Доклад «Речевая деятельность педагога»
статья на тему
Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умения оптимально эффективно общаться с участниками педагогического процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdorech.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш
Доклад
«Речевая деятельность педагога»
к педсовету «Совершенствование коммуникативно-речевых умений педагогов ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Петрова Е.С.
Январь, 2010
Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умения оптимально эффективно общаться с участниками педагогического процесса. А для этого педагоги не только должны быть высококвалифицированными, но и знать принципы и функции профессионального педагогического речевого общения. Общение рассматривается нами в структуре профессиональной деятельности педагога и неотделимо от нее. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно «выступает, во-первых, как средство решения педагогических задач, во-вторых, как способ организации воспитателя и детей, в-третьих, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса»; поэтому понятие «профессиональное общение педагога» надо представлять как «систему сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогической задачи, которая реализуется с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики».
К основным требованиям, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям педагога, относятся:
информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем, чтобы вызвать интерес детей к предлагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая старших дошкольников к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия детей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с познавательной деятельностью воспитанников по ее усвоению);
организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег); коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении);
умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией и родителями). Все эти умения по сути общекоммуникативные, от них во многом зависит результат деятельности педагогов ДОУ - воспитание творческой, гармонично развитой личности.
Согласно государственному стандарту по дошкольному образованию, который существует пока в виде проекта, критерием оценки качества дошкольного образования является создание условий для развития ребенка; поэтому совершенствование коммуникативно-речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Основа сформированности коммуникативной деятельности участников педагогического общения - определенный набор коммуникативных умений и навыков. Обратим внимание на разграничение коммуникативных умений и навыков. А.А. Леонтьев подчеркивает их разную природу: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения имеют творческий характер. Поэтому речевая деятельность педагога связана прежде всего с коммуникативно-речевыми умениями, сформированность которых - важное условие эффективности профессионального общения. Впервые коммуникативно-речевые умения выделила Т.А. Ладыженская, дифференцируя их следующим образом: умения, связанные с анализом и оценкой результативности общения; умения, нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности. Проблема совершенствования и применения на практике коммуникативно-речевых умений воспитателя есть и у нас в детском саду. Целостной методической системы развития коммуникативно-речевых умений педагогов дошкольного образования пока не создано: не определены направления работы по развитию их коммуникативно-речевых умений, не разработаны критерии оценки уровня развития таких умений воспитателей для определения перспектив их совершенствования. Выход из данной ситуации мы видим в совершенствовании коммуникативно-речевых умений педагогов в системе самообразования. Будет эффективным, если проводить:
1. Систему методической работы по совершенствованию коммуникативно-речевых умений педагогов в условиях ДОУ.
2. Проблемные семинары, методические объединения старших воспитателей ДОУ, учителей-логопедов по совершенствованию коммуникативно-речевых умений для наиболее эффективной работы с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
педсовет "В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра."...
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"
Материал предназначен для работы воспитателей с детьми раннего возраста...
Доклад «Инновационная деятельность педагога»
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его проф...
Статья "Речевая деятельность педагога"
Говорение, слушание, чтение, письмо...
Конспект выступления на ШДН "Развитие детской инициативы и самостоятельности в процессе совместной речевой деятельности педагога с детьми"
На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся едва ли не самой актуальной для современного ДОУ...
Речевая деятельность педагога
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения.Коммуникация – общение, обмен информацией. В основе: единая модель речевой коммуникации....