Презентация к вебинару "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников".
консультация по теме

КАРЯКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Материал к вебинару "Развитие творческих способностей у дошкольников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников . Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №1056 г. Москвы Карякина Е.В.

Слайд 2

Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….» Б.М. Теплов .

Слайд 3

Театрализованная игра. Это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. (И.Г.Вечканова).

Слайд 4

Задачи: Приобщение детей дошкольного возраста к искусству Развитие: коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения. Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи .

Слайд 5

Театрализованная и гра является: Средством социализации дошкольника Средством развития эмоциональной сферы ребенка Средством развития психических процессов Средством развития речи дошкольников

Слайд 6

Режиссерские Игры * театр кукол бибабо *настольный театр игрушек (картинок) *Театр на фланелеграфе *теневой театр *пальчиковый театр *театр тростевых кукол *театр кукол-марионеток Игры –драматизации * ролевые диалоги на основе текста; произведений; *постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; *игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки *инсценировки игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Слайд 7

Творческие методы и приемы: *Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения); *Ситуация «проживания»; *Моделирование; *Противоречий и доказательств; *Ассоциаций; *Коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание); *Организация творческого поиска; *Просмотр видеофильмов; *Слушание аудиозаписи; *Коллаж из сказок; *Музыкотерапия.

Слайд 8

Содержание деятельности : *Артикуляционную гимнастику; *Чистоговорки и скороговорки; * Загадки; *Упражнения на воображение; *Упражнения на напряжения и расслабление мышц; *Упражнения на имитацию движений; *Упражнения на активизацию словарного запаса; *Упражнения на формирование разговорной речи; *Игры со словами и без слов; *Хороводные игры; *Подвижные игры с героями; *Обыгрывание эпизодов; *Инсценирование сказок, потешек, стихов; *Показ театрализованных представлений.

Слайд 9

Роль педагога в организации Театрализованной деятельности в ДОУ : *создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности *побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций; *выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров: *приобщать детей к театральной культуре *обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами: *создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых; *организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.

Слайд 10

Условия для проявления самостоятельности и творчества в театрализованных играх: *содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; *педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; *театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.

Слайд 11

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей .

Слайд 12

Спасибо за внимание .


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

   (Слайд №2)

«Театр- это волшебный мир.

                                                                            Он дает уроки красоты,

                                                                            морали и нравственности.

                                                                      А чем они богаче, тем

                                                                           успешнее идет развитие

 духовного мира детей….»

Б.М. Теплов.

       Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

(Слайд №3)

        Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

  • театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
  • (Слайд №4)

Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение детей дошкольного возраста  к искусству.
  • Развитие  коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи

 (Слайд №5)

Театрализованная игра является:

Средством социализации дошкольника;

Средством развития эмоциональной сферы ребенка;

Средством развития психических процессов;

Средством развития речи дошкольников.  

(Слайд №6)

         Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, театр кукол бибабо, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр тростевых кукол. (Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)

К играм драматизации относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.)

В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.  Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми     сочиняются маленькие истории,  придумываются диалоги героев.

Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем ,    а   соучастником  педагогического   процесса.          

         Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем.  Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.
  • Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.
  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.   Работу   маленьких   актёров     можно организовать   следующим   образом:

Вначале они знакомятся с  инсценировкой.  О чём она?  Какие   события   в   ней главные?.

Затем предлагается  детям представить  героев инсценировки.  Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п..

Далее распределяются роли и идёт работа  над   ролью:   составляется   словесный   портрет   героя,   описывается   его   жилище,  любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывают отдельные  фрагменты сказки.

 Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  

(Слайд №7)

В работе с детьми воспитатель использует разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);        
  • Ситуация «проживания»;
  • Моделирование;
  • Противоречий и доказательств;
  • Ассоциаций;
  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • Организация творческого поиска;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Слушание аудиозаписи;
  • Коллаж из сказок;
  • Музыкотерапия

(Слайд №8)

Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную  гимнастику;
  • Чистоговорки и скороговорки;
  • Загадки;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
  • Упражнения на имитацию движений;
  • Упражнения на активизацию словарного запаса;
  • Упражнения на формирование разговорной речи;
  • Игры со словами и без слов;
  • Хороводные игры;
  • Подвижные игры с героями;
  • Обыгрывание эпизодов;
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;
  • Показ театрализованных представлений.  

(слайд №9)

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в ДОУ:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной  деятельности
  • побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:
  • приобщать детей к театральной культуре
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
  • организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.

(Слайд №10)

Условия для проявления самостоятельности и  творчества  в театрализованных играх:

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.

Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.

       

(Слайд №11)

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»

В настоящее время общество нуждается в  инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"

Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...

Рекомендация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Для организации детского театра используются разнообразные куклы, маски и декорации. При помощи театра формируются различные умения и навыки, которые стимулируют детское творчество. Так же с ребенком ...

Презентация "Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка"

В презентации представлены основные виды продуктивной деятельности дошкольников как средство развития творческих способностей детей....