Консультация «Реализация проектной технологии в ДОУ»
консультация
Консультация
«Реализация проектной технологии в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_proektnaya_tehnologiya.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кыренский детский сад «Солнышко»
Консультация
«Реализация проектной технологии в ДОУ»
Выполнила:
Воспитатель второй младшей группы
М.С. Гусева
с. Кырен
2020
Основная задача педагогов дошкольного образования - выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технологии портфолио дошкольника и воспитателя.
- Технология «ТРИЗ»
- Технология предметно - развивающей среды.
Проектная деятельность – один из важнейших элементов зоны ближайшего развития ребенка (пространства детской реализации). Проекты бывают трех типов: творческие, исследовательские и нормативные. Главное условие эффективности проектной деятельности – это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого – в создании условий.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
Быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
Поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
Помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
В ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
Помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Проектная технология построена на деятельностном подходе, который говорит о том, что ребенок является субъектом образования. Он сам совершает активные шаги для того, чтобы добыть знания.
Структура деятельности.
Потребность – мотив – цель – условия – действия.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы ( ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов позволяет учить детей: целеполаганию и планировании; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы в различных формах; работе с макетами, плакатами, моделями, схемами. Практическому применению знаний в различных формах ( в том числе в нестандартных) ситуациях.
Метод проектов в ДОУ – взаимодействие педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта и презентация полученных результатов. Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности.
Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Результат проекта.
Все проекты имеют прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Результат: можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности.
Оформленные детские альбомы. Макеты, фотоальбомы, фотогазета, реальные детские постройки, созданные схемы, спектакли, выставки.
Результат проекта – решение проблемы, которая была у вас в начале.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Постановка проблемы | Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией | Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы. |
Определение цели деятельности | Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей | Обозначают цель деятельности( становятся активными исследователями окружающего мира) |
Конкретный замысел | Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет. | Участвует в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения. |
Планирование | Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально- личностных условий. | Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций. |
Реализация проекта и рефлексия | Организует и мотивирует различные виды деятельности через интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов. | Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателей. |
Анализ результатов и презентация | Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми. | Проводят посильные анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов. |
1 этап. Постановка проблемы.
Выбор темы от педагога
От педагога | От детей |
наблюдать за детьми, самой вычленять их интерес или проблемы, чтобы направить проект на их решение. В зависимости от предстоящих событий. Например, 9 мая, новый год. Праздник или элемент праздника будет результатом. | Дерево познаний, дерево почемучек, шкатулка идей (фиксация детских вопросов) (Чем старше дети, тем выше вероятность того, что тему будут выбирать дети) |
Чтобы заинтересовать детей используется метод создания проблемной ситуации.
Примеры проектов и постановки проблемы.
«Огород для Чиполлино»
(Чиполлино загрустил ,т.к. ему одиноко, поможем ему больше не грустить и вырастить ему друзей.)
«Подарок Деду Морозу»
Увидели в календаре 17 ноября д/р у Деда Мороза. Он всем дарит подарки, а ему никто не дарит подарки. Ему тоже нужно подарить)
2. Этап. Определение цели деятельности.
Цель
Для педагога | Для детей |
Развивать навыки, компетентности, умения. Научить целеполаганию, планированию, презентации результатов. | создать выставку Помочь кому-то Вернуть что-то Сделать что-то Решить возникшую проблему. |
Особенности:
Мы не даем детям готовый результат, и не даем готовых решений. Дети сами предлагают варианты.
Делайте цель наглядной: зарисовать, слепить, или любым другим способом зафиксировать, чтобы дети видели и помнили о ней.
Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом, его интересом.
Ребенок всегда должен понимать цель – зачем он это делает? Почему? Зачем ему идти в детсад? Зачем искать информацию?
Пример постановки цели
Проект | Цель педагога | Цель детей |
«огород для Чиполлино» | Развитие исследовательских навыков через проращивание луковиц | Помочь Чиполлино не быть одиноким |
«Подарок Деду Морозу» | Включение детей в подготовку к новогоднему утреннику, создание праздничного настроения. | Подготовить подарок для Деда Мороза» |
3 Этап. Конкретный замысел. (Как будет выглядеть итог нашего проекта)
Что делает педагог? | Что делают дети? |
Организует мозговой штурм: как будем добиваться поставленной детьми цели. Каким путем пойдем. | Предлагают разные варианты, вплоть до нестандартных . Помогают фиксировать ответы. |
Совместное обсуждение и принятие конкретного решения. Необходимо создать образ результата. определить то, как будет выглядеть наш результат. Не сообщайте детям готовое «Я предлагаю» и не делайте так, как будто вам уже заранее известно, и вы лишь ведете детей по уже поставленному маршруту.
Пример замысла проектов
Проект | Конкретный замысел |
Огород для Чиполлино | Сделать еще луковок-друзей или создать город-огород Нарисовать ему друзей и огород Покатать его на поезде |
Подарок для Деда Мороза | Сделать несколько новогодних подарков Подарить цветы Подарить новый мешок для подарков Сделать ему новый посох. |
4. Этап Планирование
2 этап Видим цель
3 этап Знаем каким будет результат
4 этап Как достичь результат?
Особенности:
Составляем совместно с детьми. Не даем готовых шаблонов.
Наглядность: зарисовать. Висит на видном месте ( Мы понимаем, что живем проектом)
Цель педагога – научить детей планированию.
Не идем за красотой и эстетикой. Важна суть, а не картинка.
Что нужно – Кто ответственный.
Отмечаем в плане сделали или нет.
5 этап. Реализация проекта и постоянная рефлексия.
Когда проводить: утренний круг, занятия, элементы дома.
Отмечаем в таблице с планом, что шаг выполнен. Показываем детям – если постепенно выполнять шаги, то получится достичь цели, которая вначале могла казаться неподъемной.
Возможны изменения в план.
6 этап. Анализ результатов и презентация.
Все шаги пройдены. Продукт (результат) готов. Обсуждение.
Дети сами рассказывают о своем проекте.
Не заученным текстом.
Кому презентуем? Соседней группе, родителям, педагогам, миру?
Варианты презентации.
Через мнемотехнику (Лента фотографий или альбом)
Театрализованное представление
Встраиваем в игру, утренник.
Произвольное повествование.
Для какого возраста предназначена технология?
Старший, подготовительный возраст. Возможно, средняя группа.
Е.С.Евдокимова в книге «технология проектирования в ДОУ» пишет, что есть формат «Подражательно – исполнительский» реализации проектов.
Дети не могут сами выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально- творческих способностей.
Поэтому активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или не явно детьми).
Проблема – цель – замысел – планирование - реализация – презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проектной технологии здоровьесберегающей направленности в дошкольной организации
Сохранение здоровья ребенка – одна из основных задач деятельности дошкольной организации. Используя различные педагогические технологии, воспитатели не только дают детям необходимый круг знаний,...
Реализация проектной технологии в процессе взаимодействия специалистов ДОУ в условиях ФГОС ДО
Проектная технология сейчас успешно реализуется во многих ДОУ, т.к. она способна увязать неслишком веселый учебный процесс с реальными событиями, происходящими в жизни ребенка. Внедрение данной технол...
Управленческий проект "Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО
Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО...
Реализация проектной технологии "Животные родного края"
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у детей любви к Родине, бережное отношение к природе родного края....
Реализация проектной технологии: "Я позову тебя в музей...."
Приди в музей и насладись,В нем столько важных есть вещей!Душой к искусству прикоснись,Зови в музей родных, друзей!Открой же сердце красоте,Прекрасен каждый экспонат!Поймут искусство только те,Кто кра...
Особенности реализации проектной технологии патриотической направленности в детском саду
Особенности реализации проектной технологии патриотической направленности в детском саду....
консультация "Технология работы с родителями в условиях реализации проектной деятельности"
Технология работы с родителями в условиях реализации проектной деятельности...