Опытно- экспереминтальная деятельность как средство формирования позновательного интереса у детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мясникова Галина Викторовна

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г. Хвалынска

 Мясникова Г. В.

 

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

 

                                                             Прежде чем давать знания,

 надо научить думать,

воспринимать,

наблюдать.

                                                                            В. Сухомлинский

 

          На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации  имеет познавательная деятельность , которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования  формируется ещё один эффективный  метод познания  закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится  как «проба, опыт».

В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что  «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

Актуальность состоит в том, что детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

 Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.

 Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект  в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия  выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание

данного объекта. Экспериментально – опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания , развивает наблюдательность  и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности ,  умение изобретать , использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных  учреждений.

В процессе  экспериментирования  дошкольники  получают  возможность удовлетворить присущую им любознательность ( почему? зачем? как?  что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают  от своих маленьких и больших « открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Большую роль в организации опытно-экспериментальной деятельности играет предметно-развивающая среда. У нас в группе создана мини-лабаратория. Материал, находящийся  в уголке экспериментирования, соответствует  среднему уровню развития ребёнка. Но также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов , рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, располагаются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Здесь имеется природный материал: шишки, жёлуди, каштаны, скорлупа от грецких орехов, ракушки, песок, глина, камни, листья деревьев и др.;  разные виды бумаги: картон, цветная бумага, белая бумага, гофрированная, бумажные салфетки, газетная бумага, наждачная бумага и др.; разновидности тканей; дерева; резины; пластмассы; медицинские материалы: резиновые груши, пипетки, шприцы без иголок, мерные ложки, вата и др.; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы; приборы-помощники: увеличительные стёкла, целофановые пакеты, коктельные трубочки,  формы для изготовления льда, воронки разных размеров, воздушные шарики, зеркала, крупы, магниты, резиновые перчатки, песочные часы и многое другое. Также здесь имеется картотека опытов;  папка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми по экспериментированию;  папка с  правилами  техники  безопасности  во время экспериментальной деятельности,  фартуки, нарукавники для работы с опытами, альбом с зарисовками эксперимента, бумага, карандаши, краски для зарисовок.

Соблюдаются требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.

      Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности:

наблюдением на прогулке, чтением , игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Например: при ознакомлении детей с такими природным  явлением, как ветер, причинами его возникновения , ролью в жизни человека использую следующие методические приёмы: наблюдение на прогулке  за движением облаков; эксперимент «Какая сила ветра?», « Откуда дует ветер?».

Для закрепления представлений о движении тёплого и холодного воздуха: эксперимент со свечой ( поднести зажжённую свечу к верхнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного  контакта с семьёй, полного взаимопонимания  между родителями и педагогами.  В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских  собраниях, через различные виды наглядной агитации  я убеждаю родителей в необходимости  повседневного внимания  к детским радостям и огорчениям,  поощряя  стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное , вникнуть в суть предметов и явлений.

И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось  ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Только через действие ребёнок может познать  многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые я использовали в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

-По характеру объектов,

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

- По способу применения  в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения.Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных  проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы.  В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты  опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?  Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе

После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место – почистить и  спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

  Дети проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ,ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного

систематического  применения экспериментов в процессе обучения  позволяет ребенку моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

 При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое  экспериментирование носит безопасный характер.

 

                                 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г. Хвалынска

 Мясникова Г. В.

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

                                                             Прежде чем давать знания,

 надо научить думать,

воспринимать,

наблюдать.

                                                                            В. Сухомлинский

          На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации  имеет познавательная деятельность , которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования  формируется ещё один эффективный  метод познания  закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится  как «проба, опыт».

В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что  «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

Актуальность состоит в том, что детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

 Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.

 Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект  в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия  выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание

данного объекта. Экспериментально – опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания , развивает наблюдательность  и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности ,  умение изобретать , использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных  учреждений.

В процессе  экспериментирования  дошкольники  получают  возможность удовлетворить присущую им любознательность ( почему? зачем? как?  что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают  от своих маленьких и больших « открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Большую роль в организации опытно-экспериментальной деятельности играет предметно-развивающая среда. У нас в группе создана мини-лабаратория. Материал, находящийся  в уголке экспериментирования, соответствует  среднему уровню развития ребёнка. Но также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов , рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, располагаются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Здесь имеется природный материал: шишки, жёлуди, каштаны, скорлупа от грецких орехов, ракушки, песок, глина, камни, листья деревьев и др.;  разные виды бумаги: картон, цветная бумага, белая бумага, гофрированная, бумажные салфетки, газетная бумага, наждачная бумага и др.; разновидности тканей; дерева; резины; пластмассы; медицинские материалы: резиновые груши, пипетки, шприцы без иголок, мерные ложки, вата и др.; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы; приборы-помощники: увеличительные стёкла, целофановые пакеты, коктельные трубочки,  формы для изготовления льда, воронки разных размеров, воздушные шарики, зеркала, крупы, магниты, резиновые перчатки, песочные часы и многое другое. Также здесь имеется картотека опытов;  папка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми по экспериментированию;  папка с  правилами  техники  безопасности  во время экспериментальной деятельности,  фартуки, нарукавники для работы с опытами, альбом с зарисовками эксперимента, бумага, карандаши, краски для зарисовок.

Соблюдаются требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.

      Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности:

наблюдением на прогулке, чтением , игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Например: при ознакомлении детей с такими природным  явлением, как ветер, причинами его возникновения , ролью в жизни человека использую следующие методические приёмы: наблюдение на прогулке  за движением облаков; эксперимент «Какая сила ветра?», « Откуда дует ветер?».

Для закрепления представлений о движении тёплого и холодного воздуха: эксперимент со свечой ( поднести зажжённую свечу к верхнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного  контакта с семьёй, полного взаимопонимания  между родителями и педагогами.  В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских  собраниях, через различные виды наглядной агитации  я убеждаю родителей в необходимости  повседневного внимания  к детским радостям и огорчениям,  поощряя  стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное , вникнуть в суть предметов и явлений.

И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось  ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Только через действие ребёнок может познать  многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые я использовали в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

-По характеру объектов,

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

- По способу применения  в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения.Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных  проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы.  В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты  опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?  Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе

После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место – почистить и  спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

  Дети проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ,ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного

систематического  применения экспериментов в процессе обучения  позволяет ребенку моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

 При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое  экспериментирование носит безопасный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)...

Наблюдение, как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста на прогулке

Наблюдение, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализо...