Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 21.27 КБ |
prezentatsiya_master-klass.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой», воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №35 «Родничок» Горбуновой Натальи Сергеевны.
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!
Я, Горбунова Наталья Сергеевна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детского сада №35 Родничок», представлю Вам, мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» (Слайд 1)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как развить познавательную активность детей через опытно- экспериментальную деятельность.
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все … (неживую природу).
- Что относится к неживой природе? (Слайд №2)
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию? Куда направить любознательность ребенка?
- На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы работы.
Очевидно, что собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Причем, его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно что-либо узнать.
Простые опыты помогают детям приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он знакомится с различными свойствами объектов неживой природы.
Считаю, что детское экспериментирование –позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
И сегодня мы с вами вместе попробуем поэкспериментировать с разными материалами.
Опыт №1. Мы делаем облако и дождь. (Слайд №3)
Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.
Оборудование:
- Банка.
- Кипяченая вода.
- Тонкая металлическая крышка на банку.
- Кубики льда.
Опыт: Наливаем в банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда.
-Посмотрите, что происходит внутри банки. (высказываются).
Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. А водяной пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.
Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.
Как Вы думаете, можно ли с помощью нитки вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
Опыт№2 «Наживка» для льда (Слайд №4)
Цель опыта: показать, что лед можно растопить с помощью соли.
Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Этапы эксперимента:
- Опустим лёд в воду.
- Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
- Насыпаем немного соли на лёд и ждём несколько минут.
- Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение несколько минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Вывод: Лед растаял при помощи соли, кубик льда возможно вытащить из стакана с водой, не замочив рук. Поэтому и зимой улицы посыпают солью.
Опыт№3 «Нефтяная речка» (Слайд №5)
Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.
Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.
Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.
Ход эксперимента:
Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»
Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т.к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.
Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку.
- Как мы сможем это сделать? (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).
Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?
Вывод. Действительно, удалить нефтяную пленку с поверхности воды очень нелегко. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.
Опыт №4. В пустой бутылке есть воздух. (Слайд №6)
Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.
Оборудование:
- 2 пластиковые бутылки.
- 2 воронки.
- 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).
- Кусочек пластилина.
Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.
Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.
Опыт№5 «Песок и камень» (Слайд №7)
Цель: расширять представления детей о свойствах песка.
Сейчас, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру коробочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?
- Воды налить, высыпать песок
- А вы проделайте тоже самое, и подумайте.
Насыпают на камень в коробочке песок, закрывают крышкой и думают. Если догадаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем коробочку, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.
Рефлексия.
Составление синквейна.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна (Слайд №8)
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь сопровождает нас
Радость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт №1 «Мы делаем облако и дождь» Цель : Показать, как образуются облака и что такое дождь. Вывод : Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.
Опыт №2 «Наживка» для льда Цель: показать, что лед можно растопить с помощью соли. Вывод : Лед растаял при помощи соли, кубик льда возможно вытащить из стакана с водой, не замочив рук. Поэтому и зимой улицы посыпают солью.
Опыт №3 «Нефтяная речка» Цель : помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. Вывод : д ействительно, удалить нефтяную пленку с поверхности воды очень нелегко. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.
Опыт №4. «В пустой бутылке есть воздух» Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух. Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.
Опыт№5 «Песок и камень» Цель: расширять представления детей о свойствах песка. Вывод: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем коробочку, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.
СХЕМА СИНКВЕЙНА 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна ; 2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие. Пример : Книга Мудрая , вечная Учит . Лечит. Ведет Всю жизнь сопровождает нас Радость .
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...
Мастер-класс«Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Презентация о значении экспериментирования для развития детей. Раскрывается понятие эксперимента и важности детского экспериментирования в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольног...
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....