Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Горбунова Наталья Сергеевна

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx21.27 КБ
Файл prezentatsiya_master-klass.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой», воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №35 «Родничок» Горбуновой Натальи Сергеевны.

Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!

Я, Горбунова Наталья Сергеевна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детского сада №35 Родничок», представлю Вам,  мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» (Слайд 1)

Сегодня мы с вами поговорим о том, как развить познавательную активность детей через опытно- экспериментальную деятельность.

Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать – 
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду 
Изучаем мы все … (неживую природу).

- Что относится к неживой природе?  (Слайд №2) 

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию?  Куда направить  любознательность ребенка?  

- На эти вопросы мы постоянно ищем  ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы работы.

Очевидно, что собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Причем, его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно что-либо узнать.

Простые опыты помогают детям приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он знакомится с различными свойствами объектов неживой природы.

Считаю, что детское экспериментирование –позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

И сегодня мы с вами вместе попробуем поэкспериментировать с разными материалами.

Опыт №1. Мы делаем облако и дождь. (Слайд №3)

Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.

Оборудование:

  1. Банка.
  2. Кипяченая вода.
  3. Тонкая металлическая крышка на банку.
  4. Кубики льда.

Опыт: Наливаем в банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда.

-Посмотрите, что происходит внутри банки. (высказываются).

Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. А водяной пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Как Вы думаете, можно ли с помощью нитки вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Опыт№2 «Наживка» для льда (Слайд №4)

Цель опыта: показать, что лед можно растопить с помощью соли.

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Этапы эксперимента:

  • Опустим лёд в воду.
  •  Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
  • Насыпаем немного соли на лёд и ждём несколько минут.
  • Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение несколько минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Вывод: Лед растаял при помощи соли, кубик льда возможно вытащить из стакана с водой, не замочив рук. Поэтому и зимой улицы посыпают солью.

Опыт№3 «Нефтяная речка» (Слайд №5)

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»

Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т.к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.

Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку.

- Как мы сможем это сделать? (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Действительно, удалить нефтяную пленку с поверхности воды очень нелегко. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

Опыт №4. В пустой бутылке есть воздух. (Слайд №6)

Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

Оборудование:

  1. 2 пластиковые бутылки.
  2. 2 воронки.
  3. 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).
  4. Кусочек пластилина.

Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Опыт№5 «Песок и камень» (Слайд №7)

Цель: расширять представления детей о свойствах песка.

Сейчас, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру коробочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?

- Воды налить, высыпать песок

- А вы проделайте тоже самое, и подумайте.

 Насыпают на камень в коробочке песок, закрывают крышкой и думают. Если догадаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем коробочку, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.

Рефлексия.

 Составление синквейна.

 Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

 Схема синквейна (Слайд №8)

 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

 2 строка-два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

 Пример:

 Книга

 Мудрая, вечная

 Учит. Лечит. Ведет

 Всю жизнь сопровождает нас

 Радость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №35 «Родничок» города Губкина Белгородской области Подготовила: Горбунова Н.С. воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35 «Родничок» МАСТЕР-КЛАСС «Внедрени е в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»

Слайд 3

Опыт №1 «Мы делаем облако и дождь» Цель : Показать, как образуются облака и что такое дождь. Вывод : Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Слайд 4

Опыт №2 «Наживка» для льда Цель: показать, что лед можно растопить с помощью соли. Вывод : Лед растаял при помощи соли, кубик льда возможно вытащить из стакана с водой, не замочив рук. Поэтому и зимой улицы посыпают солью.

Слайд 5

Опыт №3 «Нефтяная речка» Цель : помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. Вывод : д ействительно, удалить нефтяную пленку с поверхности воды очень нелегко. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

Слайд 6

Опыт №4. «В пустой бутылке есть воздух» Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух. Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Слайд 7

Опыт№5 «Песок и камень» Цель: расширять представления детей о свойствах песка. Вывод: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем коробочку, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.

Слайд 8

СХЕМА СИНКВЕЙНА 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна ; 2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие. Пример : Книга Мудрая , вечная Учит . Лечит. Ведет Всю жизнь сопровождает нас Радость .

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Презентация о значении экспериментирования для развития детей. Раскрывается понятие эксперимента и важности детского экспериментирования в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольног...

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....