Речевая деятельность педагога
статья
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения.
Коммуникация – общение, обмен информацией. В основе: единая модель речевой коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_deyatelnost_pedagoga.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая деятельность педагога»
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения.
Коммуникация – общение, обмен информацией. В основе: единая модель речевой коммуникации.
Элементы этой модели:
– отправитель информации (адресант), – говорящий или пишущий человек;
– получатель информации (адресат) – читающий или слушающий человек;
– сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации речевая коммуникация и сам процесс общения невозможны.
Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.
Основные виды речевой деятельности:
Речевая деятельность — использование языка в речи.
Речевая деятельность имеет два противоположных направления:
восприятие чужой речи
создание собственного высказывания.
Так как речь существует в письменной и устной форме, для ее восприятия используется слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и говорение.
Для успешного понимания чужих и создания собственных высказываний необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как
– говорение (устное выражение мысли);
– слушание (восприятие речи на слух, понимание ее);
– письмо (графическое, письменное выражение мысли);
– чтение (восприятие, понимание чужой записанной речи). Различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Каждый из них имеет свои особенности
Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов в детстве необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы впоследствии используем подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся у нас в долговременной памяти. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.
Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того чтобы поддерживать разговор на различные темы необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, это позволит глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.
Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание.
Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью может быть использован данный текст:
– для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);
– для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);
– для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).
Учителю необходимо формировать у учащихся разнообразные умения.
1. Рецептивные умения:
1. предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы;
2. понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации;
3. понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные понятия;
4. извлекать из прочитанного нужный факт или событие;
5. прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением при парной или групповой работе.
2. Репродуктивные умения:
1. воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;
2. делить текст на смысловые части, выделять в них главное;
3. сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога;
4. конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста;
5. составлять реферат, записывать тезисы.
3. Репродуктивно-продуктивные умения:
1. раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;
2. составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана;
3. передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично;
4. реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе;
5. обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.
4. Продуктивные умения:
1. использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения;
2. на основе текста писать реферат, небольшой доклад для выступления;
3. участвовать в проектной работе по известной теме.
Навыки чтения у разных людей разные. Их развитие помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. При зрительном восприятии текста важную роль играют:
– фиксация взгляда;
– остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
– движение глаз
– передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
– поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Недостатки чтения:
– регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному);
– артикуляция (внутреннее проговаривание текста), замедляющее скорость чтения в 3-4 раза;
– малое поле зрения (взглядом воспринимается 2-3 слова);
– слабое развитие смыслового прогнозирования (предугадывания);
– низкий уровень организации внимания (быстро переключаются на посторонние мысли и предметы);
– отсутствие гибкой стратегии чтения (нет цели, не используют правил обработки текста). В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение.
Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик.
Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно бывает отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записками). Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать.
Письмо как вид речевой деятельности развивается только на основе аутентичного учебного материала.
Необходимо уметь:
1. выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию;
2. делать нужные для последующего обсуждения проблемы записи;
3. составлять и заполнять анкеты;
4. писать краткую (развернутую) автобиографию;
5. составлять деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета;
6. писать письма личного характера с использованием правил речевого этикета.
Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, языка художественной литературы. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, исправляя и дополняя. В письменной речи и подготовленной устной речи выбор и оценка языковых средств занимают значительное место.
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который был отправлен адресантом, это другой текст: каждая личность неповторима.
Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки и этап смысловой интерпретации. Установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25% уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах усваивает в среднем 60 – 70 % того, что ему говорят. Причина - недостатки слушания:
– бездумное восприятие (речь - фон для какой-либо деятельности);
– обрывочное восприятие (воспринимаются отдельные части звучащей речи);
– узость восприятия (неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности).
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо понять для чего ты слушаешь (получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей).
Факторы эффективного слушания:
– отношение слушателей;
– интерес слушателей (образованные люди более внимательны, чем необразованные).
– мотивация слушателей (говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия;
– эмоциональное состояние (речь затрагивает вопросы близкие и интересные собеседнику)
Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
1. концентрироваться (следить за ходом мысли и деталями сообщаемого);
2. анализировать содержание (вычленять главную тему, идею в речи, делать выводы);
3. слушать критически (связывать услышанное со своим опытом, проанализировать);
4. конспектировать (записать услышанное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"
Материал предназначен для работы воспитателей с детьми раннего возраста...
Доклад «Речевая деятельность педагога»
Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умен...
Статья "Речевая деятельность педагога"
Говорение, слушание, чтение, письмо...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
Конспект выступления на ШДН "Развитие детской инициативы и самостоятельности в процессе совместной речевой деятельности педагога с детьми"
На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся едва ли не самой актуальной для современного ДОУ...
Конспект совместной деятельности педагогов, детей и родителей по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Технологии исследовательской деятельности».
Ход мероприятия:Вход детей под музыку. Звук «Стужа».Воспитатель – Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наша встреча посвящена прекрасному времени года – зиме.Воспитатель &ndash...
Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"
Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"...