Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
для детей старшей группы
Задачи:
Обучающие:
Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде.
Развивающие:
Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
Воспитывающие:
Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
Портрет К. И. Чуковского;
Иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, презентация слайдов;
Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки).
Ход викторины:
Ведущая: Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)
Ну, тогда пора тихоньком
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человек К. Чуковский. Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля. К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
1 тур «Доскажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа.» (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит.» (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде.» (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки.» (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька.» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям.» (а корыто по лугам) «Федорино горе»
2 тур «Кто есть, кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!
3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит, и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
9. Кто потушил пожар в сказке «Путаница»? (Бабочка)
10. В какой сказке гости предали именинницу? (Муха-цокотуха)
11. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)
12. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике)
13. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон»? (Перчатки)
14. Из какой это сказки: «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)
15. Название сказки, в которой крокодил проглотил солнце («Краденое солнце»)
16. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
17. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)
19. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)
16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)
19. Кто проучил злогоБармалея? (Крокодил)
20. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)
21. Кто проглотил солнце? (Крокодил)
22. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца);
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Сито (Скачет сито по полям);
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки).
К. И Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему,что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
5 тур «Загадки»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки; «Чудо - дерево»
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно; «Краденое солнце»
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет; «Федорино горе»
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
«Бармалей»
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада! «Телефон»
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова. «Айболит»
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался. «Тараканище»
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой. «Мойдодыр»
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли. «Путаница»
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался 'Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Закрепить знание детей по сказкам К.И. Чуковского...
Совместная образовательная деятельность "Игра – викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского" Для старшей группы
"Игра – викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского"...
Игра - викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
Занятие в средней группе по сказкам Корнея Чуковского....
Сюжетная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
Проведение данной викторины направлено на закрепление знаний детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского...
Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы
Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы Задачи: Обучающие: Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского; ...
Что за прелесть эти сказки! Викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Задачи:1. Закрепить знания детей о творчестве К.И.Чуковского....
Литературная гостиная по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Сценарий досугового мероприятия для детей средней группы.
Цель: приобщение детей к классической детской художественной литературы.Задачи:1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию слушать произведения; 2. Закрепить и систем...