Региональный конкурс эффективных практик наставничества «Мастерская наставника». Номинация: «Слово Наставника». Содержание конкурса: «Портфель наставника».
проект
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Овладение большим спектром профессиональных компетенций за короткое время - достаточно сложная задача для молодого специалиста. Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Он чувствует неуверенность, дискомфорт. Для него всё новое: социальная роль, условия труда, взаимоотношения с людьми.
Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности:
Во-первых, процесс их адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики Учреждения, коллектива, родительского социума.
Во-вторых, молодой педагог, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, должен знать основные закономерности возрастного развития воспитанников, способы социализации личности и «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
3. План программы, направленных на развитие профессиональных компетенций молодого педагога
- Знакомство с молодым воспитателем, беседа;
- Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы, анкетирование;
- Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности;
- Изучение локальных актов ДУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, лимиты адаптации, журнал приема детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, рабочая программа, план работы с родителями);
- Изучение структуры инновационой программы «От рождения до школы»;
- Виды занятий, этапы занятий, особенности составления конспектов для детей дошкольного возраста;
- Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
- Обеспечение щадящего режима пребывания ребенка в группе детского сада «Понятие адаптация»;
- Рекомендации по охране жизни и здоровья детей в группе ДОУ;
- Соблюдения режима дня в раннем возрасте- главное условие формирования здорового образа жизни;
- Творческая работа в коллективе в рамках подготовке к утренникам, правила проведения праздников;
- Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношений родителей к воспитанию ребенка»;
- Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания;
- Принципы организации индивидуальной работы с детьми «Преодоление капризов и упрямств», «Кризис трех лет»;
- Выбор методической темы для работы по самообразованию;
- Летняя оздоровительная работа в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мастерская наставника» | 62.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа
«Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»
Региональный конкурс эффективных практик наставничества «Мастерская наставника».
Номинация: «Слово Наставника».
Содержание конкурса: «Портфель наставника».
Выполнил(а) ФИО: Лаптева Светлана Ивановна
Должность, образовательное учреждение: воспитатель,
МБДОУ д/с «Ладушки»
Содержание
Персонализированная программа наставничества:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. План программы, направленных на развитие профессиональных компетенций молодого педагога
4. Содержание и реализация программы
5. Примерное планирование программы
Диагностический инструментарий:
1. Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы
Кейсы:
1. Сопровождение молодых специалистов ДОУ с применением «Кейс- материалов»
Список литературы
Персонализированная программа наставничества
1.Паспорт программы
Наименование программы | Программа по организации наставничества в ДОУ |
Основные цели, задачи программы | Цель: создание организационно-методических условий для развития профессиональных, знаний, умений и навыков, успешной адаптации молодого специалиста в условиях образовательной организации. Задачи: - выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению; - создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями; -мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию; - оказание помощи в ведении документации; - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении; - создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «педагог-педагог»; - ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; |
Сроки реализации программы | учебный год |
Составители программы | Педагог – наставник |
Участники программы | Заведующий, куратор, педагог-наставник, наставляемый |
Ожидаемые результаты Программы | Начинающие педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста. Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ. Ускорится процесс профессионального становления начинающего специалиста. |
2. Пояснительная записка
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Овладение большим спектром профессиональных компетенций за короткое время - достаточно сложная задача для молодого специалиста. Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Он чувствует неуверенность, дискомфорт. Для него всё новое: социальная роль, условия труда, взаимоотношения с людьми.
Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности:
Во-первых, процесс их адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики Учреждения, коллектива, родительского социума.
Во-вторых, молодой педагог, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, должен знать основные закономерности возрастного развития воспитанников, способы социализации личности и «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
3. План программы, направленных на развитие профессиональных компетенций молодого педагога
- Знакомство с молодым воспитателем, беседа;
- Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы, анкетирование;
- Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности;
- Изучение локальных актов ДУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, лимиты адаптации, журнал приема детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, рабочая программа, план работы с родителями);
- Изучение структуры инновационой программы «От рождения до школы»;
- Виды занятий, этапы занятий, особенности составления конспектов для детей дошкольного возраста;
- Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
- Обеспечение щадящего режима пребывания ребенка в группе детского сада «Понятие адаптация»;
- Рекомендации по охране жизни и здоровья детей в группе ДОУ;
- Соблюдения режима дня в раннем возрасте- главное условие формирования здорового образа жизни;
- Творческая работа в коллективе в рамках подготовке к утренникам, правила проведения праздников;
- Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношений родителей к воспитанию ребенка»;
- Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания;
- Принципы организации индивидуальной работы с детьми «Преодоление капризов и упрямств», «Кризис трех лет»;
- Выбор методической темы для работы по самообразованию;
- Летняя оздоровительная работа в ДОУ.
