Русская матрешка
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Познакомить с историей возникновением матрёшки, особенностями росписи русской матрёшки
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек; обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму; учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.); развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.)
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память; Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matreshka.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Познакомить с историей возникновением матрёшки, особенностями росписи русской матрёшки
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек; обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму; учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.); развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.)
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память; Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Материалы к занятию: Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, клей, презентация.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото – матрёшки», игры с матрешками
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический
Содержание занятия:
Организационный момент.
(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные.
- Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъём!
На занятие пойдём?
- Дети: Да!
Воспитатель: Ребята мы с вами уже много знакомились с народным творчеством, мы знакомились с изделиями с хохломской росписью, городецкой, с гжелью, с народными игрушками: филимоновской и с другими. Я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Народная игрушка» и вспомнить, что мы уже с вами знаем про народные промыслы. (Дети играют в игру)
- Молодцы, вспомнили. А сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой, разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир …
- Дети: Матрёшка.
Оля Ф.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке.
Вот к нам сегодня пришли в гости матрешки. Матрешка-это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Изображает матрешка русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – черными бровями, румяными щечками, синие глаза прикрыл длинными ресницами (рассматривают матрешек)
Эту куклу-матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной.
Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?
(ответы детей)
- Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушки – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. И назвали ее старинным русским именем – Матреной. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.
-А как будет звучать ласковое имя Матрены?
(Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна у меня? (Ответы детей)
- Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек? Я предлагаю поиграть с матрешками.
Хороводная игра «Матрешки».
Ой, Матрешки, вы Матрешки-
Красные сапожки,
Аленький платочек.
На ноги вставайте,
Пляску начинайте.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
- Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку.
Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)
- Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?
(ответы детей).
- Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются.
- Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.
- Эта матрешка из Полхов-Майдан.
Андрей Ч.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.
- Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов-Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.
-А эта матрешка из села Загорское. Посмотрите на неё – округлая, одетая в сарафанчик, кофточку с вышивкой. Поверх сарафанчика передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера назвали пеструшкой.
- Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?
- Дети: шиповник, яблоко.
- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.
Настя Т.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к нам пришла.
Букетов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
- Сейчас делают разные матрешки, они бывают и по сказкам и в виде зверей и разных размеров, даже очень большие, высотой несколько метров.
- Мы с вами много смотрели на экран и я вам предлагаю сделать упражнения для глаз.
«Поиграем с матрешками»
Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.
1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2—-3 сек).
Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». (Повторить 4 раза).
2. «Матрешки у нас веселые, любят, бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». (Повторить 4 раза).
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». (Повторить 4 раза).
4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». (Повторить 4 раза).
- Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них сестричек.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
- Ребята, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?
- Дети: Мы можем её украсить.
- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, используя цветные заготовочки, клей, сделать свою матрёшку.
- Воспитатель: Для начала давайте вспомним технику безопасности.
- Дети: (Напоминают правила техники безопасности).
- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
Разноцветные одежки:
Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)
Мила - три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать!
Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка поделок.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в интерактивную игру, и посмотреть какими еще узорами можно было бы украсить нашу матрешку. И вспомнить еще раз народные промыслы.
Подводится итог занятия: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»
МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...