"эффективные практики наставничества"
консультация
Описание моделей, приёмов организации эффективной практики наставничества в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_praktiki_nastavnichestva.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные практики наставничества
(модели, приемы, методы, результаты)
Выполнила: воспитатель МБДОУ
«Бобровский детский сад № 5 «Сказка» Мельникова Светлана Николаевна
Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более опытных педагогов
А. С. Макаренко
На современном этапе развития образовательной системы наставничество – это передача профессионального опыта, преемственность поколений, а также форма профессиональной адаптации, способствующая закреплению кадров в педагогическом коллективе. Взаимодействие наставника и молодого специалиста осуществляется на рабочем месте, что иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания.
Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении - оказание помощи начинающим воспитателям в их профессиональном становлении.
Задачи дошкольного наставничества:
привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;
ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
способствовать успешной адаптации молодых специалистов и воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.
Наставничества в ДОУ может быть организовано, как в форме индивидуального обучения и передачи личного опыта в результате наблюдений непосредственно на рабочем месте, либо же в групповой форме в виде посещения лекций, семинаров и тренингов, приглашенных или собственных специалистов, участия в интернет - форумах и сообществах. В результате использования этих форм организации наставничества, авторские приемы и профессиональный опыт педагога-мастера будут наложены на общие знания и умения молодого специалиста в контексте современной ситуации в образовательном сообществе.
Наиболее эффективной система наставничества в ДОУ будет, если в отношениях наставника и молодого специалиста присутствуют взаимное уважение, доверие и желание работать вместе. Только в этом случае возможно продуктивное и по-настоящему качественное наставничество, достигающее стоящих перед ним целей и задач.
С учётом профессиональных потребностей начинающего воспитателя выделяют следующие роли педагогов – наставников:
«Проводник». Наставник обеспечивает подопечному ознакомление с системой данного ДОУ «внутри»; реализует пошаговое управление его педагогической деятельностью.
«Защитник интересов». Оказывает помощь в решении всех конфликтных ситуаций, образующихся в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, создавая атмосферу взаимопомощи и партнёрства.
«Кумир». Наставник абсолютно всеми собственными индивидуальными и профессиональными достижениями, социальным положением, стилем работы и общения способен заинтересовать профессиональное самосовершенствование молодого специалиста
«Консультант». В данной роли наставник поддерживает подопечного, приходя на помощь только тогда, когда начинающий воспитатель обратиться за советом.
«Контролёр». Молодой специалист самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность её организации, эффективность форм, методов, приёмов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций.
Наставничество традиционно предполагает трехэтапную организацию.
На первом, адаптационном этапе, Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет специалисту его права и обязанности. Планирование работы осуществляется согласно личным особенностям, творческому потенциалу, базовому образованию молодого специалиста.
На втором, основном этапе, педагог-наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому специалисту материалы для самосовершенствования. Индивидуальный план наставничества разрабатывается на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы. Дополнительно педагог-наставник может помочь подопечному в создании личной страницы на официальном сайте, где тот сможет публиковать материалы для родителей и коллег.
На контрольно – оценочном этапе наставник анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочеты, ставит задачи по их устранению, проверяет готовность подопечного к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. Старший коллега высказывает конструктивную критику, делает дельные замечания, указывает на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного.
В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности молодых педагогов. Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. В результате педагог приобретает уверенность в правильном выборе профессии. В результате молодые и начинающие педагогические работники проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду. В коллективе, где грамотно построена система наставничества как метод обучения педагогических кадров, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
эффективные практики наставничества
презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...
"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."
quot;Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."...
Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»
Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик» «Наставничество в профессиональной ориентации ребенка»...