4. Содержание и реализация программы
Персонализированная программа наставничества «Педагог-наставник» определяет взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе.
Запланированы промежуточные и планируемые результаты, расписание встреч: ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Режим работы: онлайн, очный, смешанный. Важным компонентом персонализированной программы наставничества является план мероприятий. В плане мероприятий отражаются: - основные направления наставнической деятельности, требующие особого внимания наставника в педагогическом контексте конкретной образовательной организации - психолого-педагогические, - методические, - ИКТ - компетенции, - цифровизация образования, - внеурочная и воспитательная деятельность, - здоровье сбережение обучающихся. Здесь же предлагаются конкретные меры и формы мероприятий по устранению профессиональных затруднений наставляемого, указываются ориентировочные сроки достижения промежуточных и конечных (для данной программы наставничества) результатов.
Информационно-методическое обеспечение системы (целевой модели) наставничества реализуется с помощью:
- официального сайта образовательной организации;
- участия педагогов в сетевых предметных сообществах;
- организации доступа в виртуальные библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы;
- сетевого взаимодействия образовательных организаций и других субъектов в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.
Мероприятия | Виды, форма деятельности | Этапы деятельности, направления деятельности | Возможные риски при реализации программы | Способы предотвращения | Ожидаемые результаты | Критерии оценивания эффективности мер | планируемое выполнение |
Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Знакомство с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю-предметнику с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности; знакомить молодого (начинающего) педагога с садом, с расположением групп, кабинетов, служебных и бытовых помещений. | Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). Модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель учителя, когда на первый план выходит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы. | Формирование и развитие профессионально значимых умений и навыков; - создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию - развитие коммуникативных способностей; | 1) Нехватка кадров. Нет воспитателя с большим стажем работы, малокомплектный сад 2-3 со стажем до 3 лет. 3) Недостаточное стимулирование и мотивация работы наставничества 4) «Эффект узнавания»- путать старые и новые положения о наставничестве 5) Фрагментарность и низкая степень взаимодействия | Использование курсовой подготовки. Использование методической литературы. Составление нормативных и правовых актов для закрепления стимулирующих, подключение профсоюзные организации, которые призваны отстаивать права педагогов. Ограничить понимание старого понятия наставничества. Выстраивание вертикали наставничества. | укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала работников всех категорий; рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательной организации; | Тестирование на начало составления плана работы. Выявление психологического состояния педагога, какие проблемы его беспокоят. Какая помощь необходима: ведение документации, методическая, взаимоотношения в коллективе, оформление рабочего кабинета,… | 3 квартал |
Разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого-педагогической, методической компетентности, уровня мотивации. Помочь работать в программе «Конструктор программ» | Провести опрос или анкетирование, беседу по выявлению списка вопросов, которые вызывают затруднение или необходимость получить консультацию от наставника | Повышение психолого-педагогического уровня деятельности; повышение научно-методического уровня деятельности. | улучшение психологического климата в образовательной организации; повышение методической компетентности; научить грамотно, оформлять школьную документацию | На основании входного анкетирование составление плана работы, согласование наставника и наставляемого педагога. | 3 квартал | ||
Изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, к педагогическому коллективу, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности. | Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. | Повышение научно-методического уровня деятельности | качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах наставляемого; улучшение психологического климата в образовательной организации; | Проведение мероприятий, взаимопосещение и анализ, подведение рефлексии в конце мероприятий. | 1 квартал | ||
Оказывать молодому (начинающему) педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. Использовать просмотренные вебинары по методике преподавания уроков. Использование видео уроков | Посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях. Дать ссылки для участия в вебинарах, семинарах, конференциях. Проводить анализ посещенных уроков. | Освоение методикой, практичекими навыками и приемами проведения занятий. Отработка навыков мотивировать обучающихся. | Повышение уровня мастерства наставляемого педагога. Повышение мотивации молодого специалиста. Стремление добиваться лучших результатов | Анкетирование: какие вебинары использовала при подготовке к уроку? Какие видео использовала? Помогли ли мотивировать обучающихся использованные материалы во время урока? | В течение года (по мере возникновения вопросов) | ||
Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого (начинающего) педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия | При проведении ШМО давать возможность выступить с докладом, находить рациональное зерно в выступлении, обобщить. Подчеркнуть положительные стороны в работе начинающего педагога. | Анализ работы совместного труда наставника и наставляемого педагога | Отработка навыком представления своих наработок, своего мнения по рассматриваемым вопросам, тем педагогического совета или ШМО | Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на ШМО. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности. | В течение года (по графику проведения ШМО, педагогических советов) | ||
