Дополнительная общеразвивающая программа по пальчиковой аквагимнастике Для детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
По пальчиковой аквагимнастике
Для детей 2-3 лет
на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Педагогического совета Заведующий МКДОУ
Протокол № от 2020 г. М.А.Хорькова
Приказ № от 2020г.
Дополнительная общеразвивающая программа
По пальчиковой аквагимнастике
Для детей 2-3 лет
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель
Кудрявцева А.С.
с.Новые Горки
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Организация и содержание работы 4
3.Перспективно-календарный план работы кружка 6
4.Список используемой литературы 13
1.Пояснительная записка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Направленность
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой аквагимнастики и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
2. Организация и содержание работы
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности .
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать в детях усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы обучения.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Контингент детей
Программа разработана для детей 2- 3 лет.
Срок реализации программы – 1 года
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая форма.
Занятия проводятся -1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минуты.
Основная часть –10-15 минут.
Заключительная часть – 5 минут.
Предполагаемый результат обучения
- ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
- быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую аквагимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Перспективно-календарный план работы кружка
Месяц | Описание | Цели |
Сентябрь |
| - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
«У воды нет запаха и вкуса» Чтение художественной литературы «Сказка про капельку» | ||
3. Чтение потешек о воде «Водичка водичка» НОД «Путешествие глубокой капельки» Пальчиковая аквагимнастика «Дождик» | ||
4.Эксперементирование «Воду можно окрасить в разные цвета» Пальчиковая аквагимнастика «Медуза» Чтение потешек о воде | ||
Октябрь | 1.Эксперементирование «Воду можно окрасить в разные цвета» Пальчиковая аквагимнастика «Солнышко и дождик» | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; - развивать внимание; - запоминать слова для аквагимнастики; - развивать координацию движений; - учить детей аккуратности,; |
2.Эксперементирование «Плавает – тонет» Пальчиковая аквагимнастика «Медуза», «Дождик» | ||
3. Пальчиковая игра «Дружба» Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. | ||
4.Игра с водой «Рыбалка», пальчиковая аквагимнастика «Рыбки» | ||
Ноябрь | 1.Повторение пальчиковой аквагимнастики «Медуза», «Дождик», «Рыбки», Игра с водой «Мамины помощники» (моем посуду). | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -вспоминать уже заученную пальчиковую аквагимнастику; -совершенствование движений рук; |
2.Эксперементирование «Исчезает – не исчезает», Пальчиковая аквагимнастика «рыбки» | ||
3.Игра с водой «На дне морском»,, пальчиковая аквагимнастика « Акула», «Дельфин» | ||
4.Игра-эсперемент с водой «Цветная вода», повторение пальчиковой гимнастики «Медуза», Дельфин», «Акула» | ||
Декабрь | 1.Игра с водой «Наполни сосуд», разучивание аквагимнастики «Маленькая лодочка», «Волны». | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -вспоминать уже заученную пальчиковую аквагимнастику; -совершенствование движений рук; |
2.Пальчиковая аквагимнастика «Маленькая лодочка», «Волны», Игра с водой «Найди сокровища» | ||
3.Наблюдение «Лед - это тоже вода», Пальчиковая аквагимнастика «Волны», Игра с водой и льдом (Замороженный подкрашенный лед плавим в теплой воде) | ||
4.Наблюдение за таянием снега, Пальчиковая аквагимнастика «Волны», «Пароход», Игра с водой «Рыбалка» | ||
Январь | 1.Игра с водой «Корабль», Пальчиковая аквагимнатика «Пароход» | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2.Игра –эксперимент со льдом «Солёные тоннели», Пальчиковая аквагимнастика «Рак»; | ||
3.Игра со льдом «Каток для игрушек», Пальчиковая аквагимнастика «Рыбка». | ||
4. Пальчиковая аквагимнастика «Снежинка» Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора на дне контейнера с водой Самомассаж ладоней и пальцев рук | ||
Февраль | 1.Пальчиковая игра «У оленя» Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой. | - учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой; - учить детей рисовать волнистые линии пальчиками; - развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.- - развивать мелкую моторику рук и пальцев |
2.Игра с водой «Купаем кукол», Пальчиковая аквагимнастика «По волнам» | ||
3.Эксперементирование «Цветные горошки – дорожки», Повторение Пальчиковых игр. | ||
4.Пальчиковая игра в воде «Поймай», Чтение сказки «Вода-водичка» | ||
Март | 1.Пальчиковая аквагимнастика: «Помощники», Игра с водой «Поливаем цветочки» | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; -учиться аккуратно, не проливая воды, поливать цветочки; -учиться отжимать губку, |
2.Игра с водой «Отжимаем губку» Игра с водой «Маме помогу» | ||
3.Пальчиковая аквагимнастика «Дельфин», «Дождик», «Кораблик»; | ||
4.Игра с водой «Камешки морские»; Наблюдение за экспериментом «Пузырьки» | ||
Апрель | 1.Игра с водой «Большая рыбалка» (с помощью ложки, ловим предметы) | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; -определять форму предмета; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2. Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Какой формы?» | ||
3.Пальчиковая аквагимнастика «Птички», Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Угадай, что лежит под пеной?» | ||
4. Пальчиковая аквагимнастика «Рукавицы»; Игра с водой «Тёплый – холодный» | ||
Май | 1.Пальчиковая аквагимнастика «Цветочек»; Игровое упражнение пальчиковой гимнастики «Разноцветные пуговицы» | - развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; - развивать чувство формы и цвета; - развивать усидчивость, целенаправленность. |
2. Игровое упражнение пальчиковой гимнастики «Солнце и дождик» | ||
3.Игра- эксперимент с водой «Тучка и дождик» | ||
4. Повторение пальчиковых игр, упражнений. |
План-график
Период | Кол-во занятий | Часовая нагрузка |
Сентябрь | 4 | 10мин |
Октябрь | 4 | 15 мин |
Ноябрь | 4 | 20мин |
Декабрь | 4 | 20мин |
Январь | 3 | 20мин |
Февраль | 4 | 20мин |
Март | 4 | 20мин |
Апрель | 4 | 20мин |
Май | 4 | 20 мин |
Необходимые материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики(ежи);
-губки для посуды, посудка;
- пуговицы, камушки, ракушки, фигурки;
Легкие предметы: яйцо из киндер сюрприза, лодочки, рыбки, пластиковые трубочки;
-сачок, удочка;
- картотека пальчиковых акваигр.
Список используемой литературы
- Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/
- Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...
Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Пальчиковая аквагимнастика
Пальчиковые игры в воде (Аквагимнастика): здоровьесберегающая образовательная технология для развития речи у детей дошкольного возраста...