Конспект театрализованной игры-путешествия «Знакомство со страной Эмпатия».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

"Знакомство со страной Эмпатия". Это путишествие позволит сформировать у детей представление об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать,содействовать. Путишествия в города Сорадости, Согрусти, Взаимопонимания, Взаимопомощи, Соучастия дадут детям представления об особенностях данных моделей поведения, позволят обогатить ребёнку собственный опыт эмпатийного поведения в ходе участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект театрализованной игры-путешествия

 «Знакомство со страной Эмпатия».

Цель: Обогащение представлений детей об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии.

Задачи:

1. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека.

2. Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

3 . Знакомство с новыми словами и их значением.

4. Активизация и обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка.

 5.Развитие способности выделять, дифференцировать

анализировать и находить выражение чувствам, ощущениям, переживаниям.

Условия организации театрализованной игры. Игра проводится в игровой комнате, необходимо наличие ширмы и фланелеграфа. Используется кукла со сменной одеждой разного цвета, а так же картинки изображающие кукол в одежде такого же цвета, для использования на фланелеграфе. В дальнейшем, для обозначения героев в театрализованных представлениях будут использоваться элементы костюмов: шляпа, накидка.

Методика проведения театрализованной игры. Взрослый сообщает, что к детям пришли гости и предлагает с ними познакомиться. Используя перчаточную куклу, по-очереди представляет их детям. Из-за ширмы появляются Братья Сочувствие, Сопереживание, Содействие – жители     Страны Эмпатия, которые рассказывают о себе и о своей стране.

После своего представления каждый игровой персонаж вступает во  взаимодействие с детьми, сообщает им игровые задания, задает вопросы, активизируя индивидуальный опыт. Важно заинтересовать детей, побудить их к взаимодействию, общению с героями.

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Какие страны вы знаете? А вы знаете, что где-то очень далеко, а может быть совсем близко, находится одна удивительная страна. В ней, так же как и в обычной стране, есть озера и реки, горы и равнины. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», «Равнина Уважения» (фланелеграф).

В этой стране живут удивительные люди. Но ее жителями можно назвать не только их, но и всех, кто, побывав здесь всего лишь один раз, навсегда считает эту страну своим домом, а себя ее жителями, помнит и соблюдает все традиции этой страны. Так вот, именно в этой стране живут три брата, с которыми нам предстоит познакомиться. Братьев-близнецов зовут Сочувствие, Сопереживание, Содействие. Правда, необычные имена, интересно, почему их так назвали? Хотите узнать это? Их имена – отражение черт характера каждого брата, давайте попробуем догадаться, что они означают.

Постойте, постойте ребята, может быть, вы знаете, как называется эта страна? (Ответы детей).

Не догадались? Тогда познакомимся с Братьями.

Имя первого брата – Сочувствие, какое слово спрятано внутри его имени? Правильно это слово – Чувство. Что означает это слово? Какие чувства Вам знакомы? А что же значит Сочувствие? В этом слове спрятано умение человека понимать чувства другого.

Представление Сочувствия:

            Меня зовут Сочувствие,

           Я – самый младший брат.

                 Историй знаю много я,

Их рассказать вам рад.

            Они о чувствах главных,

            Которые важны.

Они внутри у каждого

 И каждому нужны!

Мы с вами отправляемся В чудо-города,

В них Чувства Вам представятся. Готовы, дети?

- ДА!

Тогда, закроем глазки, Послушаем себя.

Добро, друзья, пожаловать В страну ЭМ-ПА-ТИ-Я!

Сочувствие: Ребята, а что вы умеете чувствовать? Давайте мы с вами поиграем и проверим, какие чувства вам знакомы.

Методические рекомендации. В процессе взаимодействия с игровым персонажем необходимо обратить внимание детей на имя героя (Сочувствие) и провести беседу о том, какие чувства знакомы детям, и в каких ситуациях они возникали (активизация личного опыта переживаний).

Затем, от лица игрового персонажа детям предлагается показать этюды.

Один из детей показывает, остальные дети определяют настроение.

Рекомендуемые этюды: «Новая кукла»; «Баба Яга»; «Фокус»; «Один дома»; «Лисичка подслушивает»; «Кот Васька»; «Соленый чай»; «Новая девочка»; «В лесу».

