Статья "Речевая деятельность педагога"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Речевая деятельность педагога: говорение, чтение, письмо, слушание»
Речевое общение – особый вид взаимодействия людей, обмен мыслями, сведениями, идеями с помощью языка.
Коммуникация – связь и взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию.
Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для того, кому они адресованы.
Элементами модели речевой коммуникации являются:
- адресант - человек, который отправляет информацию, говорит или пишет ее.
- адресат - человек, который получает информацию, читает или слушает ее.
- текст - это речевое произведение, в нем есть замысел, тема, структура. Это результат деятельности людей в процессе речевого общения. В письменной форме речевое общение называется сообщением.
Без текста, без информации речевая коммуникация и сам процесс общения невозможны.
Речевая деятельность – один из видов деятельности человека и направлена на решение конкретной задачи.
Она состоит из двух противоположных частей:
- восприятие чужой речи
- создание собственного высказывания.
Профессиональная речь педагога - главное средство обучения и воспитания. Уметь общаться, владеть содержанием профессионального образования, обладать развитыми способностями профессиональной коммуникации необходимо каждому учителю.
Речевая деятельность состоит из последовательных фраз, этапов:
- ориентировки (конкретный замысел, постановка целей речевой деятельности)
- планирование (осмысление, формулирование основных вопросов, определения порядка их следования)
- реализация (создание речи)
- контроль (корректировать замысел во время воспроизведения устного текста или совершенствовать написанное)
Для того, чтобы понимать и создавать речевые высказывания человеку необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как
Продуктивные (продуцируемые участниками общения)
– говорение (устное выражение мысли);
– письмо (графическое, письменное выражение мысли);
Рецептивные (воспринимающие текст):
– слушание (восприятие речи на слух, понимание ее);
– чтение (восприятие, понимание чужой записанной речи). Различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Они лежат в основе процесса речевой коммуникации. Успешность речевого общения зависит от того, насколько хорошо сформировались навыки речевой деятельности. Для учителя, владение каждым из этих видов речевой деятельности – необходимое условие профессионального мастерства.
Каждый из них имеет свои особенности
Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания (образуется устный текст). Главным средством говорения выступает голос. Когда мы говорим происходит не только подбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому необходимо с ребенком заучивать стихотворения, так как в сознание формируются готовые структуры, которые впоследствии ребенок будет использовать инстинктивно). Для говорения также важна соответственная интонация, которая уместна для данного высказывания.
Основные правила говорения, значимые для педагога:
- четко определить коммуникативное намеренье (цель урока), продумать тему, содержание своей речи
- менять содержание речи опираясь на отклик собеседника
- в своей речи отражать такие свойства личности, как доброжелательность, стремление к сотрудничеству, компетентность
- в конце своей речи проверить соответствие ее замыслу
Говорение учителя часто имеет письменный источник.
Для улучшения навыков говорения необходимо освоение техники речи, а также быть готовым к поддержанию беседы на разнообразные темы, в этом поможет самообразование, оно позволит глубже разбираться в различных жизненных аспектах и улучшать стиль своей речи.
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это активный мыслительный процесс, в процессе которого речевые сообщения подвергаются смысловой переработке. В момент восприятия речи реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) создает свой собственный текст, опираясь на свой жизненный опыт. В любом случае этот текст разнится с тем, что был отправлен адресантом.
Слушание является компонентом общения и содержит два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала, его обработки и этап смысловой интерпретации. Понимание речи во время слушания у человека достигает ¼ части уровня эффективности за 10 минут. Даже в частных беседах усваивает в среднем 2/3 части того, что говорят.
Причина состоит в недостатках слушания:
- поверхностное восприятие (речь определяется как фон для какой-либо деятельности);
- обрывочное восприятие (улавливаются разрозненные части звучащей речи);
- узость восприятия (неумение критически оценить содержание сообщения).
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, нужно ответить на вопрос: для чего ты слушаешь? (получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей).
Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
1. концентрироваться (отслеживать ходом мысли и детали сообщаемого);
2. анализировать содержание (вычленять главную тему, идею в речи, делать выводы);
3. слушать критически (связывать услышанное со своим опытом, проанализировать);
4. конспектировать (записать услышанное).
Основные правила слушания, значимые для педагога:
- понять речевой замысел собеседника – это речевой замысел учителя.
- уметь спрогнозировать содержание его речи с первых фраз
- проявлять активность в общении, при необходимости, помочь собеседнику (наводящими вопросами, положительной оценкой услышанного, резюмируйте его речь)
- быть внимательным и дружелюбным слушателем
- когда закончили общение покажите, что вы поняли речь автора, если не поняли, выясните его речевое намерение.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, целями которого является получение и переработка письменной информации. Процесс чтения определяется особенностями текста. Прежде чем начать работать с текстом, учителю необходимо определить, с какой целью будет использован данный текст:
– для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);
– для выборочного ознакомления с текстом (просмотровое чтение);
– для подробного изучения содержания текста (изучающее чтение).
Педагогу необходимо формировать у учащихся разнообразные умения чтения:
1. Рецептивные умения (восприятие речи):
1. предугадать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстраций с опорой на наводящие вопросы
2. понимать то, что прочитал, выделяя главную мысль, идею, основную информацию
3. понимать полное содержание прочитанного опираясь на известные понятия;
4. вычленять из прочитанного нужный факт или событие;
5. предвидеть события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстрации, с обсуждением при парной или групповой работе.
2. Репродуктивные умения (воспроизведение речи):
1. воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;
2. расчленять текст на смысловые части, выделяя главное;
3. сокращать текст, выделяя главную информации, чтобы передать его содержания в форме диалога или монолога;
4. строить диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста;
5. писать реферат, тезисы.
3. Репродуктивные + продуктивные умения:
1. раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;
2. составлять план своего выступления, делая пометки к каждому пункту плана;
3. воспроизводить прочитанное от имени автора, 3-го лица, от себя лично;
4. преобразовывать текст в интервью, беседу и проигрывать его в парной (или групповой) работе;
5. подытожить проблему, используя уже известные факты из других областей повседневной жизни.
4. Продуктивные умения:
1. использовать новые языковые и речевые средства
2. на основе текста писать реферат, небольшой доклад для выступления;
3. участвовать в проектной работе по теме.
Навыки чтения у всех разные. Если их развивать, то это поможет человеку в освоении большого объема информации за более короткий промежуток времени. При зрительном восприятии текста важную роль играют:
– сосредоточение взгляда;
– остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
– движение глаз
– переброска взгляда с одного куска текста на другой;
– поле зрения – участок текста, воспринимаемый глазами при взгляде.
Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. В результате письма образуется записанный текст. В письменной форме общения отсутствует реципиент, то есть тот, кто воспринимает речевую деятельность. Автор текста не видит отношения читающего на свой текст, а может лишь предугадать ее.
Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик.
Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Она делится на отсроченную (письмо) и непосредственную (обмен записками). Ей присуща весьма сложная организация, которой необходимо специально овладевать.
Для овладения письменной речью надо научиться:
1. выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию;
2. делать записи для последующего обсуждения проблемы;
3. составлять и заполнять анкеты;
4. писать краткую (развернутую) автобиографию;
5. составлять деловые письма, используя необходимую для данной ситуации форму речевого этикета;
6. писать письма частного характера, с применением правил речевого этикета.
Когда человек пишет, он дольше обдумывает свою речь, корректируя и дополняя ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-222178-1363368178.jpg)
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/24/picture-274368-1374616445.jpg)
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-294356-1381122210.jpg)
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-307576-1380820386.jpg)
Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .
В данной работе собран диагностический инструментарий способствующий выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1377604-1642412964.jpg)
Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога.Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога
Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога...