Образовательный проект для детей 5 – 6 лет познавательно-творческого характера «УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»
методическая разработка (старшая группа)
Развитие ихудожественно-творческих и познавательных способностей детей в процессе ознакомления и работы с нитками разного происхождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_nit.doc | 658.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Образовательный проект
для детей 5 – 6 лет познавательно-творческого характера
«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»
Автор проекта: Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта……..…………………………………………………………..3
2. Структура проекта…………………………………………………………….4-5
3. Этапы проекта…………………………………………………………………6-7
4. Перспективно-тематический план реализации проекта……………………8-9
Литература ………………………………………………………………………10
Приложения:
- презентация «Как и когда возникли нитки»
- сказки и стихи про нитки;
- пальчиковая гимнастика с нитками;
- электронный каталог поделок из ниток;
- выставка семейных елочных игрушек из ниток;
- волонтерская акция «Подвесной модуль в детский дом»;
- детские работы на выставки и конкурсы;
- фотоматериалы.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Удивительная нить» |
Девиз проекта | Нитки есть любого цвета. Люди любят нас за это. Всё, что носят все вокруг – Это дело наших рук! |
Вид проекта: - по срокам | среднесрочный апрель – май 2020 года |
| групповой |
| познавательно - творческий |
Автор | Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель |
Участники проекта | воспитанники старшей группы, педагоги, старший воспитатель, родители (законные представители) |
Целевая аудитория | 5-6 лет |
Масштаб | в условиях дошкольного учреждения |
Правовая основа | Проект реализуется в рамках реализации плана работы МБДОУ «Детский сад № 55» на 2019-2020 учебный год |
2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Актуальность проекта. Когда появляется на свет человек, первое, с чем он соприкасается - ткань. Пеленка, распашонка, одеяльце, шапочка. Всё соткано, связано, сшито из разных ниток. Наверное, каждый из нас хоть раз задумывался о происхождении ниток: почему они так называются, кто и когда придумал этот незаменимый материал, что из каких ниток можно сделать?
В ходе работы над образовательным проектом попробуем с детьми найти ответы, на возникающие вопросы.
Выявление проблемы. У большинства детей недостаточно сформированы:
- понятия о нитках и тканях;
- знания об их возникновении;
- технические приемы работы разными нитками и в сочетании с материалами изодеятельности;
- познавательные процессы и функции: речь, восприятие, воображение, представление, усидчивость и аккуратность.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей детей в процессе ознакомления и работы с нитками разного происхождения.
Задачи проекта
Образовательная: Расширить и углубить представление детей о роли нитки в жизни человека. Познакомить детей с историей возникновения ниток. Закрепить знания детей об особенностях производства разных нитей. Учить приёмам и способам работы с разными нитками в сочетании с пластилином, бумагой, картоном, пуговицами и т.п.). Совершенствовать навыки работы с приемами изодеятельности.
Воспитательная: Воспитывать уважение к труду людей, изготавливающих нити и изделия из них; усидчивость и желание оказывать помощь друг другу; аккуратность.
Развивающая: Обеспечивать условия для развития фантазии, внимания, глазомера, творческие способности. Дать возможность детям почувствовать себя исследователями.
Гипотеза образовательного проекта. В результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме: «Удивительная нить» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления об истории возникновения ниток и их предназначении для человека, разовьётся моторика, речь, творческое воображение, раскроются артистические данные.
Принципы реализации проекта:
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
3. Наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. Динамичность: Интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация: Создание благоприятной (специальной) среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребёнком.
