Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_eksperementrovaniyu.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

 « Опытно-экспериментальная  деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.»

  На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью,  большое значение в развитии личности ребенка,  в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний,  умений и навыков,  а,  главным образом,  как поиск знаний,  приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого,  осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,  сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах А. П. Усовой говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Старший дошкольный возраст – это период развития познавательной деятельности. Это период адаптации к социальному окружению человеческих отношений через контакт с близкими людьми, а также через игровые отношения  и  реальные отношения со сверстниками . Старший дошкольный возраст важен для психического развития личности, так как на первом месте – это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят значительные изменения в психической сфере.  Психические процессы, включенные в интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения.

Процесс развития познавательного интереса – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения; стремление углубиться в познание интересующего предмета, познавательную деятельность; переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Наше наблюдение подтверждается Л.А. Гордоном, который определяет познавательный интерес как «сплав» эмоциональных, волевых, интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека . Значительные резервы для раскрытия возможностей и сущности познавательного интереса кроются в рассмотрении его в системе мотивов, потребностей и эмоций. Исследуя соотношение интереса и понятия мотивации, некоторые ученые, например Л.А. Гордон, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, используют эти понятия как синонимы на том основании, что мотив является непременной составляющей интереса. В то же время другие ученые иначе смотрят на эту проблему. Так,  Г. И .Щукина считает, что интерес  «нельзя сводить к мотиву, что его источник не в самозарождении мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека и развитие его духовных потребностей» Мы также не станем приравнивать понятие интереса к понятию мотивации, но развитие познавательного интереса через воздействие на мотивационную сферу считаем достаточно продуктивным.  Многие исследователи (Б. Г.  Ананьев,  Л. И. Божович, B. C. Ильин, А. Н.Леонтьев, М. В. Матюхина, С.Л. Рубинштейн, Ф.К. Савина, П.М. Якобсон) рассматривают познавательный интерес как сильный мотив учения .  Другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интерес

Познавательный интерес как мотив учения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими мотивами: он раньше, легче и более отчетливо, чем другие мотивы, осознается учениками; его конкретность и реальность побуждений видна субъекту; его легче распознать, вызвать и тем самым объектировать  Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие интерес от других мотивов учения : Познавательный интерес– наиболее предпочитаемый дошкольниками мотив среди других мотивов учения. :         познавательный интерес, как мотив учения, раньше и более ясно осознается дошкольниками; познавательный интерес, как мотив, носит бескорыстный характер; познавательный интерес, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер, протекание, результат; познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Интерес, взаимодействующий с другими мотивами, образует соединение, динамическую систему мотивов. Он не исчезает с окончанием обозначенной во времени деятельности. Возникнув, он действует сам и испытывает на себе результаты развития других мотивов. А.Н. Леонтьев отмечает, что для пробуждения интереса к деятельности необходимо прежде всего создать мотив этой деятельности, а затем указать на нее как на цель, достижение, которое побуждается мотивом. «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший сферой целей учащегося в связи с тем или другим побуждающим его мотивом» . В этом случае, возможно утверждать интерес в системе целей учебного процесса, отбирать оптимальные средства его формирования. Этой позиции противостоят взгляды психологов, которые не относят интерес к мотивам, указывая при этом на те или другие отличия в природе сопоставляемых феноменов. Н.Г. Морозова, исходя из положения об объективности мотива, включает его в характеристику интереса как один из самых существенных ее компонентов . Однако из этого не вытекает необходимость исключения интереса из мотивационной системы. В данном случае для его развития необходимы следующие условия: - воздействие , способствующее возникновению потребности в достижении учебных целей и, тем самым, появлению познавательного интереса; - формирование положительного отношения к предмету и способам деятельности, обеспечение возможности пережить успех, радость от запланированного результата; - такая организация деятельности, при которой познавательный интерес может углубиться и развиться наряду с другими мотивами деятельности. Подлинный интерес как длительный, устойчивый, действенный стимул учебной деятельности возникает тогда, когда дошкольником накоплен определенный опыт, знания, навыки, когда им осознаны общественно и личностно-значимые цели, психологическая готовность к работе и уверенность в ее успешном завершении. Познавательный интерес как внутренний стимул и движущая сила учения, таким образом, проявляется как целенаправленное психическое состояние ребенка, обусловленное накопленным опытом и знаниями, системой творческой деятельности, дающее положительный результат. Он характеризуется и как готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение.

В заключение можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;

- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;

- энтузиазм к новым источникам информации;

- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;

- более колоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.

К концу дошкольного возраста у детей на базе восприятия и переработки информации о мире начинает складываться первичный простой образ мира, который человек узнает (расширяет, конкретизирует, уточняет и пр.) всю жизнь. Приобретенная и присвоенная в дошкольном возрасте познавательная информация является базой для следующего развития малыша.

На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детьми 5-7 лет.

Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.

Теоретический анализ работ показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Дети старшего дошкольного возраста приобретают способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

       Методические рекомендации по опытно-экспериментальной                     деятельности

  1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
  4. Избегайте прямых инструкций ребенку.

Не спешите с вынесением оценочных суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р....

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...