Периодически сообщать куратору или руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого (начинающего) педагога, результативности его профессиональной деятельности | Помогать проводить мероприятия, просматривать разработки, представлять на поощрение стимулирующими при проведении открытых мероприятий. | Изучение траектории работы наставляемого педагога. Своевременной помощи в освоении методики преподавания и повышении результата его профессиональной деятельности. | Отслеживание достигнутых результатов работы по наставничеству | Анализ в качестве отчета или в устной форме. | Раз в квартал | ||
Подводить итоги профессиональной адаптации молодого (начинающего) педагога с предложениями по дальнейшей работе | Представлять деятельность наставляемого педагога на педагогических советах. | Мотивация наставляемого педагога. Показ достижений и развитие методической, воспитательной его работы | Повышение траектории обучения | Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на педагогическом совете. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности. | Раз в полугодие | ||
Привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией персонализированной программы наставничества. Включить план предметной недели. | Представлять презентации о работе педагога в интернет сайтах, на сайте школы | Повышение мотивации методического мастерства. | повышение уровня включенности молодых и начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации; | Анализ посещенных мероприятий | В течение года по графику. | ||
Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с внедрением системы наставничества в образовательной организации, в том числе с деятельностью наставляемого | Проходить курсы повышения квалификации, выполнять работы по наставничеству. | Освоение корпоративных норм поведения, развитие коммуникативных способностей | Выявлять возникающие вопросы и решать по мере их поступления | Анализ пройденных курсов, разбор вопросов, которые возникли при прохождении курсовой подготовки или проведенных мероприятий. | По графику | ||
В составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого педагога и иных оценочных или конкурсных мероприятиях | Посещать уроки, мероприятия, делать анализ посещенных уроков, показать траекторию деятельности и повышения квалификации наставляемого. | Диагностика успешности работы молодого специалиста. | Повышение педагогического мастерства наставляемого педагога | Творческий отчет наставляемого педагога | По графику | ||
Принимать участие в оценке качества реализованной персонализированной программы наставничества, в оценке соответствия условий ее организации требованиям и принципам системы (целевой модели) наставничества | На заседании ШМО проанализировать выполнение персонализированной программы. Дать возможность наставляемому учителю выразить свое отношение к наставнической деятельности, и получила ли она ответы на вопросы, которые были в начале учебного года и в начале трудовой деятельности. | Развитие коммуникативных способностей; диагностика успешности работы молодого специалиста. | Дать характеристику на наставляемого педагога и результаты совместной работы. Подписать договор о продлении работы молодого специалиста с данной общеобразовательной организацией. | Провести анализ достижений учителя за учебный год: траектория обученности обучающихся, траектория достижений педагога. | По графику |
5. Примерное планирование работы по наставничеству
Содержание работы | Формы и методы работы |
Знакомство с нормативно - правовой базой учреждения | Изучение документов |
Мониторинг детского развития | Изучение видов мониторинга, форм его проведения, ознакомление с диагностическим материалом |
Помощь в планировании образовательного процесса в ДОУ | Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного), изучение методической литературы |
Оформление и ведение документации в группе | Изучение документации в группе и правильность ее ведения наставляемым, обсудить, дать советы |
Проведение родительского собрания | Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года, просмотр и участие начинающего педагога в подготовке |
Выбор темы по самообразованию | Подготовка плана по самообразованию, подбор литературы по самообразованию |
Виды и организация режимных моментов | Просмотр начинающим воспитателем режимных моментов, ответы на вопросы наставляемого |
Подготовка и проведение занятий | Просмотр педагогом - наставником занятий, обсуждение задач, технологий и результативности |
Организация и проведение прогулки (все составляющие части) | Посещение прогулок у педагога - наставника, изучение методической литературы |
Методика проведения праздников | Участие в подготовке к празднику, просмотр мероприятия, обсуждение |
Сюжетно – ролевые игры | Консультация, просмотр проведения сюжетной игры педагогом - наставником, обсуждение |
Речевое развитие детей | Советы по использованию различных видов работы по речевому развитию (беседы, игры, режимные моменты, и т.д.), познакомить с картотекой речевых игр |
Изучение и внедрение здоровье сберегающих технологий в ДОУ | Изучение опыта работы коллег, изготовление оборудования для физкультурного уголка, изучение картотеки гимнастики после сна |
Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья | Консультация, подбор литературы |
Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения | Обсуждение конкретных примеров, советы наставника |
Формы взаимодействия с семьей, (консультации, мастер – классы, досуги, викторины, дни открытых дверей и т.д.) | Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями |
Подготовка к проведению итогового педагогического обследования индивидуального развития детей | Контроль, помощь в проведении по необходимости |
Отчет начинающего педагога о проделанной работе за учебный год и по теме самообразования | Анализ проделанной работы, помощь в подготовке отчета наставляемому |
Подготовка к летне - оздоровительной компании | Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка |
Подведение итогов работы по наставничеству | Мониторинг реализации Программы, пожелания на будущее |
Диагностический инструментарий:
1. Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы
Цели анкетирования:
- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы,
над которыми нужно работать в следующем году;
- проследить достижения молодого педагога по самообразованию,
обновлению содержания образования для составления банка данных
успешности работы.
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится
ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.
Вопрос | Оценка (по шкале от 1 до 5) |
Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков? | |
Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог? | |
Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? | |
Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | |
Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | |
Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника? | |
В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков? | |
Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров: | |
помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения; | |
освоение практических навыков работы; | |
изучение теории, выявление пробелов в знаниях; | |
освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства. | |
Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? Расставьте из методов: | |
самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте; | |
личные консультации в заранее определенное время, по мере возникновения необходимости; | |
поэтапный совместный разбор практических заданий. |
Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной
организации: __________________________________________________________
Кейсы:
Сопровождение молодых специалистов ДОУ с применением «Кейс- материалов»
«Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В.Даль)
Я, Лаптева Светлана Ивановна, работаю в детском саду более 22 лет в МБДОУ «Ладушки». За эти годы выпустила из стен детского сада во взрослую жизнь много детей. Нашему детскому саду в 2021 году исполнилось 50 лет. К сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем же это связано? Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов в связи с увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации. Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно. Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег. Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе, как и почему становятся наставниками, и пойдет речь в моей самопрезентации! В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности, помочь ему может в этом опытный наставник. Что же включает в себя понятие наставничество? Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии. Но, хочется отметить, что молодые, столкнувшись с трудностями работы, увольняются, и уходят, чтобы этого не происходило в нашем коллективе, создаются все условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив. Цель моей работы в качестве наставника: Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи: 1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя. 2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства (Кейс метод), обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями. 3. Провести анализ результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности. 4. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником. В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей, появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами. В своём профессиональном становлении, начинающий педагог в нашем ДОУ проходит несколько ступеней: I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. ІІ ступень – 2–3-й годы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения. На этом этапе я своим молодым педагогам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будут работать более углубленно. Также они активно привлекаются демонстрации ННОД на уровне детского сада (ООД, проведение праздников и развлечений, презентация личного опыта работы). ІІІ ступень – 4-ый-5-ые годы работы, когда у начинающего педагога складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. ІV ступень – 6-й год работы. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. Из опыта своей работы, хочется отметить, что прохождение определенного ступеней сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Таким образом, наша система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности: · Обучение на рабочем месте. · Осуществление практики наставничества. · Участие в работе методических объединений ДОУ и города. · Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий. · Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях. · Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод). Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. Наставники в нашем ДОУ закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет. Работа с молодыми – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов: • Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности) • Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности) • Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности) На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления деятельности наставника и наставляемого: 1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц). 2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год). 3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет). 4. Промежуточный анализ работы (примерно через год). 1. Стажировка самый сложный период, как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Работа включает в себя: Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации; · Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя; · Создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ; · Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования; · Диагностика изучения методических потребностей педагогов; · Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.; · Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми; · Заполнение информационной карты педагога; Учитывая итоги анкетирования, намечаю план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. 