Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitateley_v_dou.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Консультация воспитателей в ДОУ
по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Автор: воспитатель 1 категории
Горбатова Наталья Викторовна
Надым, 2020 – 2021 у. г.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.
Структура детского экспериментирования.
Деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате.
Примерная структура занятия - экспериментирования:
-Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- Уточнение плана исследования;
-Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;
-Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;
-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Виды экспериментов в ДОУ
Демонстрационное наблюдение - это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение - вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они - в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние: (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так);
- Ситуация выбора.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- Связь теории с практикой;
- Развивающий характер воспитания и обучения;
- Индивидуализация и гуманизация образования;
- Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
- Целостность и системность обучающего процесса;
- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность эксперимента:
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
- Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Трудности в работе:
- Создание лаборатории.
- Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
- Воспитание научности познания - шаг от бытового уровня рассуждений, к научному.
- Планирование работы.
- Планирование занятий.
ВЫВОД:
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Литература для подготовки консультации:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6. Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Опытно- экспереминтальная деятельность как средство формирования позновательного интереса у детей дошкольного возраста.
Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г. Хвалынска Мясникова Г. В. «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного в...
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...
Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста с ТНР
Предлагаем рассмотреть Опытно-экспериментальную деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей с тяжёлым нарушением речиИзвестно, что у дошкольников с тяж...