Особенности проектного метода при работе с дошкольниками: Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Направление деятельности | Содержание |
I этап – подготовительный | |
(информационно-аналитический) Задача: Сбор и анализ информации |
|
(методическое обеспечение проекта) Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса |
|
II этап – основной | |
Работа с детьми Задачи:
|
6. Создание условий для развития творческих способностей, обогащения словарного запаса и сценической речи детей. |
Работа с родителями (законными представителями) Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность. |
|
III этап – заключительный | |
Фотоотчёт Задача: Демонстрация опыта работы. | Итоги образовательного проекта оформить в виде слайдовой презентации с фотоматериалами, материал представить в методический кабинет ДОУ. |
Ресурсы Проекта:
- Кадровые: Педагоги, старший воспитатель, младший воспитатель группы, родители воспитанников.
- Материально–технические: Групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук.
- Финансовые: Средне затратный проект.
Ожидаемый результат Проекта:
- Для педагогов:
- освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
- Для детей:
- будут иметь представление о нитках, тканях и уметь объяснить их для человека значение другим;
- приобретут практические умения в изготовлении поделок из ниток разными способами изодеятельности;
- сформируются простейшие представления об окружающем нас мире предметов.
- повысится познавательно-исследовательский интерес.
- Для родителей (законных представителей): Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Перспективно-тематический план реализации проекта «Волшебные клубочки»
Общая тема | Срок реализации | Вид деятельности | Продукт детской деятельности | ||
с детьми | с родителями (законными представителями) | Изготовление пособий (наглядного материала…) | |||
«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ» | апрель 2020 2019 года | Чтение художественной литературы:
Дидактические игры:
НОД: -выкладывание из ниток по шаблону «Весенние цветы» - «Что такое нитка и для чего она нужна» (познавательное развитие) | Организовать сбор разных ниток Подготовить: Папку – передвижку на тему: «Невозможна жизнь без ниток» | Подготовить презентацию для детей «Как и когда возникли нитки» Собрать коллекцию ниток и оформить в коробке. Игры:
| Рисование с помощью ниток: - цветы; - волны; - облака. |
Общая тема | Срок реализации | Вид деятельности | Продукт детской деятельности | ||
с детьми | с родителями | Изготовление пособий (наглядного материала…) | |||
«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ» | Май 2020 | Используемая литература: - А.Науменко «Сказка про нитку и иголку»; - А.Барто «Вязание» Дидактические игры: - «Что из каких ниток», - «Чудесный мешочек», - «Словообразования» НОД: - «-Праздничный салют»(аппликация) | Выставка работ «Раз петелька, два петелька» (изделия взрослых своими руками) | Электронный каталог «Поделки с детьми из ниток» | «Радуга – дуга» «По замыслу» (вышивание по картону + аппликация) – индивидуальная работа. |
Литература.
В.Преображенская «Поделки из ниток и пуговиц, бусин»
Л.Бурундукова «Волшебная изонить»
Н.В.Величко «Поделки из ниток»
И.В.Новикова «Фигурки и игрушки из ниток и пряжи»
Т.И.Прохорова «Новые технии работы с шерстяными нитками» (мастер-класс)
Энциклопедия «Я познаю мир»
Приложение.
Игры с веревками – Лазерный лабиринт
Возьмите клубок шерстяных ниток, лучше ярких, и натяните нити в комнате между всеми элементами: стульями, столом, диваном, шкафом. У вас получится вид лазерной сигнализации в квартире или лазерный лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи». Детская игра способствует развитию координации и ловкости.
Игры с веревками – Человек Паук
Предложите ребенку поиграть в Человека Паука и сплести паутину на ножках стула. Пару часов свободного времени и тишины вам обеспечены.
«Укротитель ниток»
Эту игру можно предложить детям от 3 до 6 лет.
Однако ее изготовлению нужно уделить чуточку времени. Возьмите пластмассовый шарик, который обычно используют для наполнения сухих бассейнов. Сделайте в нём небольшое отверстие; как правило, в мячиках есть отверстие, его можно лишь немного увеличить. И еще вам понадобится бельевая веревка диаметром от 2 мм. и длиной 2-3 метра. Один конец шнура продеть в сделанное отверстие в мячике. Если веревочка будет выпадать, следует сделать сквозное отверстие и закрепить при помощи узла.
