Дополнительная общеразвивающая программа по пальчиковой аквагимнастике Для детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
По пальчиковой аквагимнастике
Для детей 2-3 лет
на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Педагогического совета Заведующий МКДОУ
Протокол № от 2020 г. М.А.Хорькова
Приказ № от 2020г.
Дополнительная общеразвивающая программа
По пальчиковой аквагимнастике
Для детей 2-3 лет
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель
Кудрявцева А.С.
с.Новые Горки
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Организация и содержание работы 4
3.Перспективно-календарный план работы кружка 6
4.Список используемой литературы 13
1.Пояснительная записка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Направленность
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой аквагимнастики и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
2. Организация и содержание работы
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности .
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать в детях усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы обучения.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Контингент детей
Программа разработана для детей 2- 3 лет.
Срок реализации программы – 1 года
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая форма.
Занятия проводятся -1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минуты.
Основная часть –10-15 минут.
Заключительная часть – 5 минут.
Предполагаемый результат обучения
- ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
- быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую аквагимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Перспективно-календарный план работы кружка
Месяц | Описание | Цели |
Сентябрь |
| - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
«У воды нет запаха и вкуса» Чтение художественной литературы «Сказка про капельку» | ||
3. Чтение потешек о воде «Водичка водичка» НОД «Путешествие глубокой капельки» Пальчиковая аквагимнастика «Дождик» | ||
4.Эксперементирование «Воду можно окрасить в разные цвета» Пальчиковая аквагимнастика «Медуза» Чтение потешек о воде | ||
Октябрь | 1.Эксперементирование «Воду можно окрасить в разные цвета» Пальчиковая аквагимнастика «Солнышко и дождик» | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; - развивать внимание; - запоминать слова для аквагимнастики; - развивать координацию движений; - учить детей аккуратности,; |
2.Эксперементирование «Плавает – тонет» Пальчиковая аквагимнастика «Медуза», «Дождик» | ||
3. Пальчиковая игра «Дружба» Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. | ||
4.Игра с водой «Рыбалка», пальчиковая аквагимнастика «Рыбки» | ||
Ноябрь | 1.Повторение пальчиковой аквагимнастики «Медуза», «Дождик», «Рыбки», Игра с водой «Мамины помощники» (моем посуду). | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -вспоминать уже заученную пальчиковую аквагимнастику; -совершенствование движений рук; |
2.Эксперементирование «Исчезает – не исчезает», Пальчиковая аквагимнастика «рыбки» | ||
3.Игра с водой «На дне морском»,, пальчиковая аквагимнастика « Акула», «Дельфин» | ||
4.Игра-эсперемент с водой «Цветная вода», повторение пальчиковой гимнастики «Медуза», Дельфин», «Акула» | ||
Декабрь | 1.Игра с водой «Наполни сосуд», разучивание аквагимнастики «Маленькая лодочка», «Волны». | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -вспоминать уже заученную пальчиковую аквагимнастику; -совершенствование движений рук; |
2.Пальчиковая аквагимнастика «Маленькая лодочка», «Волны», Игра с водой «Найди сокровища» | ||
3.Наблюдение «Лед - это тоже вода», Пальчиковая аквагимнастика «Волны», Игра с водой и льдом (Замороженный подкрашенный лед плавим в теплой воде) | ||
4.Наблюдение за таянием снега, Пальчиковая аквагимнастика «Волны», «Пароход», Игра с водой «Рыбалка» | ||
Январь | 1.Игра с водой «Корабль», Пальчиковая аквагимнатика «Пароход» | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2.Игра –эксперимент со льдом «Солёные тоннели», Пальчиковая аквагимнастика «Рак»; | ||
3.Игра со льдом «Каток для игрушек», Пальчиковая аквагимнастика «Рыбка». | ||
4. Пальчиковая аквагимнастика «Снежинка» Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора на дне контейнера с водой Самомассаж ладоней и пальцев рук | ||
Февраль | 1.Пальчиковая игра «У оленя» Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой. | - учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой; - учить детей рисовать волнистые линии пальчиками; - развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.- - развивать мелкую моторику рук и пальцев |
2.Игра с водой «Купаем кукол», Пальчиковая аквагимнастика «По волнам» | ||
3.Эксперементирование «Цветные горошки – дорожки», Повторение Пальчиковых игр. | ||
4.Пальчиковая игра в воде «Поймай», Чтение сказки «Вода-водичка» | ||
Март | 1.Пальчиковая аквагимнастика: «Помощники», Игра с водой «Поливаем цветочки» | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; -учиться аккуратно, не проливая воды, поливать цветочки; -учиться отжимать губку, |
2.Игра с водой «Отжимаем губку» Игра с водой «Маме помогу» | ||
3.Пальчиковая аквагимнастика «Дельфин», «Дождик», «Кораблик»; | ||
4.Игра с водой «Камешки морские»; Наблюдение за экспериментом «Пузырьки» | ||
Апрель | 1.Игра с водой «Большая рыбалка» (с помощью ложки, ловим предметы) | - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; -определять форму предмета; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2. Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Какой формы?» | ||
3.Пальчиковая аквагимнастика «Птички», Игровое упражнение пальчиковой аквагимнастики «Угадай, что лежит под пеной?» | ||
4. Пальчиковая аквагимнастика «Рукавицы»; Игра с водой «Тёплый – холодный» | ||
Май | 1.Пальчиковая аквагимнастика «Цветочек»; Игровое упражнение пальчиковой гимнастики «Разноцветные пуговицы» | - развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; - развивать чувство формы и цвета; - развивать усидчивость, целенаправленность. |
2. Игровое упражнение пальчиковой гимнастики «Солнце и дождик» | ||
3.Игра- эксперимент с водой «Тучка и дождик» | ||
4. Повторение пальчиковых игр, упражнений. |
План-график
Период | Кол-во занятий | Часовая нагрузка |
Сентябрь | 4 | 10мин |
Октябрь | 4 | 15 мин |
Ноябрь | 4 | 20мин |
Декабрь | 4 | 20мин |
Январь | 3 | 20мин |
Февраль | 4 | 20мин |
Март | 4 | 20мин |
Апрель | 4 | 20мин |
Май | 4 | 20 мин |
Необходимые материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики(ежи);
-губки для посуды, посудка;
- пуговицы, камушки, ракушки, фигурки;
Легкие предметы: яйцо из киндер сюрприза, лодочки, рыбки, пластиковые трубочки;
-сачок, удочка;
- картотека пальчиковых акваигр.
Список используемой литературы
- Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/
- Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-671822-1443071821.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-702388-1680445563.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550659-1418570275.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1164053-1568694029.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/10/picture-1267243-1599756090.jpg)
Пальчиковая аквагимнастика
Пальчиковые игры в воде (Аквагимнастика): здоровьесберегающая образовательная технология для развития речи у детей дошкольного возраста...