"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."
статья (младшая группа)
"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_rukovodstvo_syuzhetno-rolevymi_igrami.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №118»
"Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)."
"Организация и руководство сюжетно - ролевыми играми в ДОУ."
Выполнила:
Воспитатель
Бушуева Н.В.
Воронеж
Актуальность: в проекте «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» отмечается, что игра является самоценной деятельностью ребенка. Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.Сюжетно-ролевая игра - это характерный вид деятельности ребенка, вкоторых ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. В последнее время самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. Современный воспитатель,выполняя заказ родителей, активно включился в развивающую образовательную работу с детьми. И, к сожалению, во многих случаях это привело к ослаблению специфического, очень важного для дошкольников вида деятельности – игры!
Методика организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
В настоящее время в практике работы я успешно применяю метод комплексного руководства игрой, который эффективен при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:
а) планомерного обогащения жизненного опыта детей; (источником информации являются наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово.
б) совместных (обучающих игр) педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта. В совместных обучающих играх важно вычленить для детей главное в событиях, участниками и наблюдателями которых они являлись. Благодаря таким играм ребенок учиться переводить свой жизненный опыт в условный план и решать игровые задачи разными способами. Например, сценки – содержанием могут быть конкретные ситуации из жизни детей, игры- загадки «Угадайте, кто пришел?»- для передачи внешних отличительных особенностей и умение использовать выразительные средства.
в) своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению. Предметно-игровую среду необходимо изменять с учетом практического и игрового опыта.
г) активизирующего общения взрослого с детьми, направленного на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, взаимодействие детей друг другом. Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач.
Приемы руководства детскими сюжетно – ролевыми играми я условно разделяем на две группы: приёмы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей.
Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Основные моменты методики для организации и проведения сюжетно-ролевых игр.
Для организации и проведения сюжетно-ролевых игр я применяю:
1. Выбор игры. Выбор игры, которую я включаю в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому нужно отчетливо представлять ее реальные возможности. Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей.
2. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры –наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков - не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры я стремлюсь к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. План игры, который я разрабатываю может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Необходимо стремится так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники –граница, бревно – корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно- ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации – важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.
5. Распределение ролей. При распределении ролей в длительной сюжетно – ролевой игре я руководствуюсь теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: стремлюсь удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому даю желаемую роль, предлагаю очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищу возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Необходимо учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли – это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».
6. Начало игры. Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно – ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, которую я организую, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, - различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.
1) Необходимо задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть,товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.
2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, нужно по возможности стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – я осуществляю в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе длительной сюжетно – ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.
5) В процессе длительной сюжетно – ролевой игры я организую коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, ново многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, вусловиях воображаемой ситуации.
Соблюдение перечисленных условий позволяет мне сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
8. Завершение игры. Игру я всегда рассчитываю на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, я заранее намечаю предполагаемую концовку.
Пример организации и руководства сюжетно-ролевой игрой :
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Цель: продолжение знакомства детей с профессиями врач и медсестра; формированиеинтереса к профессиям медицинских работников; развитие речи детей и обогащать словарный запас; налаживание взаимодействия в совместной игре; воспитание чуткого и внимательного отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Мотивация:
- Дети, вы хотите со мной поиграть? Игра очень интересная.
Целеполагание:
- Игра наша называется «Больница»
1.Организационный этап.
Дети входят в группу. У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками.
Воспитатель:
А у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо-расчудесное!
Не листочки на нём, а мешочки на нём,
А мешочки на нём, словно яблоки!
2.Ход игры
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем. Чего-то очень много там. Садитесь на ковер в кружочек. Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку. Воспитатель открывает свой мешочек, в мешочке….
Загадка:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Она может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Она делает уколы
Всем ребятам нездоровым.
Она лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым!
(Медсестра)
Воспитатель: Правильно, ребята, это доктор, а теперь посмотрим, что у вас в мешочках?
Дети достают из мешочков медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.
Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке — Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Почему они плачут? Может быть они заболели? (дети идут в уголок кукол и рассматривают их).
В это время девочка (по выбору) рассказывает стихотворение:
Наши куклы заболели
Утром даже не поели.
Еле глазки открывают,
Не смеются, не играют.
Целый день она молчат,
Даже «мама» не кричат.
Воспитатель: Как же помочь нашим куклам? Скажите, а к кому вы за помощью обращаетесь, когда болеете? Вот и наших кукол нужно отвести в поликлинику к врачам.
Педагог распределяет роли. Кто будет их родителями? Кто поведет их к врача в поликлинику. (Дети по желанию разбирают на руки кукол). Вот у нас Алена, Саша, Настя — мамы; Максим, Матвей, Влад — папы. А кто будет врачом, медсестрой? (Пожелали Таня и Света). А я буду главным врачом (говорит воспитатель). Хорошо.
Если там (жест в сторону игрового уголка) у нас — дом для кукол, то где будет поликлиника? (Дети указывают на то место, где есть кушетка и коробка с медицинскими принадлежностями). Тут будет работать детский врач и медсестра. Вам нужно обустроить кабинет. (С участие воспитателя — «главного врача» дети надевают белые халаты, берут медицинские инструменты, садятся за столы. Дети, играющие роль родителей ведут диалог с «дочками», выясняют, что болит у них, давно ли плохо себя почувствовали? Где могли простыть? и т.д.
В поликлинике начинается прием. Воспитатель в роли главного врача выходит к «посетителям», напоминает, чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться, рассказать,что болит у вашей дочки? В роли главного врача воспитатель находится в кабинете на приеме и развивает сюжет игры в соответствии с принятой роль.
Воспитатель: Даниил будет врачом, надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Таня будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки. Займите свои рабочие места. Вам нужно внимательно выслушать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать рекомендации, выписывать рецепты.
Воспитатель: Давайте начнем. Помогайте мне.
- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит...голова, горлышко?(ответы детей)
Воспитатель: Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». Ешё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.
Ожила вдруг кукла снова, вот теперь она здорова!
Может глазками моргать. Наклоняясь, маму звать.
Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.
3.Физ. минутка
Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть по шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за воспитателем слова.)
4.Продолжение игры
В кабинет входит второй больной, говорит о том, какая болезнь у их куклы (болит ухо). Врач предлагает осмотреть куклу другому врачу, а сам уходит на обед. Медсестра делает процедуры, которые назначает врач. По аналогичному сценарию входит третий больной, у которого порезан палец, врачи медсестра самостоятельно ставят диагноз и лечат больного.
5.Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Поликлиника закрывается: уже поздно. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно!
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
"эффективные практики наставничества"
Описание моделей, приёмов организации эффективной практики наставничества в ДОУ....
эффективные практики наставничества
презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...
Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»
Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...
Практики наставничества. Результаты
Благодаря взаимообогощающему опыту натсавничества с педагогом-психологом Кузнецовой Н.В. мы смогли реализовать целый ряд интереснейших мероприятий....
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик» «Наставничество в профессиональной ориентации ребенка»...