2 Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Все интересные идеи, методы и приемы фиксирует в "Творческой тетради". Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу! Один из методов, который поможет начинающему педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод, который позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. В нашем ДОУ разработаны комплекты материалов по сопровождению молодого специалиста от диагностических методик по определению профессиональной компетентности начинающих педагогов до степени удовлетворенности условиями работы в ДОУ. Таким образом, с помощью кейс-метода можем выявить актуальные интересы и мотивы молодого педагога и обеспечить тем самым гибкость и пластичность плана работы с ним, и позволяет выявить актуальные интересы молодого специалиста, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с детьми и коллегами, получать необходимую информацию. А главное, он помогает ему самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и процесс своего становления, как педагога в целом. Но, по-моему, мнению, кейс-метода имеется только один недостаток – это сложность разработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого начинающего педагога. Так же, на данном этапе, мы постепенно привлекаем молодых воспитателей к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п. 3 Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет). В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Здесь педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а также «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемого на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. (Приложение 3). 4 Анализ результатов работы 1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями; 2. Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности». В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по ДОУ; 3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом; 4. Подведение итогов, выводы. Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии. В работе освещаются подходы к эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации, к их непрерывному образованию, описывается опыт использования в этой работе Кейс-метода в ДОУ. Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали: - Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ. - Грамотное применение кейс-метода в работе педагога-наставника. - Построение успешной стратегии профессионального становления. Профессиональное становление молодых специалистов, выражается в реализации Основной образовательной программы , «Рабочих программ воспитателей» (всех возрастных групп), проектов: «Юные эколята», «Все профессии хороши», методических рекомендаций: «Финансовая грамотность для дошкольников», «Театр и дети», «Маленькие патриоты России». Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах и проектах: участие в региональном этапе конкурса «Воспитатель года», участие и победа в международных и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства». В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты. Молодые специалисты осуществляют практико-ориентированную деятельность по своему направлению, подводя итоги на разных уровнях: городские методические объединения, конференции и педагогические советы в ДОУ. Они регулярные публикуют свои педагогические материалы: 2022г. публикация методической разработки презентация «Влияние предметно-пространственной среды в ДОУ. Публикация статьи во всероссийском издании «Портал педагога» на тему «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников» и тд. Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие: все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах. Итак, подводя итоги, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами. Начинающие работать в системе ДОУ, молодые педагоги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. Верю в них - и верят они… Вот она дорога, по которой я иду вместе с ними… Дорогу осилит идущий…
Список литературы:
1. Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL: http://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1; 2. Антропов В.А. Теоретико-методологический основы работы с молодыми специалистами // Вестник Уральского государственного технического университета. Екатеринбург: УПИ, 2016. № 6. С. 142-151. 3. Крылов А.В. Молодой специалист в образовании // Педаго-гическая диагностика. 2018. 4. Лукьяненко С.Б. Профессиональное становление молодого учителя // Справочник заместителя директора школы. 2018. 5. Методическая поддержка молодых специалистов в условиях реализации ФГОС начального образования. URL: http://www. menobr.ru/materials/46/54099/. 6. Пискарева Ю.В. Соционика в адаптации персонала // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социо-логия. 2019. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2016 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf. 8. Социальная работа с молодыми специалистами: положения, памятки, тесты. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-225749. Html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
"эффективные практики наставничества"
Описание моделей, приёмов организации эффективной практики наставничества в ДОУ....
эффективные практики наставничества
презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...
"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."
quot;Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."...
Диплом победителя Всероссийского конкурса "Эффективные практики дошкольного образования"
работа "Веселые пальчики"...
Участие в краевом конкурсе " Лучшие практики наставничества 2022"
Цель данной практики-приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни через реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Путь к здоровью». Описание практики...
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...