Этюд «Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд «Баба Яга»

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

            Этюд «Фокус»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд «Один дома»

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно – а вдруг на него кто- нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Этюд «Кот Васька»

            Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд «Соленый чай»

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Этюд «Новая девочка»

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей – недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…

Этюд «В лесу»

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это медведь? (СТРАХ). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.

После разыгрывания этюдов приглашается второй игровой персонаж, который рассказывает о себе.

Сочувствие: Молодцы, ребята. Сейчас я познакомлю вас со своим братом, его зовут Сопереживание. Давайте, вместе попробуем раскрыть секрет его имени. Какое слово в нем спрятано?   Вы правильно догадались, это слово - Переживание. Вы знаете, что означает это.

слово? Мой брат расскажет вам об этом.

Представление Сопереживания:

Я – Сопереживание.

Всем сердцем и душой

 Болею я о людях,

Что делятся со мной.

Я радуюсь за каждого,

Как за себя, поверь,

И если тебе больно,

То мне - вдвойне больней.

Не бойся же рассказывать,

Что на душе сейчас,

Все вместе легче пережить,

Чем одному, подчас.

Я двери открываю вам,

Входите же, друзья,

Почувствуем друг друга  

В стране ЭМПАТИЯ!

Методические рекомендации. Взрослый, вступая в диалог с детьми от лица игрового персонажа, предлагает им догадаться, какое слово спрятано внутри его имени, и что оно означает.

Важно активизировать личный опыт переживаний детей, а так же обратить внимание на переживания окружающих в различных ситуациях. Необходимо подвести детей к тому, что сопереживать, значит не только понимать, но и вместе переживать различные чувства.

Сопереживание: Мы переживаем различные чувства каждый день. Вспомните, какие чувства, настроения вы переживали сегодня? Как вы думаете, о чем переживают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Может быть, Вы догадались, что же значит Сопереживание? В этом слове спрятано умение не только понимать, но и вместе переживать различные чувства. Пусть каждый из вас вспомнит, как он себя чувствует, когда мама (папа, бабушка и др.) грустная, веселая, сердитая и т.д.

Педагог: Кто из вас, ребята был самым внимательным, и запомнил, в какой стране живут братья, как она называется? (Эмпатия).

Мы познакомились с двумя братьями, узнали о них много интересного, а еще с одним братом познакомимся в следующий раз.

Мы с вами, ребята, еще не узнали главного, что же это за страна – Эмпатия. И почему она носит такое странное и необычное название.

Эмпатия - это и есть способность сочувствовать, сопереживать, понимать чувства и настроения других, оказывать помощь, содействие другому человеку и только человек, обладающий всеми этими качествами, может поселиться в ней и считаться жителем этой страны. Итак, впереди у нас еще одно увлекательное путешествие, а пока давайте прощаться.

https://fb.ru/media/i/1/5/5/9/4/2/2/i/1559422.jpg

ПЕРЕЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ:Карточка радость

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Карточка печаль

Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать по-быстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.Карточка злость

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям, как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто        бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.  Карточка страх

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации

страха на картинках часто используется черный цвет

Карточка восхищение

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: ох, ах, ух ты, вот это да и слова неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно. Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать

его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах. Карточка обида

Карточка стыд

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но  и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на смайликах) и в поведении окружающих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованной постановки. Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цели: 1.Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; закреплять умения передавать интонацией голоса и характер персонажей.2. Активизировать речевые высказывания детей.3. Совершенствовать умение...

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...

Театрализованная игра Путешествие в страну Эмпатия.

Цель: Обогащение представлений детей об эмпатии, как способности сочувствовать, сопереживать, содействовать.Используемые беседы, игры, упражнения, проблемные ситуации и драматизации литературныхпроизв...

Конспект театрализованной игры-путешествия «Знакомство со страной Эмпатия»

Конспект театрализованной игры-путешествия «Знакомство со страной Эмпатия»...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе «Удивительная страна ЭМПАТИЯ»

В конспекте указаны цели, задачи занятия. Подробно описан ход НОД, приведены игры для закрепления материала....

Конспект к занятию "Удивительная страна Эмпатия"

Тема занятия Удивительная страна Эмпатия...

Конспект НОД «В страну Эмпатию навстречу Доброте»

Конспект НОД «В страну Эмпатию навстречу Доброте» для детей старшей группы...