Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.
статья (младшая группа) по теме
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и "шлифовку" качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.
О.А. Колесникова
Под профессиональной компетентностью педагога, понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности воспитателя. Компетентность воспитателя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и "шлифовку" качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов;
1) профессионально-личностной позиции педагогов (см. выше);
2) комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;
3) создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых воспитателю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы воспитания;
6) образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);
7) особенностей контингента воспитанников (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
8) профессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов:
а) уровня полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.),
9) специфики образовательной инфраструктуры характерные условия, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.)
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:
а) принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Общее обучение - раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.
б) принцип этапности обучения.
Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.)
в) принцип единства теоретической и практической подготовки
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Воспитателю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление. Личностная готовность воспитателя к работе с одаренными детьми в педагогической деятельности выступает в качестве системного личностного образования, обеспечивающего способность педагога выбирать методы и приемы, позволяющие повышать эффективность деятельности с данной категорией детей. Раскрытие творческой природы дошкольника является одной из проблем организации работы с одаренными детьми.
Таким, образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе с одаренными детьми, актуальна и мало изучена. Педагог имеет большую склонность к работе с одаренными детьми, для этого есть большой потенциал и способность стимулировать творческую активность различные виды творческой деятельности воспитанников. У педагога есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Недостаточно развита склонность к работе с одаренными детьми.
Литература
- Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 398 с.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Пе дагогическое общество России, 2002. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"
Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...
Выступление на педсовете: «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию в ДОУ»
Содержание Введение……………………………………………………&hel...
Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ
Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"...
АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ,РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (АПРОД).
ЦЕЛЬ:формирование финансовой грамотности детей дошкольногшо возраста в рамках реализацииМЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА "АФЛАТУН:СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ"....
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...
Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне.
В современной системеобразования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное напраление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетентн...