РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)
Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Музыка. Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Программа рассчитана на 35 занятий в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 20-25 мин.
Программой предусмотрено проведение подгрупповых занятий, выставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izo.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» заместитель заведующего по ВМР ______ /ПаймоловаЖ.В. / | «Утверждено» Заведующий МДОУ «Детский сад №3 «Капелька» _____ /_Заседателева И.В./ Приказ №____от________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования по разделу:
«Изобразительная деятельность»
кружка «Пальчиковая живопись»
для детей 5– 6 лет
Автор: Рахмаева Екатерина Александровна
Вольск, 2015г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)
Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- Музыка. Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Программа рассчитана на 35 занятий в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 20-25 мин.
Программой предусмотрено проведение подгрупповых занятий, выставок.
Цель программы:
Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, обогащение художественного опыта ребёнка через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях. Расширение эстетического опыта ребёнка через взаимосвязь литературного и визуального опыта. Систематизация, обобщение способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. В дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
- Знакомство детей с народной игрушкой для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
- Учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
- Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевич В., Лебедева В., Рачёва Е., Репкина П.
- Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также обогащения и уточнения зрительных впечатлений.
- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.
- Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности в их единстве.
- Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.
- Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления о конкретных творческих ситуациях.
- Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
- Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
Прогнозируемые результаты реализации программы.
Дети могут:
- Различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн).
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Работа с родителями:
Оформление наглядной информации, проведение консультаций, рекомендаций, организация выставок.
Координационная работа с воспитателями и специалистами предполагает:
- проведение консультаций, выступление на педсоветах, проведение праздников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка,
- участие в тематических мероприятиях, учрежденных городом.
Расписание кружковой работы.
Название кружка, Ф.И.О. руководителя | День недели | Время проведения |
«Пальчиковая живопись» Руководитель: Рахмаева Екатерина Александровна | четверг | 1 раз в неделю 16.00-16.25 |
Список детей, посещающих кружок «Умелые ручки».
- Григорян Наре
- Ембекова Лиза
- Куклин Семен
- Митрофанов Андрей
- Нестеров Саша
- Тихонов Саша
- Северюхина Ангелина
- Туманов Артем
- Шкарин Илья
- Яковлева Александра
Список используемой литературы:
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» М., 2006
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий. Старшая группа. М., 2007.
Лыкова И.А. дидактические игры и занятия. Интеграция познавательной и художественной деятельности. М., 2009.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Капелька» г.Вольска Саратовской области»
ОТЧЕТ
О результатах кружковой работы за 2014г. – 2015г.
руководителя кружка Рахмаева Екатерина Александровна
Название кружка: «Пальчиковая живопись».
Начало кружковой работы: сентябрь 2014г. по май 2015г.
Кружковая работа включает в себя занятия по «Программе художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой по изобразительной деятельности (рисование)».
За отчетный период были:
- проведены подгрупповые занятия с детьми;
- оформлена наглядная информация для родителей «Рисуем акварелью», «Формирование способности к рисованию»;
- организованы выставки детских работ «Осенняя пора»
«Зимняя сказка», «Весне привет!»;
- координационная работа с педагогами: прослушивание музыкальных произведений; проведение праздников; рассматривание картин и составление рассказов; проведение наблюдений на прогулках; выступление на педсовете «Особенности построения натюрморта».
По результатам проведения занятий, получены следующие данные мониторинга:
Рисование | |
Сентябрь 2014г. | Высокий –35,7% Средний –43,4% Низкий -20,9% |
Май 2015г. |
Вывод: таким образом, видна положительная динамика развития детей в изобразительной деятельности.
Работа с родителями:
- наглядная информация: «Рисуем акварелью», «Формирование способности к рисованию»;
- организация выставок: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Весне привет! ».
Совместная работа с педагогами:
- прослушивание музыкальных произведений;
- проведение праздников;
- рассматривание картин и составление рассказов;
- проведение наблюдений на прогулках
- выступление на педсовете «Особенности построения натюрморта».
| ||||
Календарно-тематическое планирование 2014-2015г
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Пргограммное содержание | Оборудование |
1 | Осенний лес | примакивания | Познакомить с техникой примакивания | Лист бумаги желтого цвета, акварель, кисть, гуашь. |
2 | Дары леса | примакивания | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Лист бумаги, гуашь, кисти, . |
3 | Пернатые друзья | рисование тычком | Познакомить с техникой рисование тычком | Лист бумаги, акварельные краски, гуашь. |
4 | Птичий двор | Печатание ладошкой | Познакомить с техникой печатания ладошкой | Лист бумаги светлого оттенка, акварельные краски. Гуашь. кисть. |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
1 | Осеннее дерево | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Жесткая кисть, гуашь в мисочках, салфетки. |
2 | Подсолнухи | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья подсолнуха. | Листе нарисованнымкругом и лепестками,черная и зеленая гуашь, кисти. |
3 | Цветочная поляна | Примакивание | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги, тонированным зеленым цветом, кисти, гуашь разных цветов. |
4 | Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции и ритма. | Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробка. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
1 | Мои игрушки | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. | Гуашь, кисти, пробка, простой карандаш. |
2 | Нарисуй воздушные шарики и украсить их. | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. | Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка. |
3 | Рыбки в аквариуме. | Рисование ладошкой, пальчиками. | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиками. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. |
4 | Первый снег. | Рисование пальчиками. | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью рисования пальчиками. | Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая гуашь, кисти. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Домик | Оттиск пенопластом | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Мисочка с гуашью, кусочки пенопласта, кисточка. |
2 | Ежик | Оттиск смятой бумагой | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. |
3 | Веселый снеговик | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. | Вырезанный из бумаги снеговичок серого цвета, белая гуашь, жесткая кисть. |
4 | Украсить ёлочку бусами | Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных предметов. | Готовые ёлки из цветной бумаги, гуашь в мисочках, пробка. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Елочные игрушки | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок. | Вырезанные из бумаги ёлочных игрушек (шары, сосульки, месяц и др.), восковые мелки, акварель, кисточки |
2 | Елочные игрушки | Обрывание бумаги | Упражнять в технике обрывания бумаги. Развивать чувство ритма и композиции. | Цветная бумага, клей ПВА, кисть, елочные игрушки, вырезанные из бумаги. |
3 | Красивые снежинки | Свеча + акварель | Совершенствовать умение в данной технике. | Свеча, акварель, кисти. |
4 | Ёлочка пушистая, нарядная | Оттиск поролоном | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из бумаги ёлочки, гуашь, поролон. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее. | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором. Развивать чувство композиции ритма. | Лист бумаги, гуашь, кисть, пробки, чашки различной формы. |
2 | Кораблики в море. | Чёрный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепление умения закрашивать рисунок. | Лист бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы. |
3 | Украсить свитер | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках. |
4 | Цветочек для папы. | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовать цветы. | Лист бумаги, гуашь, кисть, печатки из картофеля. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Открытка для мамы. | Скатывание бумаги | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | Салфетки, клей ПВА, цветной картон. |
2 | Весеннее солнышко | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать ладошкой. | Лист бледно-голубого цвета, акварель, кисть |
3 | Нарисуй и укрась вазу для цветов | Примакивание | Совершенствовать умение в данной технике. Закреплять умение обводить по трафарету. | Лист формата А4 тонированный, гуашь, кисти, трафарет. |
4 | По замыслу | Разные | Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных техниках. | Все имеющиеся в наличии, лист бумаги. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Звездное небо | Набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятия. | Бумага, кисти, гуашь, жесткая кисть, картонка для набрызга, эскиза, иллюстрации звездного неба. |
2 | Цыплята | Комкание бумаги | Закрепить умение комкать салфетки и делать из них цыплят, дорисовать детали гуашью | Лист бумаги, желтые салфетки, клей ПВА, гуашь, кисточки. |
3 | Божьи коровки на лужайки | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. | Вырезанные божьи коровки, гуашь, кисточка. |
4 | На что похоже | Кляксаграфия обычная | Совершенствовать данную технику. Развивать воображение. | Два листа бумаги, гуашь, пластиковая ложечка, кисть. |
Май
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное обеспечение | Оборудование |
1 | Одуванчики | Восковые мелки и акварель | Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. | Лист бумаги бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь. |
2 | Весеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Лист бумаги, гуашь, кисти, печатки из ластика в форме листика. |
3 | Рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных техниках. | Все имеющееся в наличии. |
4 | Итоговая выставка рисунков за год |
| Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные высказывания. | Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка за год) |
Табель посещаемости детей кружка: «Пальчиковая живопись»
№ п\п | Фамилия,имя ребенка | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||
1 | Григорян Наре | ||||||||||||||||||
2 | Ембекова Лиза | ||||||||||||||||||
3 | Куклин Семен | ||||||||||||||||||
4 | Нестеров Саша | ||||||||||||||||||
5 | Туманов Артем | ||||||||||||||||||
6 | Тихонов Саша | ||||||||||||||||||
7 | Северюхина Ангелина | ||||||||||||||||||
8 | Шкарин Илья | ||||||||||||||||||
9 | ЯковлеваСаша | ||||||||||||||||||
10 | Митрофанов Андрей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………&hel...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки»
Цель программы: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи программы: 1. ...