тезина, В. Д. Лукашина, Е. В. Логунова. – Текст: непосред.  // Молодой ученый. - 2020. - № 47. – 543 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования : утвержденный приказом Министерства образования  и науки от 29.12. 2012 г. №273 – Ф3 (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) [ Электронный ресурс ].

https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-5/statja-48/ (дата обращения 26.08.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педогогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Подвижная игра как средство развития двигательной активности....

Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их професс...

Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ

Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...

Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....

Консультация для педагогов работающие с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помог...