Игрушка готова, можно приступать к игре. Ребёнку даёте шарик с размотанной нитью. Задача малыша — намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил. Для одного ребенка – это игрушка головоломка. А если вы сделаете 2 игрушки, то можете устраивать соревнования между детками. Эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев и развивает координацию.
Знакомство с терминами.
Прялка и веретено.
Одеждой первобытных людей служили шкуры. Потом люди научились стричь животных и прясть длинные нити, закручивая волоски шерсти инструментами, которые некоторые народы используют еще сегодня: прялкой и веретеном.
Нить наматывалась на веретено, которое имело острый конец. Вскоре были изобретены станки, чтобы переплетать нити между собой. На больших станках в Средней Азии до сих пор ткут ковры из шерсти и шёлка, применяя технику ткачества прошедших веков.
Лён и хлопок.
Лён и хлопок — растительного происхождения. Лён с голубыми цветками умели выращивать уже в древние времена. Из льняной ткани были сшиты одежды египтян. Хлопок стал известен намного позже. Впервые он был выращен в Индии и распространился в Европе лишь после открытия Америки. Это растение с белыми цветами культивируется на огромных площадях земли.
Китайский шёлк.
Шёлковая нить, тонкая и прочная, получена из гусеницы шелкопряда. Нить свёрнута в форме яйца внутри личинки гусеницы, из которой рождается бабочка.
Шёлк появился в Европе в средние века.
Китайцы долго хранили секрет получения шёлка, угрожая смертью тому, кто раскроет его. Легенда гласит, что итальянский монах, на обратном пути из Китая, спрятал несколько личинок в палке, которая служила ему опорой в дороге.
Синтетические ткани.
Не имеют ни растительного, ни животного происхождения. Их производят из химических волокон.
Знаете ли вы, что: 1. Раньше пряли с веретеном, затем с барабаном. Ныне существуют очень быстрые прялки. Шерсть скручивается в бобины и клубки. 2. Чесание шерсти: волоски шерсти прочёсываются чесалками с острыми зубцами. Когда волоски почёсаны, они готовы к следующему этапу. 3. Нитки окрашивались. Раньше использовали сок овощей, сейчас — химические красители. 4. Раньше станки управлялись вручную. В 1808 году Жаккаром был изобретен новый станок, который справлялся с различными операциями автоматически. 5. Сказка «Спящая красавица» рассказывает историю принцессы, которой злая фея напорочила смерть от укола веретеном. Оживить её мог только поцелуй принца.
Не губи ты жизнь бездельем –
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца
Для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма –
Закружилась голова!
То, что любим — вышиваем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа,
Тут уж новая забота
Вновь сюжеты выбирать.
Шить, вязать иль вышивать… А.Волкова
«Игра с ниткой».
(пальчивовая гимнастика)
Разотру я нитку сильно,
На каждый пальчик накручу.
Раскручу я нитку снова,
Никого не обойду.
Потяну я нитку сильно,
Ох, и крепкая она!
Покручу я руку вправо,
Влево нитку раскручу
И прижму руки к плечу.
Плечи нежно разомну.
Не забуду щечки, ушки,
Пройдусь руками по макушке
И спрячу ниточку в ракушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского
В данном конспекте "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...
Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"
Формирование интереса и потребности в постоянном чтении произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...
Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)
Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....
Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...
Краткосрочный познавательно-творческий мини-проект "Удивительный мир насекомых"
Данный проект будет полезен для педагогов средней группы...
Краткосрочный познавательно – творческий мини-проект «Удивительный мир насекомых»
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг нас. Знания которые имеют дети, недостаточны, чтобы делать правильные выводы, объяснять св...
Образовательный проект познавательно – творческого характера «Амурский тигр – хозяин тайги» для детей старшего возраста
Образовательный проект "Амурский тигр- хозяин тайги"...