Формирование профессиональных компетенций педагога их влияние на взаимоотношение с детьми
статья по теме
В данном сообщении рассматриваются процесс взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе, влияние профессиональных компетенций педагога на эти взаимоотношения, требования ФГОС ДО к профессиональным качествам педагога, основные понятия: "компетенция", "компетентность", профессиональная компетентность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование профессиональных компетенций педагога их влияние на взаимоотношение с детьми»
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому личность педагога является одним из ключевых факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования. Это подчеркивается в п. 3.4.2. ФГОС ДО: «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей».
Компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств;
заранее заданное социальное требование (норма) к профессиональной подготовке педагога, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Выделяют следующие виды профессиональных компетенций педагога:
- социально-психологическая (предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой).
- профессиональная (предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности).
В работе педагога, особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Компетентность - это личностная характеристика; уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) педагога, опыт деятельности в заданной сфере; владение, обладание педагогом соответствующей компетенцией.
Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Информационная компетентность - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
- Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Также выделяют следующие виды компетентностей:
Компетентность в ведении образовательного процесса, которая предполагает глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Компетентность в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетенция помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства. В современных условиях педагог - это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта.
Литературные источники:
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг [Текст] Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие [Текст] / А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятки для родителей и педагога о взаимопонимании и взаимоотношении между взрослыми и детьми
Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других. Таким образом, Вы получит...
Консультация на педагогическом совете Тема: «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми»
Мы с Вами на наших занятиях, создаем детям проблемную ситуацию даем имвозможность решить ее самим, а если они затрудняются, то подсказываем пути еерешения....
Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"
laquo;Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"...
Памятка для педагогов "Правила доброго взаимоотношения с детьми для создания психологического комфорта в группах детского сада"
Правила доброго взаимоотношения с детьми для создания психологического комфорта в группах детского сада...
Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ
В данном материале раскрываются наиболее важные компетенции, которыми должен обладать современный педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2) Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...
ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...