Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_magnit_tvorit_chudesa.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Ключевые слова: познавательный интерес, экспериментирование, притягивать, примагничивать, магнитная сила.
Тема: «Магнит творит чудеса».
Возрастная группа: старшая группа
Цель: Сформировать представление о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные: активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитная сила». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие, безопасность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента;
Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, подносы для раздаточного материала.
Предварительная работа: игры с магнитными конструкторами и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игра с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг (дети говорят)
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
В центре круга соберемся дружно.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!
Воспитатель: посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена (магнит).
- Вам всем знаком этот предмет? Что это? (Ответы детей)
- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Мы как настоящие волшебники будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.
Опыт №1. Опыт с различными предметами
Оборудование (на каждого ребенка): деревянный карандаш, кусок ткани, пластмассовая пуговица, бумажный листок, стеклянный декоративный камушек; металлические предметы (булавка, скрепка, алюминиевая ложка, монета, деталь от железного конструктора); маленький магнит.
Ход опыта:
- Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
- Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.
Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит?
Дети: железные скрепки, булавки, монеты, железный конструктор.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, стеклянный декоративный камушек, бумажный листок, алюминиевая ложка.
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. (изображение 1).
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, стекло, ткань не реагируют на магнит.
Опыт №2. Действует ли магнит через другие материалы?
Воспитатель: сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.
Дети: магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань.
Воспитатель: а теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: железные предметы примагнитились через бумагу.
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю проверить, может ли магнитная сила действовать через картон. А чтобы это проверить, мы с вами поиграем в игру «Волшебный лабиринт». Возьмите карточки. Помогите мышонку подарить подарок. Проведите мышонка по дорожке. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита, как можно точнее по дорожке, и не сходить с намеченного пути.
Дети выполняют.
Воспитатель: что происходит с монеткой?
Дети: двигается.
Воспитатель: почему так происходит?
Дети: магнитная сила действует через картон.
Воспитатель: что вы узнали из этого опыта о магните?
Вывод: магнит действует через бумагу, ткань, картон (изображение 2).
Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
А сейчас мы отправимся на рыбалку.
Опыт № 3
Игра «Рыбалка»
Оборудование (на каждого ребенка): стакан с водой, рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, мебельный магнит.
Ход опыта:
1. В стакан с водой опустить рыбок.
2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Дети выполняют.
Воспитатель: что происходит с рыбкой?
Дети: двигается.
Воспитатель: почему так происходит?
Дети: магнитная сила действует через воду и через стекло.
Воспитатель: что вы узнали из этого опыта о магните?
Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.
Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду (изображение 3).
Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Опыт № 4
Почему иногда два магнита отталкиваются?
Оборудование (на каждого ребенка): два магнита.
Ход опыта:
Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу? (Мнения детей расходятся).
Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло? (У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)
Дети меняются магнитами, и снова подносят их друг к другу.
Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный. (изображение 4).
Вывод. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Воспитатель: магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках. Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитные конструкторы.
Воспитатель: наше путешествие в волшебную страну подошло к концу. Пора нам возвращаться. Только обратно в группу мы полетим на самолёте.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Воспитатель: вот мы и вернулись обратно, давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.
Дети: магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнит действует через бумагу, ткань и картон. Сила магнита действует сквозь стекло и сквозь воду. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили новый материал! Спасибо за внимание. Всем хорошего дня.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...
Наблюдение за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Сущность понятия наблюдение, позновательный интерес, особенности детей дошкольноговозраста,занятия для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста с ТНР
Предлагаем рассмотреть Опытно-экспериментальную деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей с тяжёлым нарушением речиИзвестно, что у дошкольников с тяж...
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
quot;Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"...